Роман состоит из нескольких частей, при этом хронологическая последовательность событий по главам не соблюдается. В результате - читатель постепенно знакомится с внутренним миром главного героя, узнает о его проблемах, тревогах и желаниях. Сначала мы слышим о Печорине в рассказе его начальника Максима Максимыча, а затем читаем страницы его личного дневника. Место действия - Кавказ, начало ХIХ века. Предлагаем прочитать произведение в сокращении, так называемый читательский конспект.

История создания произведения

Замысел романа о современном молодом человеке появился под влиянием “Евгения Онегина” А. С. Пушкина. Впечатления от поездки на Кавказ также легли в основу сюжета “Героя нашего времени”. Автор посещал Тамань, общался с местными жителями - горцами, черкесами, казаками. Рис. 1. Казбич и Бэла. Иллюстрация В. Г. Бехтеева. 1939 год
Рис. 1. Казбич и Бэла. Иллюстрация В. Г. Бехтеева. 1939 год

Главные герои

  • Григорий Александрович Печорин - офицер из Петербурга, сосланный на Кавказ за какие-то провинности. Неординарная личность, обладает глубоким аналитическим умом, проницателен, предельно честен к себе. В то же время эгоистичен, высокомерен, не способен к сочувствию, играет чужими жизнями и судьбами.
  • Максим Максимыч - начальник Печорина, штабс-капитан, который давно служит на Кавказе.
  • Бэла - девушка-черкешенка, дочь местного мирного князя.
  • Княжна Мери (Мария Лиговская) - москвичка, аристократка, хорошо образованная и очень красивая.
  • Вера - бывшая возлюбленная Печорина, замужем.
  • Грушницкий - знакомый Печорина, юнкер, затем произведен в офицеры.

Предисловие

В предисловии Лермонтов указывает на то, что не стоит понимать название романа буквально. Герой нашего времени -  не изображение самого автора или его знакомых, а собирательный образ современного молодого человека с его слабостями и пороками, как его видит автор. Рис. 2. Казбич и Азамат. Иллюстрация М. А. Врубеля. 1891 год
Рис. 2. Казбич и Азамат. Иллюстрация М. А. Врубеля. 1891 год

Часть 1

В первой части романа мы видим Печорина со стороны. Сначала новый знакомый рассказчика повествует о событиях пятилетней давности. Затем встречает героя своего рассказа.

Бэла

Рассказчик-офицер в пути знакомится со штабс-капитаном, который служит на Кавказе уже много лет. Из-за непогоды случайным знакомым приходится ночевать вместе, и за стаканом чая рассказчик просит Максима Максимыча поделиться какой-нибудь интересной историей. Штабс-капитан вспоминает, как около пяти лет назад он был комендантом крепости. Туда оказался распределен молодой офицер по имени Григорий Александрович Печорин - славный малый, но со странностями. Например, на охоте не обращал внимания на холод и усталость, а в комнате пугался сквозняка. Недалеко жил старый черкесский князь с сыном Азаматом и двумя дочерьми. Сын - юноша пятнадцати лет, часто приезжал в крепость по разным делам. Был очень неравнодушен к деньгам. Старшая дочь выходит замуж, и старый князь пригласил русских офицеров на празднество. Между младшей дочерью Бэлой и Печориным возникла симпатия. Максим Максимович случайно подслушал разговор Азамата и знакомого черкеса Казбича. Речь шла о чудесном коне Казбича - Карагезе. Сын князя, мечтавший обладать им, готов был отдать все, что угодно. Предлагал даже выкрасть собственную сестру, так как Казбич был к ней неравнодушен. Однако все напрасно, гордый черкес отмахнулся от мальчика. Азамат сказал гостям, что Казбич напал на него, и началась драка. Русские офицеры покинули свадьбу. Рис. 3. Максим Максимыч провожает Печорина. Иллюстрация Н. Н. Дубовского. 1890 год
Рис. 3. Максим Максимыч провожает Печорина. Иллюстрация Н. Н. Дубовского. 1890 год
Максим Максимыч передал подчиненному подслушанный разговор, о чем очень впоследствии пожалел. Печорин подговорил Азамата украсть сестру, взамен пообещав мальчику коня Казбича. Азамат ночью привез Бэлу в крепость. Утром приехал Казбич, и пока он был у штабс-капитана, Азамат забрал коня и скрылся. Более о нем никто не слышал. В отместку Казбич убил старого князя, думая, что похищение коня было с его разрешения. Бэла жила в крепости, Печорин ухаживал за ней, добивался любви девушки лаской и подарками. В итоге черкешенка полюбила его, но герой, получив желаемое, охладел к ней. Ему снова стало скучно. Начал уезжать надолго на охоту. Бэла тосковала и мучилась. Штабс-капитан привязался к ней, как к родной дочери. На прогулке они издалека увидели Казбича. Девушка очень испугалась.
Важно! Однажды офицеры уехали на охоту. В их отсутствие черкешенка вышла пройтись, ее подкараулил и похитил Казбич. В погоне Печорин ранил его и застрелил его коня. Казбич ударил Бэлу кинжалом и скрылся. Она погибла через два дня. Мучилась и страдала, перед смертью все время говорила о своей любви.
Вскоре Печорина распределили в другой полк, и он уехал в Грузию. Рассказчик разъехался со штабс-капитаном и не думал больше с ним встретиться.

Максим Максимыч

Через несколько дней рассказчик неожиданно вновь встретил Максима Максимыча в гостинице, где остановился на несколько дней. Туда же приехал на щегольской карете еще один офицер. Штабс-капитан узнал у лакея, что это Печорин, ужасно обрадовался и послал передать давнему знакомому весточку о себе в уверенности, что он сразу прибежит увидеться. Однако старый приятель не пришел. Встреча состоялась на другой день. Рассказчик дает описание главного героя: привлекательный молодой человек, умеющий подать себя и держаться в обществе. Взгляд тяжелый, проницательный и в то же время равнодушный и спокойный. При ходьбе и разговоре практически не использовал жестикуляцию. При встрече Печорин держался холодно и отстраненно-вежливо, хотя Максим Максимыч был готов обниматься от радости. Пренебрежительное отношение давнего знакомого его глубоко задело и обидело. Печорин уехал в Персию, а штабс-капитан отдал рассказчику журнал его записей - дневник. Рис. 4. Княжна Мери и Грушницкий. Д. А. Шмаринов. 1941 год
Рис. 4. Княжна Мери и Грушницкий. Д. А. Шмаринов. 1941 год

Журнал Печорина

Мнение рассказчика о характере героя - заглавие книги.

Предисловие

Рассказчик сообщает о смерти Печорина по дороге из Персии. Он решается опубликовать отрывки из дневников как “историю души человеческой”. Просит снисхождения к недостаткам Печорина, говорит о его искренности.

Тамань

По делам службы Печорин прибыл в Тамань ночью, и за неимением подходящей квартиры остановился в избе на окраине. Хозяйки нет, встречает его только слепой мальчик. Расположившись, рассказчик замечает, что тот куда-то уходит с узлом под мышкой и спускается к морю. Там слепой встречает красивую девушку, вместе они дожидаются некого Янко. Он привозит в лодке какой-то груз, с которым все трое удаляются. Утром Печорин из любопытства спрашивает слепого о ночном путешествии, но тот все отрицает. Встречает и вчерашнюю девушку, она напоминает русалку-ундину и вызывает интерес. Офицер пытается что-то узнать у нее о ночном походе, однако получает уклончивые и туманные ответы. Вечером ундина приглашает его на ночное свидание. Предупредив своего казака, Печорин ночью спускается к морю и встречает девушку. Они плывут на лодке далеко от берега. Девушка начинает бороться с ним и выталкивать знакомого за борт, чтобы он не донес в полицию о том, что видел контрабандистов. Однако сама оказывается в воде, а несостоявшаяся жертва уплывает на лодке. Причалив, Печорин затаился на берегу и увидел, как выплыла девушка. Прибыл и Янко, затем пришел слепой. Они решают покинуть Тамань навсегда в страхе, что русский офицер расскажет о контрабанде в полиции. Старуха и слепой мальчик остаются без средств к существованию. Наутро рассказчик уезжает из Тамани. Рис. 5. Печорин на диване. Д. А. Шмаринов. 1941 год
Рис. 5. Печорин на диване. Д. А. Шмаринов. 1941 год

Княжна Мери

Печорин приезжает в Пятигорск и снимает хорошую квартиру в живописном месте на краю города. Он идет к источнику лечебных вод и встречает знакомого юнкера - Грушницкого. Описывает его как недалекого человека, которому важно производить впечатление на окружающих, склонного к романтическим страданиям, необыкновенным чувствам и самолюбованию. Мимо них проходят княгиня Лиговская и ее дочь Мери. К ней явно неравнодушен Грушницкий, и это забавляет его собеседника. Из страсти противоречить он выставляет на смех восторги пылкого юнкера, чтобы позлить влюбленного. Кроме того, признается, что чувствует зависть - привлекательная девушка обращает внимание не на него. Печорин рассказывает о новом знакомом - докторе Вернере. Он выделяет его из всего местного общества, считает равным себе по уму. Приятели беседуют о княгине Лиговской и Мери, обсуждают увлечение молодого юнкера. Чтобы избежать скуки, Печорин решает развязать комедию и посмеяться над чувствами молодых людей. Какую интригу он задумал - доктору не рассказывает. В течение нескольких дней Печорин нарочно не знакомится с княжной. Но старается позлить ее: переманивает ее гостей с помощью шампанского, покупает первым дорогой ковер, который выбрала княжна. Грушницкого же уверяет, что княжна влюбилась в него, а сам внутренне смеется над ним.
Важно! Однажды около источника Печорин встретил свою прошлую любовь - Веру. Она замужем, но сохранила глубокие чувства к возлюбленному. Чтобы не вызывать подозрений, они решают видеться в доме княгини Лиговской.
Через неделю все общество собралось на бал. Печорин держал себя очень учтиво и деликатно, пригласил Мери на вальс. Намекнул княжне, что она ему давно нравится. После танца ее попытался позвать на мазурку пьяный господин, с подачи драгунского капитана. Тот хотел проучить приезжую аристократку и вовлечь в неприятную историю. Печорин пресек эти намерения и помог княжне избежать позора. Она была очень благодарна, представила его матери, а та пригласила бывать у них. Рис. 6. Дуэль. М. А. Врубель. 1891 год
Рис. 6. Дуэль. М. А. Врубель. 1891 год
Печорин начал бывать у Лиговских, встречал там Веру. Замечал, что княжне наскучил Грушницкий и она влюбляется в него. Этого рассказчик и добивается, сам не зная зачем. Он и не думает связывать себя узами брака. Хочет просто насладиться обладанием молодой души, которая похожа на едва распустившийся цветок. А потом выкинуть его на пыльной дороге - “авось кто-нибудь поднимет”. Девушка полюбила Печорина, а ему стало скучно в ее обществе. Его забавляет ревность Грушницкого, который из-за оскорбленного самолюбия распускает в городе слухи про их свадьбу. Вера ревнует, княгиня ждет сватов. Однажды во время прогулки на природе Печорин целует в щеку Мери, она признается ему в любви. Он ничего не отвечает. Получает наслаждение при мыслях о мучениях девушки. На следующий день говорит, что не любит ее. Вечером Печорин случайно услышал, как компания офицеров с Грушницким и драгунским капитаном что-то задумывают против него. Хотят проучить молодого человека - вызвать его на дуэль, а пулю в пистолет не положить. Все в городе, кроме княжны Мери и Веры, отправляются поздно вечером на выступление фокусника. В это время Печорин идет на свидание к Вере, на обратном пути его подкарауливают и безуспешно пытаются поймать враждебно настроенные офицеры. Утром Печорин во время завтрака в присутствии мужа Веры слышит, как Грушницкий в разговоре обвиняет его в ночном визите к княжне Мери. Вызывает его на дуэль. Секундантами становятся драгунский капитан и доктор Вернер. Ночью герою не спится, он рассуждает о том, что ничем не жертвовал ради тех, кого любил. Любил для собственного удовольствия. Утром противники и секунданты встретились за городом. Грушницкий отказался взять свои слова обратно. Печорин предложил стреляться на краю отвесной площадки, чтобы труп можно было списать на несчастный случай. Сначала стрелял Грушницкий и немного ранил противника в ногу. Печорин настоял на том, чтобы его секундант перезарядил пистолет (туда не положили пулю). Застрелил противника и уехал, долго бесцельно скакал по степи. Вернувшись, Печорин получает записку от Веры: она призналась мужу в неверности, и они уехали. В попытке догнать ее Печорин насмерть загнал коня. Начальство высылает Печорина в другую крепость за дуэль. Он прощается с Лиговскими, при этом княгиня предлагает ему жениться на Мери. В разговоре с княжной наедине Печорин вновь унижает ее. Рис. 7. Иллюстрация к роману "Герой нашего времени". Художник М. Зичи
Рис. 7. Иллюстрация к роману "Герой нашего времени". Художник М. Зичи

Фаталист

Печорин живет в крепости под начальством Максима Максимыча. Вспоминает, как однажды в кругу офицеров зашел интересный разговор: предопределена ли судьба человека или он может сам управлять своей жизнью? Серб Вулич предложил на спор выстрелить в себя. Он был фаталистом, то есть считал, что предопределение есть. Если это так, то он останется жив после выстрела. Печорин принял пари, ему казалось, что серб сегодня умрет. Вулич выстрелил, но произошла осечка. По пути домой Печорин наткнулся на разрубленную свинью. Тут же встретил двух казаков, которые ловили третьего, пьяного, который и зарубил животное. Под утро к Печорину пришли офицеры. Оказалось, тот пьяный казак убил Вулича и прятался в избе. Рассказчик решил тоже испытать судьбу. Рискуя, он проник в хату и схватил казака, тот выстрелил, но промахнулся. Буяна связали офицеры. После этого Печорин размышляет о том, что можно стать и фаталистом, но в жизни все может быть не так просто, как кажется. Роман “Герой нашего времени” - классика русской литературы. По мотивам произведения великие художники писали картины - М. Врубель, И. Репин, В. Серов. Кроме того, сняты художественные фильмы и сериал. В Тамани открыт дом-музей М. Ю. Лермонтова. Предлагаем вам также аудио-версию краткого содержания романа.

Полезные статьи по теме:
Анализ дуэли Печорина и Грушницкого
Характеристика образа Бэлы
Характеристика Грушницкого
Характеристика образа Печорина