Особенности характера Печорина

Чтобы понять и оценить поступки Печорина, нужно знать некоторые особенности его противоречивого характера. Его мыслящая и энергичная натура, склонная к самоанализу, смелость и честность соседствуют с апатией и скептицизмом, враждебным отношением к людям. Печорин давно не верит в дружбу и любовь, однако сам пытается решать жизненные проблемы и давать оценку своему поведению. Молодой человек непонятен для окружающих.

Тема судьбы в романе герой нашего времени

Максим Максимыч называет его «славным малым, но немножко странным». Его небрежная ленивая походка говорила о некоторой скрытности характера, глаза не смеялись, когда он смеялся. Это могло быть признаком «злого нрава или глубокой постоянной грусти». Внутренний мир героя хорошо раскрывает «Журнал Печорина», который состоит из трех повестей, и в каждой из них герой находится в центре происходящего.

Делая ежедневные записи, он говорит о своих впечатлениях, анализирует прожитый день:

  1. «Зачем я жил?».
  2. «Для какой цели я родился?».

В этом самокопании — его сила и слабость одновременно, превосходство над окружающими и полная разочарованность в жизни. Описание природы глазами героя также помогает глубже войти в его внутренний мир и настроение. Описывая дорогу к дуэли с Грушницким, Печорин отмечает какую-то особенную красоту и свежесть утра. Он восторженно смотрит на окружающий его пейзаж, но постепенно мысли переключаются на предстоящее событие: скоро может решиться его судьба.

Как печорин относится к проблеме судьбы

И природа, как бы сострадая его чувствам, становится все тревожнее и мрачнее. Читая о его приключениях, можно сделать вывод, что Печорин совсем не ценит свою жизнь. Для него даже смерть — игра, которая вносит чувство новизны в его однообразную повседневность. Печорин все время рискует жизнью, не боясь опасностей. Сколько добрых дел мог совершить такой смелый и волевой человек, но, к сожалению, пока он способен лишь на «острые ощущения» и игру с судьбой.

Судьба в понимании героя

Глубокое внимание к проблеме человеческой судьбы воплощено в произведении Лермонтова в главном герое. Называя себя «топором в руках судьбы», Печорин пытается оправдать свои безнравственные поступки тем, что совершает их по воле судьбы.

Вера Печорина в судьбу дает ему право самоутвердиться. Он полагает, что, обижая людей, он справедливо наказывает их за совершенные в жизни грехи.

Лермонтов, опережая время на несколько десятилетий вперед, подводит читателя к проблеме «сверхчеловека», которая позднее в полную силу отразится в образе Раскольникова у Достоевского. Стремление испытать судьбу склоняет героя к совершению бессмысленных неблаговидных поступков:

судьба в романе герой нашего времени

  1. Ему хочется «побесить» Грушницкого, который ухаживает за Мери. Он посмеивается над ним, зная наперед, что девушка вскоре потеряет к нему интерес. И как бы приближая событие, влюбляет в себя княжну, будучи совершенно к ней равнодушен. История заканчивается дуэлью. Зная, что пистолеты противника не заряжены, он хладнокровно производит выстрел и убивает Грушницкого.
  2. Для собственной забавы он уговаривает Азамата украсть для него Бэлу. В первом споре с судьбой он терпит поражение: после смерти Бэлы душа его долго не находит покоя.
  3. Чувствуя себя игрушкой провидения, он необдуманно причиняет зло честным контрабандистам, лишив бедных людей последнего заработка.

После встречи с Максимом Максимычем Печорин, казалось бы, совсем сдался под ударом рока, не в силах ему противостоять: «Такова была моя участь с самого детства. Я был скромен — меня обвиняли в лукавстве: я стал скрытен… Я был готов любить все человечество, — меня никто не понял: и я выучился ненавидеть…».

Свой жизненный сценарий он определяет в виде комедии, фарса и мелодрамы: «Я вступил в эту жизнь, и мне стало скучно и гадко, как тому, кто читает дурное подражание давно ему известной книге».

Трагедии же, которые Печорин оставляет после себя, он не видит или не хочет видеть. Признавая собственное бессилие в сражении с провидением, не желая его изменить, главный герой не смиряется, а продолжает совершать безумные и бессмысленные поступки.

Философские проблемы в произведении

Все вопросы, связанные в романе с проблемами влияния судьбы на человека, решаются в повести «Фаталист». Для решения этих проблем автор берет как пример жизнь Вулича, который еще больше верит в фатальный исход, чем Печорин. Решив проверить свою судьбу, Вулич заключил с Печориным следующее пари: он выстрелит в себя из заряженного пистолета и посмотрит, останется в живых или нет. Печорин в это самое время предрекает ему смерть.

тема судьбы в герое нашего времени

Но пистолет дает осечку, и Вулич остается жив. На следующее утро разносится весть, что Вулич погиб в тот же вечер от шашки пьяного казака. Таким образом, Печорин оказался прав, объяснив это тем, что «на лице человека, который должен умереть через несколько часов, есть какой-то странный отпечаток». По мысли литературоведов, Лермонтов, следуя своей писательской манере, разрешает вопрос судьбы в форме злой шутки дьявола над человеком.

В Вулича словно вселяется бес, который заставляет заключить это страшное пари. И он же заставляет его попасть под руку разбушевавшемуся пьянице. Но трагический финал истории можно смягчить высказыванием Максима Максимыча, который говорит, что осечки часто случаются из-за плохой смазки, но не отрицает и фатального исхода: «Видно, уж так у него на роду было написано».

Тема рока и предопределения в романе тесно переплетается с темой поколения, которая прослеживается во всем творчестве поэта. Лермонтов опечален тем, что лучшие представители дворянства, образованные, ищущие смысл жизни («потерянное поколение»), не могут найти применения своим силам.

Еще материалы по роману М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени":