Психологический портрет печорина лермонтов

Чтобы его понять, нужно обратить внимание не только на поведение и поступки, но также и на внешность персонажа, характеры окружающих людей, в которых отражаются некоторые его черты.

Отношение героя к дворянскому кругу

В произведении «Герой нашего времени» наглядно виден конфликт между человеком и социумом, это немаловажная особенность романтизма. Писатель обыгрывает это явление в необычном ключе. Он описывает героя знатного происхождения, ощущающего себя чужим среди аристократов.

У Печорина была возможность увидеть разницу между обычными людьми и представителями высшего света. Вначале он живёт среди простого народа, потом герой вынужден терпеть лицемерных дворян, погрязших в сплетнях и интригах. Автор показывает не столичных кавалеров и их спутниц, а так называемое водяное общество.

Это московская и местная знать, прибывшая оздоравливаться на воды. Так, М. Ю. Лермонтов как бы демонстрирует, насколько одинаковы представители высшего света.

В основном это середняки, не имеющие:

  • власти;
  • средств;
  • знатности.

Психологический портрет лермонтова

Примечательно, что «Княжна Мери» написана от имени Печорина, что даёт возможность проследить за отношением главного персонажа к аристократическому обществу. Он общается с дворянами, наблюдает за этими людьми. Доктор Вернер является посредником между Печориным и «водяным обществом». Он занимается лечением аристократов, поэтому ему много что о них известно.

Печорин чувствует себя неуместным в обществе московских женщин, таким же он ощущает себя и в компании юнкера Грушницкого.

Герой иронично описывает «старомодные сюртуки» дворян, говорит о столичной знати, насмехающейся над провинциальными домами, но при этом не имеющей доступа к дорогим жилищам города.

Печорин рассказывает о небогатых людях, которые тем не менее могут себе позволить праздный образ жизни. Ему сложно уложить в голове, как можно ограничиваться:

  • карточными играми;
  • пикниками;
  • пьянством;
  • балами.

Психологический портрет героя печорин

Он верно подмечает, что в таком обществе невозможно встретить никаких глубоких раздумий. Аристократы обожают сплетничать, это и есть их пища для ума.

Допустим, по городу быстро расходится слух, что Печорин собирается взять в жёны княжну Мери.

Мужчине мерзко находиться среди людей, которые обеспокоены мелкими страстями и ничего не знают о таких ценностях, как:

  • искренность;
  • благородство;
  • честность.

Дворяне никогда не вмешиваются в какие-то малоприятные истории, даже если на их глазах кого-то унижают. Например, когда адъютант видит, как оскорбляют княжну Мери, он предпочитает оставаться безучастным.

Женский пол

Григорий Печорин отмечает, что не раз влюблялся и был любим, однако его чувства никогда не длились долго, они только раздражали самолюбие и воображение, не наполняя сердце.

Пытаясь найти своё счастье, мужчина строит отношения с разными девушками:

  • княжной Мери;
  • Верой;
  • Бэлой.

 психологический образ печорина

Проблема в том, что он быстро начинает уставать от женского общества. В одной его раздражает наивное кокетство, в другой — простосердечие и невежество. Он не может построить долговременные отношения, так как не в силах распрощаться с собственной свободой, которая для него находится в приоритете над всем остальным. Печорин опасается, что женитьба отнимет у него самое ценное.

Герой признаётся, что женский пол всегда имел огромное значение в его жизни, однако, невзирая на это, он никогда никого не ценил, а лишь приносил боль и усложнял жизнь избранницам.

Подобное поведение Печорин связывает с присущей ему гордыней. Он понимает, что его любовь никого из женщин не сделала счастливой.

Несчастный человек

В своих дневниках герой делает акцент на том, что он несчастный человек, который доставляет другим только беды. Чем бы он ни занимался, всё ему быстро наскучивает и становится неинтересным. Именно этим и обусловлено его равнодушное и бездумное отношение к жизни. Он осознаёт, что ничто не способно по-настоящему его увлечь, что с каждым днём он чувствует себя всё более пустым. Пытаясь изменить ситуацию, Печорин меняет круг общения, своё месторасположение. Он говорит, что никак не может ощутить внутреннюю наполненность, ему «всё мало».

 печорин психолог

Психологический портрет героя демонстрирует неоднозначность и противоречивость натуры, его самооценка нестабильна и непостоянна. Он то нуждается в жалости, то испытывает лютую ненависть к самому себе. Он улыбается людям, но в действительности ощущает внутри себя «холодное, бессильное отчаяние». Он не знает, как стать счастливым. Герой понимает, что не сумел угадать свою истинную цель в жизни, которая, по его мнению, точно существовала.

В произведении М. Ю. Лермонтова психологический портрет мужчины появляется в главах, которые посвящены действиям, описываемым глазами Печорина.

Исследование Печорина

Образ «героя времени», воплотившийся в романе Лермонтова, раскрывается не только психологически. Литературное произведение является попыткой автора проанализировать состояние современного общества, понять нравственную атмосферу, в которой созревают ростки новой жизни.

Главный герой является тем единственным, кто берёт на себя ответственность не только судить людей, но и также и проявлять критичность по отношению к самому себе. Писатель даёт читателю возможность исследовать разные стороны жизни в их соотношении с судьбой конкретной личности и изучить человеческую судьбу на фоне социально-исторических событий.

 психологическая характеристика печорина

Автор произведения — психолог, он рассматривает особенности духовного искажения людей окружающей средой, учитывая обстоятельства, которые стали роковыми в их жизни.

Рассматривая психологизм портрета главного персонажа, следует отметить, что при создании этого образа писатель сделал акцент на его внутреннем ожесточении.

В дневниковых главах личность героя исследуется согласно принципу «взаимохарактеристики персонажей». Некоторые качества Печорина находят своё отражение в характерах Вернера и Грушницкого. Главный герой углубляется внутрь самого себя, познавая собственный мир и анализируя поведение окружающих.

Чтобы понять, кем является Печорин, важно обращать внимание и на то, как он выглядит. При создании портрета героя автор использует самые выразительные изобразительные средства.

Психологический портрет печорина героя литературного произведения

Важно обратить внимание и на композицию произведения, она играет не последнюю роль в формировании замысла писателя. В первых главах характер мужчины раскрывается исключительно с внешней стороны. Личность Григория проявляет себя в поступках, а также в отношении к нему иных героев. Когда читатель знакомится с дневником Печорина, он понимает, что это исповедь героя, объясняющая многие его решения.

В своём произведении Лермонтов объединил глубокий психологический анализ тяжёлой духовной жизни личности и аналитическое изображение времени социальных разочарований, это период конца 30-х годов. Это первый в России психологический роман, раскрывающий перед читателем внутренний мир героя посредством его размышлений и поступков.

Однако при этом характеристика отнюдь не типового персонажа остаётся для автора такой же трудной задачей.

Эгоистические проявления

Григорий никогда не ощущает своей жизни целиком. Ему кажется, что в нём живут одновременно два человека. Один является активным деятелем, а второй — судьёй. Мужчина всё время анализирует собственное поведение. Может быть, именно из-за этого он не способен жить полной жизнью и испытывать от неё радость.

Среди наиболее ярких черт героя — эгоизм и циничность. Он стремится всё устроить так, как хочет любой ценой. В этом он похож на своенравного мальца, который не отступит до тех пор, пока не удовлетворит своё желание. Григорий демонстрирует детскую наивность, ведь он никогда по-настоящему не осознаёт, что его эгоистичные устремления способны искалечить человеческие судьбы.

Он ставит свой каприз в приоритете над всем остальным, попросту не задумываясь о страданиях, которые могут испытывать из-за него люди. Не исключено, что именно из-за этой своей черты Печорин отгораживается от народа и чувствует себя выше окружающих.

Психологизм печорина

Следует сказать и о том, что персонаж ощущает, что появился на свет для какой-то большой цели. Однако он не желает заниматься её поисками, предпочитая бездумно просто развлекаться. Он ищет удовольствия, но ничто его по-настоящему не наполняет. Человек сам не знает, что ему нужно.

Жизнь Печорина проходит в погоне за мелкими радостями. Он растрачивает себя на какие-то пустые вещи и понятия не имеет, к чему ему стоит стремиться. Григорий особо не дорожит своей жизнью, поэтому он начинает играть с ней. Он хочет разозлить Грушницкого и добиться, чтобы тот направил на него оружие, это объясняется болезненным любопытством мужчины, который страдает от бесконечной скуки и чувства внутреннего опустошения. Ему абсолютно всё равно, чем подобные игры могут для него закончиться.

Таким образом, постоянный самоанализ Печорина позволяет дать объяснение многим его поступкам. Он отлично изучил каждую свою эмоцию, что позволяет читателю лучше узнать его непростую и многогранную личность.