Каковы особенности композиции романа герой нашего времени

Специфика построения текста

Согласно теории литературы, в структуре любого произведения лежат несколько компонентов. Это завязка, экспозиция и развязка. Сначала читатель знакомится с персонажами, местом действия. Затем с ними происходят какие-то события. Наконец, в развязке становится понятно, к каким итогам пришли действующие лица.

Однако Лермонтов сознательно отказался от простой линейной схемы. Композиция «Героя нашего времени» кольцевая. Речь идет о нарушении хронологии происходящих событий ради более точного воплощения авторского замысла.

Особенности композиции романа герой нашего времени

Каковы же основные черты такого построения произведения:

  1. Сюжетная канва не совпадает с фабулой текста.
  2. За счет нестандартного построения читатель сосредоточен не на восприятии жизненных событий героя, а на анализе его внутреннего мира, переживания.
  3. Своеобразие изложения дала возможность Лермонтову показать Печорина в моменты, наиболее важные для его личностного становления, отказавшись от нудного перечисления большого числа событий.

Не зря такая композиция носит название «напряженной». Показаны только ключевые эпизоды, поэтому читатель постоянно в напряжении, нет ни единого незначительного момента. Суть кольцевой композиции в том, что рассказ о судьбе Печорина завершается там же, где он был начат — в крепости. Именно здесь читатель впервые видит его глазами Максима Максимовича. Именно отсюда он и уезжает в Персию.

Правильное расположение частей

Роман изучается в двух плоскостях — так, как главы расположил автор и так, как они должны следовать согласно верной хронологии. Нарушая последовательность событий, Лермонтов создает реалистичный облик своего непростого человека. Сначала Печорин кажется откровенным подлецом, для которого нет ничего святого. Однако постепенно его образ меняется в восприятии читателя, становясь сложным, неоднозначным.

Композиция романа герой нашего времени

Этот человек страдает, но ничего не может с собой поделать. Это человек своего времени, его жертва. Если расположить части текста в верной хронологии, получится обычный скучноватые приключенческий роман с налетом авантюризма и любовной тематикой. «Правильная» композиционная структура такова:

Композиция герой нашего времени

  1. «Тамань». Путешествие героя по Кавказу только начинается.
  2. Глава «Княжна Мэри». Именно здесь главный герой посмеялся над чувствами Мэри и сразился на дуэли с Грушницким, хотя вполне мог бы избежать кровопролития. За дуэль его отправляют в ссылку.
  3. «Фаталист». Печорин прибывает в казачью станицу, где происходит удивительная история с Вуличем.
  4. «Бэла». Похищение и горькая судьба восточной девушки оживают на страницах этой главы.
  5. «Максим Максимович».
  6. «Предисловие к журналу Печорина». Из этой небольшой части романа читатель узнает, что главный герой умер.

Лермонтов сознательно отказался от линейного изложения. Сначала он показывает Печорина глазами других людей и только после этого дает персонажу возможность высказаться самому. При написании сочинений по тексту это важно учитывать. Нарушенная хронология — это смелый авторский шаг в классической литературе.

Значение путаницы

Основные художественные особенности «Героя нашего времени» — это отсутствие единой сюжетной линии и наличие 5 повестей, единственное связующее звено между которыми — сам герой.

Композиция романа герой нашего времени

Для чего же Лермонтов выбрал столь оригинальную манеру изложения, для чего нарушил линейность? Основное назначение кольцевого построения сюжета — более детальное, глубокое и объективное раскрытие образа главного героя. В первой главе его облик почти отталкивающий. Печорин лишь по своей прихоти похищает Бэлу, восточную красавицу, у ее отца. Он не собирается жениться на ней, черкешенка интересна ему лишь очень непродолжительное время. Сделав ее любовницей, разлучив с семьей, заставив нарушить все традиции гордых жителей Кавказа, герой быстро утрачивает свой интерес к простой девушке.

Судьба Бэлы трагична: вырванная с корнем из своей привычной среды, она познала горечь несчастливой любви и одиночество. Мучения девушки прервал выстрел влюбленного в нее Казбича.

Новые черты в главном герое

Далее образ Печорина раскрывается еще более глубоко. В главе «Максим Максимович» читатель неожиданно узнает, что персонаж умер по пути в Персию. Из дневника героя становятся известны события, произошедшие с ним до того, что описано в повести «Бэла».

Композиция герой нашего времени

Оказывается, Печорин смел, не побоялся вступить в конфликт с контрабандистами. Он умен, устал от окружающего его светского общества, поэтому и оказался столь жесток с Мэри и Грушницким. Жизнь постепенно убивала в нем искренние чувства, однако рассказ о взаимоотношениях с Верой заставляет даже посочувствовать герою.

Прописывая каждую строчку своего дневника, Печорин обнажает свою душу. Самому себе он не врет. Образ отрицательного героя, подлеца и соблазнителя меняется в сознании читателя на облик жертвы обстоятельств. Этот человек не мог поступить иначе, поскольку к определенным деяниям толкала его сама жизнь.

Чтение дневника помогает понять характер героя, его двойственность, противоречивость. Он одинок, не сумел найти родственную душу, именно поэтому огрубел, стал циничным и безжалостным. Он хотел любить, но мир не был готов принять его любовь, оттого он научился ненавидеть.

Трагедия Печорина

Специфика сюжета и композиции «Героя нашего времени» направлены на глубокое раскрытие трагичности характера и судьбы главного героя. Вот почему Лермонтов отказался от классической манеры изложения. Писатель заставил читателя пройти своеобразный путь от отвращения к своему герою до принятия и сочувствия его непростой судьбе.

Композиция герой нашего времени лермонтов

Конечно, даже краткий анализ личности говорит о том, что Печорин — это однозначно не положительный герой. Он сделал слишком много зла, совершил достаточно дурных поступков и неспособен даже раскаяться в них. Он искренне переживает смерть Бэлы, но считает виновным в ней Казбича, а отнюдь не самого себя.

В доверительном разговоре с Мэри он говорит о том, что общество превратило его в нравственного калеку. Но каким-то образом помешать этому он не пожелал. Герой состоит на военной службе, он смел, но не сумел найти в себе достаточной отваги для того, чтобы вырваться за рамки своего окружения и пойти собственным путем. Именно поэтому он достоин одновременно и порицания, и сочувствия.


Еще материалы по роману М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени":