Картина Серова «Мика Морозов»

Жанр и история создания картины

Серов стал известен благодаря портретам, на которых он изображал актеров, певцов, знаменитых соотечественников и членов их семей. Широко известны такие работы живописца:

  • «Девочка с персиками»;
  • «Савва Мамонтов»;
  • «Мария Васильевна Якунчикова»;
  • «Летом» (Портрет Ольги Федоровны Серовой);
  • «Николай Андреевич Римский-Корсаков».

Валентин Александрович Серов

Картина «Портрет Мики Морозова» создана Валентином Александровичем Серовым в 1901 году. На ней он изобразил сына Михаила Абрамовича Морозова — известного промышленника, мецената и коллекционера произведений литературы и живописи.

Спустя годы изображенный на картине мальчик станет уважаемым человеком и яркой личностью. Михаил Михайлович Морозов прославится как литературовед, преподаватель английской литературы и переводчик. Он посвятит свою жизнь изучению творчества Шекспира и станет основателем научного шекспироведения. Морозов подготовит первое в стране издание «Гамлета» на английском языке.

Он останется в памяти как образованный человек, поражающий даже иностранцев хорошим знанием английского языка. Более подробно с биографией Михаила Морозова можно ознакомиться в Википедии.

Картина «Мика Морозов» была написана за несколько сеансов, которые длились не более получаса, поскольку перед художником стояла сложная задача — удержать внимание непоседливого ребенка. В результате получилось необычайно живое и выразительное полотно, дышащее светом, радостью и любовью.

Описание полотна

На картине Валентина Серова «Мика Морозов» изображен четырехлетний мальчик с горящими глазами, который не может оставить зрителя равнодушным.

Ребенок сидит в большом кресле. Его образ напоминает амура или купидона, именно так изображали этих персонажей художники и скульпторы. Все внимание художника сконцентрировано на лице и энергичной позе ребенка. Мика — открытый и дружелюбный малыш с широко распахнутыми глазами, которому все интересно. Он хочет познавать мир, и мир принимает его. Мику увлекает происходящее. Возможно, находящиеся рядом близкие стараются удержать его в одном положении и добиться от него неподвижности.

Мальчик присел на самый краешек кресла и готов в любой момент убежать. Живописцу удалось поймать единственный момент, который характеризует непоседу, его подвижность и нетерпение. Ему хочется быстрее убежать в поисках приключений, которыми наполнен новый день.

Картина «Мика Морозов»

Мальчик чем-то напоминает маленькую птичку, готовую при малейшем шуме или движении вспорхнуть и улететь. Так и малыш готов убежать на улицу или в свою комнату, откуда зритель вскоре услышит его счастливый звонкий смех и веселый голосок. Яркий мир для него интереснее, чем работа художника над картиной. Но он очень старается, выполняя просьбу взрослых, сидит неподвижно.

Глаза малыша невероятно выразительны. Они наполнены шаловливостью и любопытством, которые мастерски передал Валентин Серов.

Открытое лицо маленького Микки излучает радость и восторг. Желание мальчика познавать мир и жить полной жизнью точно передал Валентин Серов.

«Мика Морозов»

«Мика Морозов» — полотно, наполненное динамикой. Несмотря на то что фигура мальчика неподвижна, художнику удалось точно уловить стремительность и желание постоянно двигаться. Его рот слегка приоткрыт, словно он хочет что-то рассказать взрослым. Копна золотистых волос обрамляет чистое светлое лицо, покрытое нежным румянцем.

Окружающая обстановка для живописца не имеет большого значения. Для него важны непосредственность и естественность ребенка, его жажда познания окружающего мира. Обычно эти качества взрослые люди стараются скрыть и не выставлять напоказ.

Для фона автор выбирает темный тон. Он помогает сконцентрировать внимание на белой рубашке Мики, его светлом и задорном образе, напоминающем солнечный лучик в темной комнате.

Описание картины можно использовать для читательского дневника и устного сочинения в 7 классе.

Выразительные средства

Серову удалось написать реалистичный портрет активного ребенка в стиле импрессионизма. Для работы над полотном мастер выбрал не открытое пространство, а замкнутое помещение. Главная тема работы — сияющий образ маленького мальчика, его белая одежда и румяное, пышущее здоровьем лицо.

Картина написана в нежных пастельных тонах. С помощью нежных оттенков автор подчеркивает детскую непосредственность и готовность воспринимать все, что говорят взрослые. Цветовая палитра насыщена теплыми цветами:

  • розовым;
  • медовым;
  • оливковым;
  • светло-коричневым.

Тонкие линии сочетаются с незначительной проработкой мелких деталей. Изображение выглядит естественно. Отсутствует наигранность и напряженность, свойственная детским портретам или фотографиям.

Дети описывают картину

Изображение детской фигурки построено на контрастах. На темном фоне большого кресла живописец изобразил мальчика, одетого в белую рубашку. Силуэт ребенка обрамляет легкое сияние, передающее движение воздуха вокруг малыша. Так Серов хотел передать подвижность и неусидчивость маленького Мики.

Кажется, что массивные подлокотники пересекают изображение по диагонали. Такой прием позволяет расположить детскую фигуру ближе к зрителю и сделать его движения выходящими за границы полотна.

Серов делает пространство глубоким. За счет дальней перспективы у зрителя возникает впечатление, что мальчик с полотна смотрит на него. Дальнее расстояние не требует детализации изображения, создает целостность восприятия и делает портрет живым и выразительным.

Удачно подобранное освещение точно передает цвет и бархатистость кожи ребенка, кудрявые волосы, горящие глаза и стремительные движения.

Работы Серова отличаются большим разнообразием положений персонажей. С особым вниманием художник относился к выбору жестов, поз и выражению лица. Он был уверен, что портрет должен быть индивидуальным и отражать внутреннее содержание человека. Современники с восторгом восприняли картину, считая ее символом беззаботного и счастливого детства. Зрители отмечали высокое сходство изображенного на портрете мальчика с сыном Морозова.