Опера Вагнера «Тангейзер»

История написания

Вагнер решил написать оперу «Тангейзер»

Вагнер решил написать оперу «Тангейзер», когда находился в Париже в 1841 году. Завершив работу над «Летучим Голландцем», он находился в поисках интересного сюжета для нового произведения. И ему вспомнилась легенда о Тангейзере и Волшебной горе, которую он знал по одной из новелл Людвига Тика. Вначале её сюжет не очень заинтересовал Вагнера, но весной 1842 года, направляясь в Дрезден, он решил посетить Вартбургский замок и был впечатлён его древними «тенями». Тогда он загорелся идеей скомбинировать историю Тангейзера с легендой о состязании певцов в Вартбурге.

Очевидно, что Тангейзеру и вправду доводилось бывать в этом городе, однако это было гораздо раньше, чем датировалось состязание. Впрочем, даже первый вариант легенды о Вартбургском турнире миннезингеров записали не сразу, а лишь после смерти участников мероприятия. Ясно, что здесь содержались многочисленные исторические неточности и фантазии автора, которые так и продолжили наслаиваться. Пересказ Гофмана содержит множество побочных линий, среди которых можно отметить:

  • любовь Матильды и Вольфрама;
  • магические заболевания Генриха;
  • дружеские отношения между главными героями;
  • заявление о том, что проигравший на турнире будет лишён жизни.

Молодой композитор объединил высокомерного Генриха с весёлым и одновременно чувственным Тангейзером, который успел побывать у Венеры. Вагнер превратил своего персонажа в проповедника сексуальности, проявляющего стремление к вере, и противопоставил его социуму. Герой нуждается в противовесе, так что истинный победитель состязания фон Эшенбах, который никогда не имел ничего против прославления сексуальных отношений, превращается в оперного Фольфрама, тяготеющего к возвышенным чувствам.

Супруга устроителя сражения, графиня София, заступившаяся за Генриха, перевоплотилась в незамужнюю племянницу хозяина, объединившись со своей будущей невесткой Элизабет. Меньше всего изменений можно заметить у Германа, который максимально остался самим собой.

В 1842 году композитор приступил к написанию либретто. Чтобы завершить эту работу, ему понадобился год. Далее он занялся композицией. Он так увлёкся процессом, что искренне переживал, что внезапная смерть может помешать доделать начатое.

Успех и провал постановки

Успех и провал постановки «Тангейзер»

В 1845 году оперу приняли к постановке в Дрезденском театре. Премьера состоялась 19 октября и прошла довольно успешно. Опера была поставлена в нескольких городах, со временем публика стала проявлять всё больший интерес к ней, однако композитор не был удовлетворён своей работой и постоянно вносил в неё какие-то коррективы. Больше всего изменений он утвердил перед парижской премьерой 1861 года. Вагнер очень волновался перед этой постановкой. Он мечтал о том, чтобы покорить Париж и упорно не замечал ту славу, которую уже успел приобрести.

К сожалению, постановка провалилась, виной этому оказались вовсе не музыкальные, а политические причины. Непрекращающаяся франко-германская борьба обусловила большой скандал между членами «Жокей-клуба». Те, кто привык приходить ко второму акту, где, как правило, ставился балет, были возмущены его переносом на начало. Подобное недовольство проявилось в виде нескольких хулиганских выходок. Сохранились свидетельства участников событий, где сообщается, что устроить подобные безобразия членам «Жокей-клуба» было рекомендовано, ну а музыкальная составляющая никаких нареканий у них не вызвала.

Нужно сказать, что произведение очень впечатлило французскую богемную элиту, в частности, Берлиоза и Бодлера. Однако на виду были хулиганские крики и свисты. Так, после трёх представлений композитор прервал контракт.

Всю жизнь Вагнер был убеждён в «недоделанности» своего творения, и отчасти он был прав. Некоторые сцены местами явно провисают. Однако как бы там ни было, положительного в опере гораздо больше. Это одно из наиболее репертуарных произведений по сегодняшний день, даже невзирая на предъявление высоких требований к исполнению основной партии. Но в конце своей жизни Вагнер назвал «Тангейзера» худшей оперой.

Первое действие

Рыцарь Тангейзер попадает в царство Венеры,

В первом действии рыцарь Тангейзер попадает в царство Венеры, где царит беззаботная и счастливая жизнь. Однако такое существование совсем скоро надоедает обычному человеку, который желает испытывать привычные трудности мирской жизни. Венера полюбила мужчину всем сердцем и не хочет его отпускать. Гневаясь на него, богиня его проклинает. Рыцарь верит, что святая дева Мария поможет ему спастись. Он произносит молитву, и сразу после этого владения Венеры пропадают, а Тангейзер попадает к себе домой.

Его взору открываются:

  • цветущие сады;
  • пастухи и их стада;
  • странники, направляющиеся в Рим и поющие благовест.

Главного героя встречают старые друзья, которых он давно покинул. Тангейзер намерен искупить вину и пойти в паломничество, но его пытаются убедить не делать этого. Герой не поддаётся на уговоры, однако когда один из рыцарей произносит имя «Елизавета» и рассказывает, что эта девушка чуть не погибла от горя, когда Тангейзер ушёл, мужчина меняет своё решение и остаётся. Его сердце всё ещё пылает от любви, а мысли о племяннице Лондграфа согревают душу. Действие завершается шествием процессии в Вартбургский дворец и доносящимися звуками охотничьих рогов.

Встреча влюблённых

На протяжении долгого времени Елизавета не хочет приходить в Вартбургский замок на праздники песни. Её одолевают печальные мысли о возлюбленном. Всё же она решается войти в красивейший зал Миннезингеров. Она возвратилась лишь из-за того, что её избранник вновь во дворце. Через время его приводит Эшенбах и сам понимающе удаляется, чтобы влюблённые могли остаться наедине. Девушка рассказывает мужчине, как ей было без него плохо и как она истосковалась. Пара соединяется в восторженном дуэте.

Встреча влюблённых

Внезапно входит ландграф. Он говорит племяннице, что тут будет проходить турнир певцов и ей следует надеть корону на того, кто окажется победителем. Кроме того, она должна будет стать женой этого человека. Начало состязания возвещают звуки труб. В зале собираются участвующие в турнире. Первым начинает Вольфрам. Тангейзер, нисколько не стесняясь, говорит ему, что тот не понимает, о чём его песня. Другой участник турнира поддерживает Вольфрама. Тогда главный герой распаляется ещё больше и поёт гимн Венере, восхваляя чувственную любовь.

Зрители шокированы этим, женщины покидают зал, рыцари хватаются за оружие и бросаются на главного героя. Только Елизавета не предаёт его, она спешит к мужчине, пытаясь уберечь его от смерти. Ландграф принимает решение о том, что Тангейзер должен поехать в Рим, чтобы там отпустить свои грехи у Папы. Рыцарь раскаивается о содеянном.

Смерть Тангейзера и Елизаветы

Главный герой отправляется в Рим, в это время Елизавета ждёт его возвращения, молясь за возлюбленного. За девушкой наблюдает преданный ей Вольфрам. Он слышит пение приближающихся паломников. Елизавета пытается найти любимого среди проносящихся мимо неё людей, однако его там нет. Она становится на колени и молится о спасении мужчины. Девушка готова отдать свою жизнь, лишь бы только Тангейзер искупил грехи. Вольфрам желает проводить её до дома, но она отказывает ему с печальной улыбкой. Теперь у неё надежда лишь на смерть.

Смерть Тангейзера и Елизаветы

Наступает вечер, на небе появляются звёзды. Вольфрам поёт, играя на арфе. Вдруг во тьме возникает образ Тангейзера. Он сообщает с горечью в голосе, что направляется в чертог Венеры. Он рассказывает о том, что ему было тяжело по пути в Рим, но всё же удалось преодолеть все трудности, хоть тяготы и казались безмерными. Когда же он предстал перед Папой, тот проклял его.

Тангейзер взывает к Венере, и она является перед ним. Богиня манит рыцаря в свои чертоги. Вольфрам старается удержать приятеля, но у него ничего не получается. К счастью, ему всё же удаётся спасти друга. Он останавливается, когда слышит, что за его душу молится ангел, и зовут его Елизавета.

Вдруг мимо мужчин проходит процессия с гробом той, что пожертвовала своей жизнью ради спасения возлюбленного. Тангейзер убит горем, он падает мёртвым возле девушки.

Опера завершается на позитивной ноте, появляются пилигримы, поющие хор. Они несут расцветший посох Папы из Рима. Оказывается, что он отпустил грехи главному герою.

Зрители на опере «Тангейзер»

Считая оперу «Тангейзер» неудавшимся произведением, автор даже предположить не мог, какой колоссальный успех она будет иметь в будущем. Современный зритель заполняет театры более 400 раз в год в те вечера, когда название этого творения возникает на афишах.

Любопытно, что премьера оперы изначально планировалась на 13 октября 1845 года (день рождения племянницы композитора). Именно она исполняла партию Елизаветы. Из-за плохого самочувствия девушки пришлось перенести спектакль. Современные постановщики делают композицию из различных редакций, поэтому легко могут совмещаться сцены на немецком и французском.