Осевая симметрия в архитектуре картинки

Определение понятия и виды

В Википедии о ней говорится как о фундаментальном природном принципе. В природе это явление может проявляться как в живых, так и в неживых формах. В неживой природе оно наиболее выражено в кристаллах. В растительном и животном мире — свойственно значительному числу организмов и проявляется в виде взаимного расположения одинаковых частей тела относительно его центральной оси.

Она не только обуславливает строение биологического тела, но и влияет на формирование определенных систем жизнедеятельности организма. Для многих живых форм наличие центральной оси тела отвечает за устойчивость в однородной среде и на поверхности, что объясняется, по-видимому, воздействием силы планетарного притяжения.

Симметрия виды

Эволюционное развитие жизни на планете Земля привело к возникновению такого вида существ, как Homo Sapiens — «Человек разумный», что предопределило появление социальной эволюции и таких закономерных понятий, как «культура», «цивилизация» и «социосистема».

На протяжении многих тысяч лет, в процессе наблюдения за природными объектами человеческими существами был сделан вывод о том, что наиболее жизнеспособными формами являются отвечающие основополагающему соответствию схожих частей друг другу относительно общего центра. Так родилось понимание принципа, который можно считать базовым для человеческой культуры как степени единства в организации жизнедеятельности людей.

Если рассматривать культуру как развернутую форму религиозного культа, представленную в виде философии, науки, архитектуры, искусства, то во всех этих проявлениях присутствует этот признак. Он наблюдается в символах мировых религий, поскольку в нем заключена духовная основа, являющаяся продуктом творческого преобразования духом первозданных сил природы.

Осевая симметрия в архитектуре

В древнегреческом языке слово «симметрия» соответствовало понятию «соразмерность», образованному сочетанием слов «совместно» и «мерю». Если рассматривать явление в архитектуре, то внимание следует уделить пропорциональному соотношению архитектурных деталей, их упорядоченности и красоте при взаимном расположении. Это формирует силуэт здания, воспринимаемый слева, справа, сверху и снизу, о чем в своем докладе, сделанном в Триеннале в 1951 г., упомянул выдающийся французский архитектор Ле Корбюзье.

Анализ выдающихся произведений зодчества позволяет выделить основные виды симметрии в архитектуре, используемые при создании строительных объектов:

  • зеркальная;
  • осевая;
  • центральная;
  • переносная;
  • винтовая.

Прием отражения в архитектуре

Зеркальная симметрия — это наиболее распространенный прием, используемый в традиционной архитектуре. Суть его заключается в зеркальном копировании одной части здания относительно другой посредством центральной плоскости симметрии, вырождающейся в вертикальную прямую, проходящую обычно через центральный вход. Этот вид симметрии главным образом использовался при решении фасадов сооружений, подчеркивая их значимость.

Зеркальная симметрия в архитектуре

Гармония в природе и человеческом обществе была основной темой, которую олицетворяла собой зеркальная симметрия. Большая часть храмов и дворцов древних цивилизаций Египта, Месопотамии, античных Греции и Рима построена по этому принципу, что можно увидеть в архитектурной композиции сохранившихся зданий, а также на картинках, воссоздающих внешний облик безвозвратно утраченных. Среди них можно выделить:

  • Храм богини Изиды на острове Филе.
  • Ворота Иштар.
  • Древнегреческий храм Парфенон на афинском Акрополе.
  • Древнеримский храм Портуна на Бычьем форуме в Риме.

В I тысячелетии нашей эры были возведены величественные культовые сооружения в Южной Европе, Индии, Китае, Мезоамерике, где в композиции фасадов использовалась зеркальная симметрия:

  • Собор Святой Софии в Константинополе.
  • Индуистский храм Ранганатхи в Шрирангаме.
  • Дачаньдянь — Дворец Великих Свершений в Китае.
  • Храм Воинов в Чичен-Ице.

Центральная симметрия в архитектуре

В средневековой архитектуре Европы, Ближнего Востока, Средней Азии, Японии также применялся принцип зеркальной симметрии:

Виды симметрии в архитектуре

  • Пизанский собор.
  • Миланский собор.
  • Собор Парижской Богоматери.
  • Мечеть Масджид аль-Харам — Заповедная мечеть в Мекке.
  • Мечеть Калян в Бухаре.
  • Храм Феникса монастыря Бёдо-ин в Японии.

Эпоха Ренессанса, возродившая античные культурные традиции, оказала значимое влияние на развитие архитектуры эпох Просвещения и Нового времени. Здания этих исторических периодов построены с неизменным соблюдением общего правила зеркальной симметрии:

  • Собор Святого Петра (Рим).
  • Церковь Санта-Сусанна (Рим).
  • Собор Святого Павла (Лондон).
  • Исаакиевский кафедральный собор (Санкт-Петербург).

Осевая соразмерность

Осевая симметрия в архитектуре применялась в проектах культовых и дворцовых ансамблей, организации квартальной застройки городов, планировании парковых комплексов. При этом взаимное симметричное размещение архитектурных объемов соподчинялось срединной оси композиции, проходящей в виде прямой линии по центральной части главных улиц, транспортных магистралей и парадных аллей, которые могли служить путями продвижения торжественных процессий.

Можно сказать, что этот прием является характерным для объектов, расположенных на горизонтальной плоскости и занимающих значительные площади.

Симметрия в архитектуре примеры

В качестве примеров следует отметить:

  • Запретный город в центре Пекина.
  • Центральная часть Санкт-Петербурга.
  • Парковый комплекс в Версале.

Центрально-симметричные объекты

Центральная симметрия в архитектуре (второе название — поворотная) характерна для круглых сооружений: храмов, башен, парковых павильонов. Базовые архитектурные элементы, такие как колонны, также создавались по принципам центральной симметрии.

Пример симметрии в архитектуре

Для выполнения условий центральной симметрии объекту необходимо иметь центральную точку, через которую проходит вертикальная ось, вокруг которой равномерно размещаются архитектурные детали. В качестве примеров применения в архитектуре можно назвать:

  • Храм Весты (Рим).
  • Колонна Траяна (Рим).
  • Вандомская колонна (Париж).
  • Александровская колонна (Санкт-Петербург).
  • Останкинская телебашня (Москва).

Перенос элементов вдоль прямой

Переносная или трансляционная разновидность предусматривает использование однородных элементов, расположенных на одинаковом расстоянии друг от друга, образующих общую форму. При этом осуществляется ритмическое сообщение между всеми деталями композиции. Расстояние между элементами определяется как шаг.

Чаще всего такой вариант используется в рисунке декоративных орнаментов при оформлении фасадов и интерьеров зданий. Одним из примеров использования трансляционной разновидности можно считать меандр. Подобный геометрический орнамент можно часто встретить на фасадах и во внутреннем оформлении дворцов в городе Санкт-Петербурге.

Преобразование объектов по винтовой оси

Винтовая или спиральная симметрия обычно встречается в виде винтовых лестниц или пандусов, а также в виде витых колонн. Геометрия таких объектов подчиняется правилу, при котором форма преобразуется путем переноса и поворота объекта вокруг неподвижной оси. Яркими образчиками использования винтовой вариации в архитектуре представляются:

  • Минарет Большой мечети в Самарре.
  • Музей Соломона Гуггенхайма в Нью-Йорке.
  • Небоскреб Мери-Экс в Лондоне.

Диссимметрия и асимметрия

Центральная симметрия в архитектуре примеры

Если смотреть на природу строгим взглядом математика, то можно отметить отсутствие идеальной симметрии. Это обусловлено процессом постоянного роста и деления клеток, а также влиянием факторов внешнего окружения. К примеру, основу живых организмов составляют киральные биомолекулы, чьи компоненты не обладают симметрией между своими правыми и левыми сторонами.

Диссимметрия является частичной несоразмерностью отдельных элементов композиции. Для диссимметрии характерно произвольное расположение частей в рамках симметричной системы.

Полное нарушение принципов симметрии обуславливается понятием «асимметрия», что в переводе с древнегреческого языка означает — «несоразмерность». С древнейших времен асимметричные элементы использовались в искусстве, а также в зодчестве. Особенность приема заключается в создании единого гармоничного образа, состоящего из разнородных частей, пребывающих в визуальном равновесии.

В традиционной архитектуре по принципам асимметрии были возведены средневековые замки Европы:

Замок герцогов Бретонских во Франции

  • Замок Гродно в Нижней Силезии.
  • Вентспилский замок в Латвии.
  • Замок герцогов Бретонских во Франции.

Ярким образцом архитектурной асимметрии можно назвать Храм Василия Блаженого в Москве.

Краткий период постмодерна обогатил архитектуру многообразием асимметричных форм. Вот примеры некоторых из них:

  • Музей Гуггенхайма в Бильбао.
  • Бизнес-центр «Доминион Тауэр» в Москве.
  • Центральная библиотека в Сиэтле.

С внедрением массового строительства симметрия в градостроительстве и архитектуре практически перестала применяться, уступив диссимметрии и асимметрии. Это объясняется усложнением производственных процессов и технологических схем в современном строительном деле. Примером подчинения этим условиям может служить планировка Челябинска и современной части Санкт-Петербурга.