Красавицы исполняли романсы, а пианист-аккомпаниатор украшал звуками инструмента пение, делая его ярче и помогая певицам. Тем, кто планирует для себя выбор музыкальной профессии, интересно будет подробнее узнать, кто такой концертмейстер, где на него учиться и какая у него зарплата.

Описание профессии

Простыми словами, представитель данной профессии — это аккомпаниатор, или музыкант, который сопровождает своей игрой на инструменте основную музыкальную партию или действо.

Несмотря на то что изначально чаще всего концертмейстер ассоциируется с пианистом, представителями этой профессии равноправно являются также и аккомпаниаторы, владеющие другими музыкальными инструментами (гармонью, баяном, гитарой и другими) и исполняющие на них музыкальное сопровождение основной партии .

работа концертмейстера

Сам термин, согласно сведениям из Википедии, берет свое происхождение из немецкого языка и дословно переводится как «мастер концерта». Этимология слова уже как будто говорит о том, что представителем этого ремесла должен быть человек высокого профессионального мастерства, хороший организатор и артист.

С течением времени и развитием искусства деятельность представителя профессии значительно расширилась и получила более высокий уровень значимости, нежели сопровождение домашнего пения.

Параллельно со становлением мировой оперы и симфонического исполнительства концертмейстерство приобретало новые роли, более серьезные и ответственные.

Основные разновидности профессиональной деятельности

На сегодня существует несколько направлений концертмейстерской деятельности, которые можно обобщенно классифицировать по четырем основным видам:

концертмейстер в школе

  1. Концертмейстер-аккомпаниатор (исполнитель).
  2. Концертмейстер оперы.
  3. Концертмейстер оркестра.
  4. Концертмейстер-педагог.

Концертмейстер-исполнитель аккомпанирует сольной партии вокалиста или инструменталиста, а также их групп, например, хора или ансамбля, и другим творческим единицам.

Роль пианиста-исполнителя здесь очень важна как с технической, так и с художественной точки зрения, так как в процессе исполнения произведения с сопровождением важна слаженность и гармоничность звучания фортепиано и остальных музыкальных элементов.

Несмотря на то что роль аккомпаниатора второстепенна на фоне соло, значение и качество ее не менее важны для восприятия произведения слушателями.

Нередко концертмейстеры настолько тонко чувствуют произведения и самих певцов, что даже направляют вторых в случае их малоопытности.

Работают аккомпаниаторы с различными музыкальными коллективами:

  • вокальными;
  • инструментальными;
  • хореографическими.

Роль концертмейстера оперы подразумевает больший уровень ответственности, так как это уже выступления в оперном театре, обычно чуть ли не в одном на крупный город, а следовательно, и другой уровень профессионального мастерства. В опере представитель профессии выступает помощником дирижера в сложной комплексной структуре оперного действа, его главным ассистентом, который сохраняет основную идею постановки и продолжает доносить ее до артистов на репетициях в отсутствие дирижера.

профессия концертмейстер

В симфоническом оркестре, как и в опере, от концертмейстера требуется высокий уровень профессионализма, а также опыта и таланта, ведь он руководит инструментальной струнной группой, чаще всего первых скрипачей, проводит репетиции, а на выступлениях исполняет непосредственно главную партию. Степень ответственности музыканта в оркестре так же высока, как и в опере.

Концертмейстер-педагог. Педагогика — более спокойная ниша для профессиональных аккомпаниаторов, однако требующая таланта и любви к своей профессии не в меньшей, а где-то даже и в большей степени.

Ведь от педагогического работника в этом ключе требуется обучать и взращивать новые будущие таланты в своей области, от которых в определенном смысле зависит судьба культуры и искусства последующих лет.

Где можно учиться

Для того чтобы овладеть профессией концертмейстера в качестве, например, пианиста-аккомпаниатора, необходимо получить высшее профессиональное образование в музыкальной сфере (по специализации «Фортепианное исполнительство»), что само по себе подразумевает владение инструментом и наличие музыкальных данных, ведь система музыкального образования является традиционно трехступенчатой:

Описание профессии концертмейстер

  • музыкальная школа;
  • музыкальный колледж или училище (средней профессиональный уровень);
  • вуз либо консерватория.

Диплом о среднем профессиональном образовании также дает право преподавания, но профессиональный уровень будет недостаточно высок.

В теории, концертмейстером можно стать, окончив музыкальный вуз и по смежной специальности («Дирижирование» или «Композиция», например), ведь фортепиано является обязательным предметом на большинстве музыкальных факультетов и отделений. Однако стоит понимать, что в этом случае уровень владения инструментом и музыкального чутья должен быть чрезвычайно высок.

Здесь можно говорить уже о концертмейстерстве как о призвании, но такие примеры, скорее, исключение из общего правила. В любом случае поступающему необходимо пройти вступительные испытания по программе.

 концертмейстер это

Город Санкт-Петербург, например, куда едут учиться многочисленные абитуриенты со всей страны, предлагает сразу несколько вариантов для овладения концертмейстерским мастерством и получения государственного диплома. Это и Санкт-Петербургский государственный педагогический университет им. Герцена, и Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Римского-Корсакова, и факультет искусств СПБГУ.

В столице профессию можно получить в Государственной московской консерватории им. Чайковского, в РАМ им. Гнесиных.

Среди городов России можно выбрать любую консерваторию. В Курске, например, на концертмейстера обучают на факультете искусств и арт-педагогики в университете.

Уровень зарплаты

Концертмейстерство, несмотря на стереотип о небольших зарплатах у музыкантов, может стать вполне достойной по уровню оплаты профессией даже в России. В зарубежных странах, конечно, музыкальная профессия ценится в разы выше, и это касается не только концертмейстерства, а всех сфер данной деятельности.

искусство концертмейстера

Уровень дохода концертмейстера в нашей стране будет складываться из ставки, часов, категории (если это работник детской музыкальной школы или училища), нагрузки и уровня умений в целом. Частные школы предлагают более высокую оплату в час по сравнению с государственными.

Разница в оплате здесь связана с рядом нюансов, зачастую — с неофициальным оформлением на работе. Однако такой вид деятельности может послужить неплохой подработкой при наличии свободного времени.

Если говорить о числах, то примерный разброс оплаты труда концертмейстера в России — от 20 000 до 50 000 рублей и даже выше, в зависимости от нагрузки, личного профессионального уровня и региона.

Востребованность концертмейстера сегодня

Востребованность концертмейстера, как любого музыканта в современном мире, зависит от ряда факторов. Это:

  • уровень профессионального исполнительского мастерства;
  • художественное чутье;
  • артистизм;
  • тонкий музыкальный слух;
  • музыкальная грамотность.

Будучи, казалось бы, в тени сольной партии, аккомпаниатор, тем не менее должен мастерски владеть игрой, читкой нотного материала с листа, техникой транспонирования тональностей в быстром режиме. Случается, что как раз от концертмейстера будет зависеть общее впечатление о произведении, если вокалист начинающий.

Зачастую хорошие аккомпаниаторы обладают способностью чувствовать исполнителя главной партии, читать его исполнительские мысли по жестам и одному только взгляду, что позволяет добиться слаженности музыкального тандема между ними.

должностная концертмейстера

Психологические и личностные качества в деятельности концертмейстера не менее важны для успеха. Это умение взаимодействовать, находить подход к другому исполнителю, быть открытым к творческому поиску.

В концертмейстерской педагогике нужно уметь работать с детьми, понимать особенности детской психологии. Большое значение имеет творческий потенциал, ведь в обязанности концертмейстера входит донесение смысла музыкального произведения до конечного слушателя.

Спектр мест трудоустройства аккомпаниаторов весьма широк:

  • музыкальные школы;
  • дворцы культуры;
  • профессиональные учебные заведения музыкальной направленности различного уровня;
  • театры и филармонии;
  • оркестры и ансамбли.

На сегодняшний день практически в каждом учреждении, работающем в сфере искусства и культуры, есть как минимум одна концертмейстерская ставка, но чаще более одной. В детские учебные заведения постоянно требуются хорошие аккомпаниаторы, владеющие различными инструментами.

Некоторые представители профессии, несмотря на ее, казалось бы, несколько теневое воплощение, становятся всемирно известными. Так, именитыми аккомпаниаторами стали Б. Мандрус, М. Бихтер, М. Неменова-Лунц, Д. Мур, Д. Ашкенази. В музыкальном мире также распространена практика совместной работы высокопрофессионального известного исполнителя со своим личным концертмейстером, для которого это будет, конечно же, символом успешной реализации на профессиональном поприще.

Таким образом, профессия концертмейстера имеет свою специфику и ответвления, требует высшего профессионального музыкального образования по определенному направлению и ряда личных качеств, а также определенной доли таланта и упорства для того, чтобы достойно ею овладеть и хорошо зарабатывать.