Трагедия «Ромео и Джульетта»

Портрет Меркуцио

С этим молодым героем читатель знакомится в первом акте пьесы. Внешность персонажа, являющегося родственником герцога Эскала и другом Ромео, в произведении не упоминается. Про возраст известно лишь то, что он ровесник главного героя. Из этого можно сделать вывод, что юноше пошёл всего лишь пятнадцатый год.

Со слов окружающих и реплик самого Меркуцио можно составить следующую характеристику:

  • с уважением и любовью относится к тому, что говорит сам;
  • отличается небывалым красноречием;
  • вспыльчив и горяч;
  • имеет большой опыт в любовных делах;
  • зачастую использует в речи иронию, метафоры и оригинальные обороты.

Портрет Меркуцио

Одной из отличительных черт характера Меркуцио является его любовь к каламбурам. Это прослеживается в разговоре с Бенволио, родственником и ещё одним другом Ромео. Меркуцио славится также добродушными, но в то же время насмешливыми речами.

На протяжении всей пьесы и до скорой гибели героя читатель может увидеть, из скольких персонажей, над которыми так или иначе подшутил Меркуцио, состоит список:

  • в первую очередь юноша неоднократно подтрунивает над поведением своего друга Ромео и над его пламенным чувством сначала к Розалинде (не взаимно, кроме того, девушка дала обет безбрачия), затем к Джульетте;
  • также и над возлюбленной Капулетти, называя её «кухонной замарашкой», в сравнении с Лаурой Петрарки;
  • при встрече с кормилицей Джульетты герой не удерживается от едких высказываний о её полноте и некрасивости лица, сопоставляя её с парусом и советуя спрятаться за веер;
  • самый последний, кого он успел задеть — кузен Джульетты Тибальт, которого он называл «королём котов» и всячески провоцировал на поединок.

В большинстве случаев персонажи не воспринимают всерьёз обидные, но зачастую без злостного намерения сказанные Меркуцио слова. Однако, такие остроты, отпущенные в адрес и без того враждебно относящихся к Монтекки членам семьи Капулетти, не могут не усилить конфликт.

Меркуцио обладает и положительными качествами. Среди них можно отметить доброжелательность и заботу, проявляемую к друзьям. Так, когда Ромео рассказывает о своём плохом сне и тревожных предчувствиях в связи с ним, друг тщательно пытается его успокоить, повествуя о существовании богини Маб и проворачиваемых ею кознях.

Меркуцио отличается смелостью, граничащей с безрассудством

Меркуцио, кроме всего, также отличается смелостью, граничащей с безрассудством. Ведь именно благодаря упорным уговорам юноши развеяться и выбрать в качестве возлюбленной другую и желанию весело провести время трое друзей оказываются на праздничном маскараде в доме враждебно настроенных Капулетти.

Это решение чуть не стало поводом для усиления вражды и возникновению драки прямо на самом празднике, поскольку племянник жены хозяина дома Тибальт узнал под масками своих врагов — Ромео и Бенволио. И только глава семьи смог остановить зарождающийся конфликт, поясняя тем, что главный герой имеет добрую славу, и нехорошо было бы портить всем праздник из-за двух подростков.

Именно на этом карнавале Ромео забывает о своей прошлой любви, как и предполагал Меркуцио, и «теряет голову» от необычайной красоты Джульетты. Юноша настолько влюблён в девушку, что пробирается тайно, минуя гладкую стену, в сад семьи Капулетти, ускользнув от своих друзей.

Тогда родственник и друг Ромео Бенволио просит Меркуцио помочь ему найти и позвать друга. На эту просьбу юноша исполняет целую ироничную сцену, в которой высмеивает страсть влюблённого и внешность Розалинды, поскольку ещё не знает о его увлечении другой.

В этой сцене Меркуцио предстаёт перед читателем как знаток женской красоты и человеческой психологии. Несмотря на всё подтрунивая, юноша относится с пониманием и состраданием к мучениям своего влюбчивого юного друга.

Погибель и проклятие

Смелый и вспыльчивый юноша при встрече с таким же горячим Тибальтом провоцирует его на драку, несмотря на все безуспешные старания уравновешенного Ромео избежать пролития крови и какого-либо конфликта с человеком, ставшим лишь совсем недавно ему родственником. И вполне возможно, что попытки влюблённого уладить разлад оказались бы успешными.

Более того, юноши действительно смогли бы стать родственниками хотя бы из любви к Джульетте, и это положило бы начало к примирению двух семей. Однако Меркуцио использует всё своё красноречие и язвительность, чтобы задеть Тибальта. В итоге конфликт только стал ещё ощутимее.

Меркуцио погибает

Как результат такой беседы завязывается непродолжительный, но решительный поединок между Меркуцио и Тибальтом, прославившемся тем, что обладает прекрасной сноровкой, ловок и искусен в мастерстве фехтования. Читателю становится понятно, что исход состязания предрешён — одному из них суждено погибнуть.

И действительно, как бы Ромео ни старался разнять противников, его друг всё же получает смертельное ранение. И, находясь при смерти, умирая на руках у лучшего друга, он проклинает эту вечную ненависть и сами семьи Монтекки и Капулетти.

Значение смерти героя

Шекспир в своём произведении в этот момент олицетворяет смерть Меркуцио и его проклятие как предвестник и символ гибели влюблённых. Драма «Ромео и Джульетта» изображает историю трагической и невозможной любви, в результате которой пришлось умереть обоим влюблённым.

Ни один житель города не знает настоящей причины вражды представителей этих фамилий. Этот конфликт затрагивает многих мирных персонажей, даже не относящихся родственно к этим семьям и совершенно не понимающих, почему они участвуют в драках на той или иной стороне. В пьесе автор показывает, что наряду с теми, кто готов приложить все усилия для предотвращения раздора, есть и те, кто препятствует этому.

Ромео убивает кузена Джульетты Тибальта

В результате развязавшегося столкновения погибает лучший друг, что совершенно естественно способствовало появлению желания у опрометчивого Ромео отомстить тому, кто убил Меркуцио. В ходе очередной стычки юноша убивает кузена Джульетты Тибальта. И это событие совершенно меняет ход истории.

За убийство в драме полагалась смерть преступнику, и только из-за добродушия Эскала и того, что Ромео отомстил за смерть родственника герцога, убийца получил в наказание лишь изгнание. Но для влюблённых это подобно смерти, и они предпочтут прекратить такую жизнь, нежели жить без возможности видеться.

Тогда на помощь приходит монах Лоренцо, который разрабатывает целый план, по которому молодожёны смогли бы сбежать и прожить счастливую жизнь. Главной частью этого плана была поддельная смерть невесты.

Однако в результате непредвиденных обстоятельств и поспешности героев пьеса получает такой трагический финал — умирают два влюблённых в Джульетту парня и сама девушка. И хоть главным героям оказалось не суждено быть вместе, все же их брак сыграл немалую роль в объединении их семей.

Так, Шекспир показывает, что любовь выше и чище любых других чувств, она способна прекратить противостояние двух веками ссорящихся фамилий и в то же время принести большое горе, если не относиться к ней с должной бережливостью. Всех убитых персонажей сгубили горячность, поспешность и нежелание прислушаться друг к другу.

Каждый из героев в итоге потерял кого-то из любимых. Одни из-за того, что продолжали распри, не помня даже их причины, другие — потому что не принимали никаких серьёзных мер, чтобы прекратить это столкновение.