Детство Глинки

Михаил Иванович Глинка – представитель старинного дворянского рода, западной его ветви, который, в свою очередь, вел свою родословную от польских шляхтичей. Он родился недалеко от Смоленска, где находилось имение его отца, отставного капитана Ивана Николаевича, в первый летний день 1804 года. Правда, тогда отсчет шел по старому стилю, и в матрикуле была указана дата рождения 20 мая. Мать и отец происходили из разных ветвей одного и того же рода, и это сказалось на здоровье наследника – мальчик рос слабым и болезненным. Детские годы его прошли под опекой бабушки Феклы Александровны. Под ее руководством он и получил первые знания о разных науках. Она была женщиной образованной, довольно строгой, но слишком трепетно относилась к малейшему кашлю или царапине. Глинка в автобиографии называл себя “мимозой” и всю жизнь пытался бороться со следами бабушкиного воспитания. Но даже в одном из самых известных портретов Глинка изображен лежащим в постели. Рис. 1. Композитор Михаил Глинка
Рис. 1. Композитор Михаил Глинка
Музыкальные способности проявились очень рано, когда мальчик научился точно передавать колокольный звон с помощью разных кухонных предметов. Когда Мише было шесть лет, бабушка умерла и воспитанием сына занялась мать Евгения Андреевна.

Пансион

Когда Михаилу исполнилось тринадцать, встал вопрос об образовании и карьере. Его определили в пансион в Петербурге. Сначала пансион относился к Педагогическому институту, потом его передали в университет. Там Глинка оказался под опекой Вильгельма Карловича Кюхельбекера – одноклассника Пушкина. Подружился он и с младшим братом поэта Левушкой, а затем и с самим поэтом. Самое же главное – Глинка получил возможность учиться музыке у очень хороших преподавателей, одним из которых был знаменитый тогда пианист Джон Филд, ноктюрны которого и сейчас входят в репертуар многих пианистов. Любимым учителем Глинки был Карл Мейер. В пансионе Михаил Иванович попробовал свои силы в композиции. Первыми его сочинениями стали романсы, в том числе на пушкинские стихи. Музыкальный дебют состоялся в 1822 году, на выпускном вечере. Рис. 2. Михаил Глинка в молодости. Я. Ф. Яненко, 1840-е годы
Рис. 2. Михаил Глинка в молодости. Я. Ф. Яненко, 1840-е годы

Глинка на Кавказе и в имении

После получения аттестата Глинка поехал на Кавказ, “на воды”, как называли тамошние курорты в XIX веке. Его все больше влекло к музыкальному творчеству, но профессию музыканта его современники не считали достойной дворянина. Глинка восхищался природой Кавказа, народными песнями и танцами. Но знакомство с этим краем оказалось весьма кратким. Музыкант вернулся в родительское имение и занялся изучением зарубежной музыкальной классики.
Важно! Главным его делом в это время было салонное и домашнее музицирование, а также занятия с симфоническим оркестром, который содержал один из его родственников. В репертуаре были произведения, какие играли все тогдашние оркестры, но и произведения самого Глинки тоже исполняли.  
В 20-е годы он написал новые романсы, а также вариации для арфы или фортепиано на тему из “Швейцарского семейства” Вейгля, также две увертюры и еще несколько сочинений для оркестра. Рис. 3. Михаил Глинка на Кавказе
Рис. 3. Михаил Глинка на Кавказе

Жизнь в Петербурге

В родительском имении Глинка жил около года. Затем снова оказался в Петербурге. Он поступил на должность в Министерство путей и сообщения, но прослужил всего пять лет, и в 1829 году подал прошение об отставке. Зато в это время он познакомился со многими видными деятелями культуры – поэтами пушкинского круга. Глинка встречался с Жуковским, Дельвигом, Грибоедовым, польским поэтом Адамом Мицкевичем, Одоевским.

Италия

В конце 20-х годов состояние здоровья Михаила Ивановича резко ухудшилось. Врачи порекомендовали более теплый климат. Поэтому музыкант отправился за границу – в Италию, страну, о которой мечтали все, кто увлекался искусством. Поездка оказалась очень интересной. Он познакомился с известными оперными композиторами Винченцо Беллини и Гаэтано Доницетти, занялся изучением особенностей итальянской оперы. В Италии он написал “Патетическое трио”, секстет для фортепиано и струнных. После Италии композитор решил отправиться в Германию, чтобы заняться изучением полифонии. По пути он на несколько недель заехал в Вену. Информации об этой его остановке почти нет, тем более, что творческую поездку в 1834 году он вынужден был прервать и вернуться в родительское имение, потому что умер его отец. В это время он уже вынашивал планы создания первого произведения в оперном жанре – нужен был лишь сюжет. Рис. 4. Михаил Глинка с женой
Рис. 4. Михаил Глинка с женой

Первая опера Глинки “Иван Сусанин”

Глинка поделился своими планами с друзьями. Помог В. А. Жуковский, рассказавший композитору историю об Иване Сусанине, который во время Смуты не пожелал показывать врагам путь на Москву и завел неприятельское войско глубоко в лес. Иван Сусанин погиб, но как герой. Оперу Глинка начал писать в родительском имении, куда отправился сразу после женитьбы – его супругой стала дальняя родственница Марья Иванова. Работа над оперой “Иван Сусанин” продолжалась два года. Несмотря на патриотическое содержание, поставить свое произведение в столице Глинке долго не удавалось – к русским операм тогда относились с подозрением. Однако премьера с позволения царя Николая I все же состоялась в конце ноября 1836 года, но под другим названием - “Жизнь за царя”, и прошла с большим успехом. Глинку чествовали как основателя русской оперы. Кроме того, он получил и придворную должность – стал капельмейстером Придворной капеллы. Рис. 5. "Пушкин и Жуковский у Глинки". Художник Виктор Артамонов
Рис. 5. "Пушкин и Жуковский у Глинки". Художник Виктор Артамонов

Вторая опера Глинки “Руслан и Людмила”

Будучи руководителем Капеллы, Глинка должен был сам искать способных певчих. Лучшими голосами всегда славилась Украина. Именно там капельмейстер и побывал, чтобы набрать певцов. Самое главное его открытие – Семен Гулак-Артемовский, который довольно быстро стал очень известным певцом, а затем прославился и как композитор. В это время Глинка искал интересный сюжет для своей новой оперы. Он прочитал поэму Пушкина “Руслан и Людмила” и решил заняться именно этим произведением, тем более, что рассчитывал поработать вместе с Пушкиным. Но в начале 1837 года Александр Сергеевич погиб, так и не успев дать указания, на которые надеялся Глинка. Сколько сочинителей пытались написать либретто - так и осталось неизвестным. Глинка обращался ко многим. В конце концов либретто сделали, опера была создана. Через шесть лет после премьеры “Ивана Сусанина”, в 1842 г., просто день в день, состоялась премьера оперы “Руслан и Людмила”. Постановка, несмотря на сказочный сюжет, предназначалась совсем не для детей. Глинка к тому моменту был уже знаменит и как композитор, и как дирижер. Тем не менее, его новую работу сурово раскритиковали. Особенно старался Фаддей Булгарин. В это время в его личной жизни тоже наметились перемены. Глинка пылко влюбился в Екатерину Керн – дочь той самой Анны Керн, которой Пушкин когда-то посвятил замечательные лирические стихи “Я помню чудное мгновенье”. Екатерине Глинка посвятил знаменитый “Вальс-фантазию” и романс на знаменитое стихотворение, адресованное ее матери. Но развестись с первой женой ему удалось только в середине 40-х гг., когда отношения с Екатериной Керн фактически прервались. Рис. 6. Михаил Глинка в последние годы
Рис. 6. Михаил Глинка в последние годы

Испания

После относительной неудачи “Руслана и Людмилы” Глинка отправился лечить нервы за границу. На сей раз его целью была Испания. Сначала он заехал во Францию, где познакомился с Гектором Берлиозом, показал несколько своих произведений и даже дал благотворительный концерт. Потом он путешествовал по разным городам Испании. К нему вернулась творческая энергия. В это время появились его новые произведения – “Воспоминание о Кастилии”, “Ночь в Мадриде”, “Арагонская хота” и другие. После возвращения из Испании он поселился в своем имении, но ему очень мешала тамошняя светская жизнь. Он вновь отправился путешествовать, добрался до Варшавы. Там он написал свою “Камаринскую”, побывал в нескольких  странах. География его поездок обширна – Франция, снова Россия, в конце концов – Германия, которая стала последней остановкой на его жизненном пути. 15 февраля 1857 года он скончался в Берлине и был похоронен на местном кладбище. Но в дело вмешалась его сестра, и прах перевезли в российскую столицу, на Тихвинское кладбище.

Интересные факты

  • Благородный пансион Глинка окончил блестяще – он шел вторым учеником.
  • Дружба Глинки с Пушкиным продолжалась вплоть до смерти Александра Сергеевича.
  • Поводом к разводу Михаила Ивановича с женой послужил ее тайный брак с неким гвардейцем в 1816 году, еще до ее знакомства с композитором.
  • Когда тело Глинки везли из Берлина в Петербург, гроб был в картонной оболочке с надписью “фарфор”.
Для запоминания информации рекомендуем также просмотреть видео с биографией и отрывками самых известных произведений М. И. Глинки.