Мусоргский биография

Детские годы

Биография Мусоргского начинается в имении Карево, это Псковская губерния. Родился на свет будущий талант 9 марта 1839 года. Его родителями были зажиточные землевладельцы, являвшиеся выходцами из смоленских православных князей. По некоторым сведениям историков известно, что род произошел из династии Рюриковичей.

Отец будущего композитора — хозяин большого поместья в Торопецком уезде, гвардейский офицер, полководец. Когда он получил во владение имение, сразу же покинул военную службу при питерском сенате и вступил в брак с Юлией Ивановной Чириковой.

Детские годы Мусоргского

Родители Модеста не относились к бедным людям, соответственно, и все его детство прошло в атмосфере, наполненной ощущением праздника. Мальчик рос в окружении нянек. Уже в раннем возрасте у него проявился необычный интерес к русским сказкам и песням, народным обычаям и традициям. Мама занималась образованием сына, всячески прививая интерес к классической музыке и обучая игре на пианино.

В возрасте 7 лет мальчик мог по слуху подбирать фортепианные усложненные пьесы, параллельно создавал собственные импровизации.

По достижении 10 лет он отправился в Санкт-Петербург для прохождения обучения в немецком учебном заведении. Здесь Мусоргский продолжал совершенствоваться в музыке, его педагогом и наставником стал Антон Августович Герке. В 1852 году юношей была создана первая пьеса для фортепиано.

Время юности

Творческие достижения стали поводом для радости родителей, однако они не считали музыку подходящей карьерой для Модеста. Являясь потомками военных, они не отступили от семейных традиций и настояли на обучении сына в гвардейской офицерской школе. В этом заведении дисциплина и строгость царили во всем.

Время юности мусоркского

Молодой человек смирился с режимом, но находил время для музыкальных занятий. Приобретенное с детства мастерство и врожденный талант сделали свое дело, очень быстро юноша стал душой компании, часто выступая в праздничных постановках. В этот период частью студенческой жизни Модеста стал алкоголь, который впоследствии принес ему много бед.

Гвардейская школа была окончена, после чего последовало назначение в Преображенский столичный полк. Перебравшись в Петербург, молодой офицер быстро нашел общий язык с творческой и военной элитой. Он принимал участие в регулярных вечеринках, которые организовывались композитором Александром Даргомыжским. Там музыкант познакомился с известными личностями:

  • Владимир Стасов;
  • Милий Балакирев;
  • Цезарь Кюи;
  • Владимир Стасов.

Общение с интеллигентными людьми привело к тому, что молодой человек прекратил военную службу и всерьез занялся творческой карьерой.

Музыка — неотъемлемая часть жизни

В кратком содержании биографии Мусоргского игре на фортепиано отведено особенное место. Его творчество началось с переложения известных симфонических произведений, в ходе чего приобретался бесценный навык аранжировки, а также создания музыкальных партий. Со временем Модест начал понимать, что малые формы стесняют широту его души и не соответствуют размаху фантазии. Создав пару оркестровых скерцо, фортепианную сонату, пьесу «Марш Шамиля», он начал готовиться к написанию целой оперы.

Понадобилось более 3 лет для сочинения оперы по трагедии Софокла под названием «Царь Эдип». Следующим произведением стало флоберовское «Саламбо». Далее композитор трудился над усовершенствованием гоголевских «Ночей накануне Ивана Купала». Но начиная работу над любым из перечисленных творений, Модест быстро утрачивал интерес, в результате ни один из проектов не был окончен.

Музыка — неотъемлемая часть жизни

В 1860-х годах Мусоргский провел ряд экспериментов с несколькими музыкальными жанрами, итогом чего стало создание нескольких песен, положенных на слова известных поэтов. Среди самых удачных из них в хронологической таблице отмечены:

  • «Калистрат»;
  • «Царь Саул»;
  • «Песнь старца».

Благодаря именно этим произведениям возникла новая народная традиция в творениях композитора. В них отчетливо просматривалась социальная тематика, воплощенная в музыкальном драматизме. На этом творец не остановился, свет увидел целую серию романсов, которые получили небывалую популярность и вызвали неоднозначные отзывы у слушателей:

  • «Семинарист»;
  • «Песнь Яремы»;
  • «Светик-Савишна».

В 1867 году была завершена работа над хоровой симфонией «Иванова Ночь на Лысой горе».

Мусоргский вел сотрудничество с другими композиторами, которые создали общий кружок «Могучая кучка». В этом общении Модест черпал национальные идеи и традиционные мотивы, которые выступали следствием резко изменяющейся политической обстановки. Он задался идеей воплотить в произведении драматизм событий, происходивших в прошлые века и в настоящем времени.

Небывалый успех

В стремлении приблизиться через создаваемые произведения к происходящей действительности музыканты прибегали к помощи нетрадиционных форм. Результат не заставил себя долго ждать, и вскоре композитор Мусоргский представил свою шуточную композицию «Женитьба», которую в общении с друзьями он часто называл разговорной оперой. Она стала своеобразным тренировочным вариантом перед созданием шедеврального произведения «Борис Годунов».

Музыка к произведения «Борис Годунов».

Из достоверной информации известно, что пушкинский сюжет подвергся активной обработке в 1868 году. Уже по истечении года Модест подготовил основную партитуру, также был создан клавир. Отмечен тот факт, что композитор мысли относительно будущих своих творений вынашивал подолгу. При создании же новой музыки он никогда не пользовался черновиками и вспомогательными записями.

Преследуя историко-поэтический замысел, творец выбрал для себя 2 основных темы, касающиеся судьбы всего народа и человека как его отдельной части. Сольные номера были сведены к минимуму, чаще стали ставиться хоровые масштабные сцены. Вероятно, именно по этой причине первая попытка демонстрации «Бориса Годунова» в 1870 году наткнулась на жесткую критику дирекции в Мариинском театре, где не состоялся показ оперы.

Композитор не опустил руки и с помощью и поддержкой ближайших друзей за короткое время смог переработать подготовленное произведение. Была кардинально изменена сюжетная линия, появились новые яркие персонажи. Положительным моментом стал финал всей картины, представленный народной массовой сценой. В итоге представленный обновленный «Борис Годунов» стал величайшим творением в оперном искусстве, принесшим небывалую славу своему создателю. Он отличился натуралистичными колоритными образами, интересными фольклорными мотивами.

Продолжение творческого пути

Как показывает краткая биография Модеста Петровича Мусоргского, вместе с полученной неоправданной критикой на него снизошел большой успех. Этот факт повлиял на новые замыслы. Теперь выдающийся деятель решил заняться темой, которая коснулась стрелецких кровавых бунтов. Однако труды над «Хованщиной» медленно продвигались, что не входило изначально в планы автора.

«Картинки с выставки».

Он параллельно работал над написанием новых песен, других сочинений, объединенных в одном вокальном сборнике под названием «Детская». В этот же период вышли пьесы для фортепиано, получившие название «Картинки с выставки».

В 1870-х годах наброски либретто «Хованщины» были отложены композитором, который начал создание нового цикла вокальных произведений «Песни и пляски смерти». В этот же период коллеги и близкие друзья Модеста познакомились с отрывками из будущей пьесы «Сорочинская ярмарка».

На протяжении нескольких лет Мусоргский активно трудился над новыми замыслами, буквально разрываясь между ними. Но полноценной и плодотворной работе мешало практически нищенское существование, которое сильно подорвало психическое и физическое состояние музыканта.

Уже в 1879 году для Модеста Петровича его близкие друзья организовали гастрольные выступления по российским городам. Одновременно с тем был создан фонд поддержки сочинителя ярких произведений. Благодаря такой помощи Мусоргский продержался на протяжении двух лет. Однако он не закончил «Сорочинскую ярмарку» и «Хованщину».

Личные отношения

Основная часть взрослых лет композитора прошла в Санкт-Петербурге

Основная часть взрослых лет композитора прошла в Санкт-Петербурге, где он постоянно пребывал в кругах творческого и культурного общества. Близкие друзья и товарищи по музыке стали для него второй семьей. Он с ними делился своими победами и успехами, поражениями и творческими неудачами, представлял на рассмотрение работы, которые не успел дописать.

Имея внушительный список произведений, Мусоргский не был счастливым человеком. Если кратко пройтись по автобиографии, то станет ясно, что у него не состоялись личные отношения, женитьба, не было и детей. Единственная женщина, с которой у композитора сложились нежные и доверительные чувства, стала Шестакова Людмила Ивановна, сестра Михаила Глинки. Но она дарила Модесту скорее материнскую, а не сердечную привязанность. В архиве музыканта сохранились письма, свидетельствующие об их теплых отношениях.

Смерть композитора

Еще в начале 1870-х годов Мусоргский стал жаловаться на свое самочувствие. Бурный период беспечной молодости был наполнен вечеринками и празднествами. Это привело к малоприятным последствиям, когда в возрасте 40 лет композитор начал страдать от приступов безумия, вызванных чрезмерным употреблением спиртных напитков.

 Мусоргский стал жаловаться на свое самочувствие.

В страхе за здоровье Модесту пришлось обратиться за помощью к доктору Джорджу Каррику, который на тот момент был действующим президентом в столичном обществе врачей. Специалист приложил все усилия в борьбе с пагубной привычкой музыканта. Выздоровление практически наступило, однако кризис настиг Мусоргского, когда он был уволен со службы. Став практически нищим, он перенес несколько приступов белой горячки, которые закончились больничной койкой.

Лечение деятеля было оплачено неравнодушными друзьями, однако оно только на непродолжительное время отложило неизбежное. Очередной припадок безумия случился 16 марта, в 1881 году. Алкогольный психоз привел великого композитора России к смерти.

Мусоргский был погребен друзьями и соратниками на территории, прилегающей к Александро-Невскому монастырю, где и по настоящее время находится его могила. Только в 1972 году начал функционировать музей, повествующий о страницах жизни создателя «Бориса Годунова». Он расположен в фамильной усадьбе его матери, там же установлен памятник.