Биография и личная жизнь французского философа Огюста Конта

Юность философа

Полное имя ученого — Исидор Мари Огюст Франсуа Ксавье Конт. Он родился 19 января 1798 года в южном городе Монпелье во Франции в католической семье. Его отец работал сборщиком податей, о матери и других родственниках информации о биографии не сохранилось.

В лицее Огюст особенно хорошо успевал в математике. Неудивительно, что по окончании он поступил в Политехническую школу — высшую школу для подготовки инженеров, которая выпустила многих известных физиков, химиков и математиков. Многие преподаватели и студенты тогда отмечали выдающиеся умственные способности Конта.

Политехническая школа всегда была тесно связана с историей Франции, в особенности с Революцией и Наполеоном. Большинство студентов поддерживали Бонапарта и его возвращение в 1815 году, протестовали против Реставрации. Власти пытались усмирить молодых людей и уволили преподавателя математики Монжа, верного приверженца Наполеона. Это вызвало всплеск недовольства: студенты открыто освистывали правительство и хулиганили в городе.

Важные даты из жизни и последние годы перед смертью

В 1816 году возмущенные одним из репетиторов Школы молодые люди послали ему требование уйти в отставку. Бумагу написал Огюст Конт. Разозленное правительство закрыло всю Политехническую школу и уволило ряд преподавателей и учеников. В числе последних оказался Конт — его выслали в Монпелье.

Впрочем, уже на следующий год 19-летний Огюст вернулся в Париж, пойдя против воли родителей. Он с трудом добывал деньги, давая уроки математики. Попытки найти более устойчивое и оплачиваемое место окончились неудачно: например, юноша пытался устроиться секретарем к банкиру Казимиру Перье, но почти сразу же поссорился с ним.

Первые труды

Через некоторое время Огюст познакомился с философом и социологом Сен-Симоном. Несколько следующих лет он был учеником и сотрудником философа. В то время Конт написал «Проспект научных работ, необходимых для реорганизации общества» (издан в 1822 году) — первую часть «Катехизиса промышленников» Сен-Симона.

Этот проект выявил значительное разногласие между учителем и учеником:

  • Сен-Симон считал, что Конт принимает во внимание исключительно научную точку зрения (аристотелевскую), а религиозная часть системы остается неохваченной.
  • Для Конта предмет разногласия был иным: он утверждал, что новые религиозные идеи Сен-Симона противоречат убеждениям его, Огюста.

Примечательно, что под конец жизни Конт все же пришел к некоторым религиозным и сентиментальным взглядам, которые во многом были схожи с идеями Сен-Симона и его последователей. С последними философ поддерживал связь и после смерти их учителя в 1825 году, в частности, он размещал их статьи в журнале.

Труды Огюста Конта

Несмотря на вызванные разногласия между авторами, публика положительно приняла первую публикацию философа: отзывы оставили критик (в дальнейшем министр) Гизо, философ Гегель, математик Карно и многие другие научные деятели. Успех поощрил Огюста Конта продолжить работу.

Проблемы со здоровьем

Успехи Огюста Конта

В 1826 году философ начал читать курс позитивной философии в своей квартире. Его слушателями были зоолог Блэнвиль, математик Пуансо, географ Гумбольдт и врач Бруссе. Но уже после 3 лекции Конт в припадке помешательства бежал из Парижа в Монморанси. Причинами могли стать излишнее умственной напряжение и домашние неприятности.

Философ был помещен в психиатрическую лечебницу, откуда его вскоре выпустили на попечение матери и жены. Домашняя обстановка способствовала быстрому выздоровлению, хотя приступы временами возвращались к нему. Во время одного приступа Конт даже бросился в реку Сену, но его вытащили.

Но все же в августе 1828 года он полностью выздоровел, и через полгода смог возобновить прерванный курс позитивной философии. Через некоторое время курс был повторен для более широкой публики.

В 1830 Огюст отказался вступать в национальную гвардию при короле Луи-Филиппе I из-за своих республиканских убеждений. Это привело к нескольким дням ареста.

В 1832—1833 годах философ пытался добиться учреждения для себя кафедры истории математических и естественных наук. Для этого он неоднократно обращался к Гизо, министру народного просвещения, но встречал лишь отказ. Сам Гизо, несмотря на оставленный положительный отзыв о первой публикации Конта, считал его добросовестным, но ограниченным фанатиком.

Дальнейшая работа

В 1830 году Конт и ряд ученых основали Политехническую ассоциацию, которая должна была просвещать рабочих при помощи бесплатных курсов точных наук. Сам Конт читал курс астрономии. В это же время он давал частные уроки и получил место в Политехнической школе: сперва репетитора, затем — экзаменатора. В Академию наук его так и не приняли.

Основные принципы позитивизма и Закон трех стадий

В 1830—1842 годах Конт издал 6 томов «Курса позитивной философии». Интересный факт: в это время Конт старался не читать газеты или журналы, а также книги, относившиеся к его теме. Вместо этого он читал в подлиннике латинских, итальянских, английских и испанских поэтов, часто посещал оперу. По определению ученого, такая «мозговая гигиена» должна была помочь мыслить самостоятельно.

После окончания философского труда Огюст Конт сосредоточился на религиозно-политических вопросах. Это привело к созданию «позитивной религии» и притязаниям на достоинство первосвященника. В это же время он открыто выступил против коллег из Политехнической школы, которые были недовольны размещенной в последнем томе «Курса» бранью знаменитого физика и астронома, члена Академии наук Араго. Из-за противостояния Конт был вынужден покинуть место в Политехе, что привело к финансовым затруднениям и необходимости воспользоваться частной благотворительностью.

Работы Огюста Конта

Вторым значимым трудом Конта стала «Система позитивной политики» в 4 томах. Она была написана в 1851—1854 годах. Сам автор считал «Систему» своим главным трудом. В нем он развивал мысль о том, что преобразования в политике и обществе должны быть тесно связаны с новой религией, первосвященником которой выступал сам Огюст Конт. Он старался привлечь на свою сторону императора Николая I, визиря Решид-пашу и орден иезуитов, последний особенно тщательно.

Впрочем, его усилия не оправдались: иезуиты отказались иметь дело с политикой и в особенности с человеком, отрицающем Христа. Отказ не остановил философа: тот лишь огорчился отсталости монахов. При этом открытия в точных науках, сделанные при его жизни, были либо чужды ему, либо противоречили мнению.

Последние годы

В 1852 году Конт разошелся со своим учеником Литре. Последний принимал позитивизм Конта, но отказался от мистической составляющей. Это событие ускорило смерть ученого.

В 1855 Конт включил в завещание некоторые пункты, оскорбляющие жену. Литре вступился за женщину, из-за чего отношения между ними обострились еще сильнее.

Огюст Конт — французский философ, основатель позитивизма

В мае 1857 Конт сильно заболел. Литре решился вновь обсудить с учителем завещание, но тот отказался менять документ. Из-за расстройства через несколько дней с Огюстом случился удар. 5 сентября наступило некоторое улучшение, но, когда ученого пришли проведать, то нашли без сознания перед «алтарем Клотильды» — креслом покойной любовницы Конта.

Вечером 5 сентября 1857 Огюст Конт скончался.

После смерти его супруга завладела имуществом и жильем мужа, выбросила реликвии и пыталась через суд оспорить завещание, ссылаясь на то, что философ последние годы был сумасшедшим. Суд не согласился с ней и оставил завещание в силе, вычеркнув только пункты, задевающие ее честь.

Учение и этапы в творчестве

Конт посвятил всю жизнь науке: сперва математике, после философии. Он считается основателем позитивизма — направления, желавшего придать философии научную основу. Само слово «позитивизм» означает «наука» — именно на ней должна основываться философия, отказавшись от идеализма и материализма.

Философия, согласно мнению Конта, базировалась на следующих платформах:

  • Знания должны быть точными и достоверными, выделить его можно только научным методом, с опорой на другие науки.
  • Основной способ получения знаний — эмпирическое наблюдение.
  • Необходимо отказаться от оценочного характера исследования и статуса «царицы наук».

Философия Огюста Конта кратко выразилась в законе двойной эволюции — технической и интеллектуальной. Ученый считал, что умственное, социальное и государственное развитие проходит три этапа. Они кратко сформированы в позитивистском «Законе трех стадий».Его иерархия и краткое содержание:

Мнение Огюста Конта

  1. Теологическая: младенчество, потребности людей примитивны и удовлетворяются самым простым способом. Происходящее вокруг объясняется преимущественно богами и сверхъестественными силами и духами. Научные знания отсутствуют, но создается иллюзия постижимости всего мира. В обществе соответствует военному господству.
  2. Метафизическая (абстрактная): отличается стремлением человека к абсолютному знанию о первопричинах. В отличие от теологической стадии на метафизической сверхъестественные силы заменяются на абстрактные, но ученые больше внимания уделяют умозаключениям, чем научным фактам и наблюдениям. Задача стадии: обозначить переход мышления от теологии к науке. Стадия соответствует феодализму.
  3. Позитивная (научная): новая стадия. На первый план выходят научная деятельность, знания и наблюдения за действительностью. Развитие общества связано исключительно с наукой и прогрессом. Соответствует промышленной цивилизации.

Социологию Конт считал универсальной наукой, он же впервые назвал ее. Первоначальное название социологии в работах О. Конта — социальная физика. Это подчеркивало необходимость изучения социологии как точной науки, выявления универсальных для природы и общества законов.

По мнению Огюста, позитивная философия и социология должны изучаться всеми учеными, вне зависимости от специализации, на вводном курсе. Это позволит им понять принцип разделения труда. При этом философ подчеркивал, что формирование позитивизма не завершено. После его смерти течение прошло большую эволюцию: махизм, неопозитивизм, постпозитивизм и другие.

Личная жизнь

Смерть философа Огюста Конта

В молодость Огюст Конт не отличался разборчивостью или верностью в любви. В 1818 году в 20 лет он сошелся с дамой, которая была намного старше него, вскоре у них родилась дочь.

В 1821 году Огюст познакомился с Каролиной Массен, девушкой легкого поведения. По замечанию самого Конта, Массен обладала сильным характером и была довольно умна, но ей не хватало нравственности и женственности.

Семейная жизнь с Каролиной оказалось непростой. Некоторые исследователи считают, что одной из причин помешательства Огюста в 1826 году стала его ревность к постоянно кокетничающей женщине. Когда же Каролина приехала за ним, Конт в припадке бросил ее в озеро и едва не утопил. После выписки из лечебницы по настоянию матери Огюст и Каролина обвенчались, но в 1842 году супруги разошлись.

В 1845 году Огюст познакомился с 30-летней Клотильдой де Во, женой лишенного прав преступника. Характеры Клотильды и Каролины сильно различались в пользу первой. Отношения Конта и де Во носили исключительно платонический, идеальный характер. Когда через год женщина умерла, любовь превратилась в мистический культ, а после стала основой «позитивной религии». Мысли философа перешли из научной сферы в религиозную.

Французский философ Огюст Конт прожил трудную и необычную жизнь, но в основном запомнился как создатель теории позитивизма и концепции трехступенчатой модели развития науки и общества. Также ученый внес большой вклад в развитие социологических доктрины и пирамиды. Среди наиболее известных его трудов: «Курс позитивной философии» и «Трактат по социологии, устанавливающей религию Человечества».