Как было организовано обучение в древнегреческих школах?

Одна из античных пословиц говорит: «Образованный грек – тот, кто умеет плавать и читать». Действительно, ярчайшим признаком рабского происхождения или дикости когда-то считалось отсутствие этих 2 навыков. Ведь пленники (варвары, которых делали рабами) появлялись в южно-балканских государствах после военных походов в определенную местность. Она не имела выходов к пригодным для плавания водоемам. И читать чужие люди тоже еще не умели (алфавит использовался лишь жителями высокоразвитых прибрежных городов средиземноморского круга). Но со временем система формирования полноценного гражданина (им мог быть любой свободный член общества) стала включать в себя другие умения и знания. Какие?

Навыки письма, счета и чтения в средиземноморских полисах, достигших высокого социально-экономического развития, дополнялись уроками музыки и занятиями гимнастикой. Культ развитого тела привел в 8 веке до нашей эры к практике проведения Олимпийских игр. Они и стали тем стержнем, вокруг которого складывалась единая греческая нация. Население, не представленное участниками этих спортивных состязаний, официально не признавалось греками.

Рабыни-кормилицы передавали господских детей в школы. До вечера. Спортивные учреждения назывались гимнасийонами. Заведения, связанные с грамотой и теорией – «скхолео» («места досуга»).

Лишь у Спарты было большое отличие. Все ее школы являлись, по сути, гимнасийонами или учебными военными полигонами. Культ тела и смелости победил здесь жажду к теоретическим знаниям

Античное образование ориентировалось на достижения восточных цивилизаций. Это логично. Ведь они опередили страны Средиземноморья в развитии «прогресса». В них мужчина по статусу всегда стоял выше женщины, какой бы способной от природы та не была. Благодаря этому обстоятельству воспитание юных девиц стояло на 2-м месте. А каким оно было?

Особенности обучения девочек

Представительницам слабого пола даже не надо было покидать дом. Их предоставляли родным матерям. Хороший уровень знаний и умений – способность читать и считать. Они были необходимы в домашнем хозяйстве. Однако красавиц ждали еще и иные перспективы. Их учили петь и танцевать. Те могли лучшим образом украсить своими выступлениями любой религиозный праздник (античных богов, как правило, радовала девичья красота и умение хорошо двигаться).

Однако на о. Лесбос женщинам открылась возможность становиться поэтессами – их учила Сапфо.

Спартанские школы

Как население Македонии и Коринфского перешейка, племена, основавшие Лаконику, происходят исключительно от дорийцев. Этот народ пришел в область будущей Греции с севера. Не ранее 12 в. до н. э. Он разбил ахейцев. Тогда в разных областях южных Балкан и на ближайших островах уже закрепились определенные традиции, основывающиеся на «достижениях» давно проживающего здесь населения (как индоевропейского, так и местного происхождения).

На этом фоне дорийцы «воинственные и малообразованные». И будто бы стояли на низком уровне культурного развития. Хотя в 8 столетии до н.э. именно благодаря своей простоте им удалось сыграть ведущую роль в становлении единого народа Эллады. Их обычаи (как феномен) сохранились в 2 государствах. В Спарте и в Македонии. Первая известна особым воспитанием.

Во-первых, обучение в этой стране организовывалось государством и было обязательным. Из мальчиков создавали бесстрашных воинов. А из девочек – дам, способных в достаточном количестве рожать таких воинов. Спарте нужны были только здоровые люди. Ущербных младенцев закон предписывал сбрасывать со скалы. По мифам, 300 спартанцев предал именно горбун, которого родители в свое время пожалели и спрятали среди рабов-пастухов. «Урод» и «предатель» были, по сути, синонимами. Считалось, что в больном теле живет еще и подлость. Однако никаких эстетических требований, например, к пропорциям лица тут не существовало.

С 7 до 12 лет будущие воины проводили в военных лагерях. На спортивном поприще мужской и женский пол не только не разделялись, а наоборот… Девчонка всегда могла встать против мальчишки на любом соревновании. В метании копья, в упражнениях на мечах, в стрельбе из лука. И даже в силовых упражнениях. Физически развитая девушка свои силы копила не в поле (на нем работали лишь илоты). Область Лаконика (хозяевами которой стали дорийцы, а рабами более древнее население области) сохранила главные традиции предков. Это паритет мужчины и женщины. При особом желании представительница «слабого» пола всегда могла перейти в пол «сильный». «Слабой» половиной тут было лишь закабаленное население – илоты. И все же в «эйрены» (общества воинов) в большинстве случаев посвящались юноши. Обряду инициации в системе обучения посвящалось довольно много внимания. Подростки старшего возраста подвергались всяческим испытаниям. Порой жестоким. К примеру, спартанец-мужчина обязан был уметь прокормить себя голыми руками. То есть без оружия ограбить двор илота. Самого илота в потасовке тоже нельзя было убить – он собственность государства (производитель продуктов сельского хозяйства). Побежденный в такой вылазке спартанец проваливал «экзамен». А изувеченный до инвалидности или убитый терял и статус спартанца. Людей превращали в военных стратегов.

Наоборот, илотов было нетрудно определить даже переодетыми в спартанскую одежду. Они были пугливы и говорили больше обычного. В то время как урожденный спартанец заменял 1-2 словами иногда несколько предложений. Благодаря имени исторической области Лаконика появилось выражение «говорить лаконично» (кратко и по делу). Откуда взялась лаконичная речь? Дело в том, что спартанскому населению вообще не забивали голову литературой или витиеватой риторикой (с метафорами). Презиралась и склонность к арифметике, так как счет нужен был при торговле. А торговля у поклонников дорийских обычаев ассоциировалась с… продажностью.

древнегреческое образование

Школы Древних Афин

В отличие от Севера и Пелопоннеса, древнегреческое образование Аттики обладало большими требованиями. Не только к грамматике и счету, но и к области познания окружающей природы. Начиная с «классики» (V столетия до н.э.), среди свободных афинян не осталось безграмотных. В городах, подобных Афинам, царил идеал «калогатии» – слитых воедино красоты и добра. Обучение носило частный характер. Наемных учителей нарекли «софистами» (софия – мудрость)

Что касается мальчиков, то они уже в 7 лет (как и сегодня) передавались в руки раба-педагога («сопровождающего дитя»). Этот человек следил за тем, чтобы ребенок каждый день оказывался в «скхолео» (так у греков именовались общие учебные заведения).  В них ждали всего 3 учителя.;

Один из них (грамматист) наставлял детей исключительно счету, чтению и письму. В качестве литературного материала знакомил учеников с трудами Гомера (историческими поэмами) и Эзопа (нравоучительными строками или «баснями»). Тетрадями были обычные скрепленные между собой дощечки («диптихи» – прообраз первых книжных обложек). Натертые воском, они позволяли острой палочке («стилосу») оставлять на поверхности четкий след. Счетами были камушки – разноцветная приморская галька. 2-й преподаватель («педотриб» или «тренирующий ребенка») отвечал за спортивные достижения. 3-й был истинным «сеятелем вечного и мудрого», так как обучал юных афинян общаться с богами. А именно петь им гимны. Его звали «кифаристом». Он стал прообразом учителя пения – всегда сопровождал хор игрой на кифаре.

Новая школа

«Свежая» система образования сложилась в северо-восточном Средиземноморье в период окончания греко-персидских войн (V столетие до нашей эры). Стихийно накопился багаж знаний афинских мыслителей и их учеников из других провинций (опусы поэтов-историков, баснописцев и философских трактатов). В виду этого в перспективе развития «риторики» (умения излагать свою мысль) пришлось упорядочить данную науку. Найти в ней определенные закономерности.

К тому времени античные знания уже подразделялись на 7 постоянно усложняющихся свободных искусств (наук). На грамматику, арифметику, геометрию, риторику, диалектику, астрономию и музыку. Изобразительное мастерство пока не входило в программу обучения, оставаясь уделом узких специалистов (то есть признано было «изящным»). А военное в Афинах не было обязательным. Часть перечисленных направлений на базовом уровне преподавалась в школах.

Классический подход

На первых порах метод образования, именующийся «новой школой», в целях приведения картины знания об окружающем мире к единому знаменателю разработал новую науку. Логику (от логос – «слово»). В итоге ее развития знания не служили обществу (как раньше), а наоборот. Вся жизнь уважающего себя образованного грека классической эпохи начала сводиться к поиску все новых и новых объяснений законов окружающего мира. В не так давно появившемся Римском государстве термины «грек» и «учитель» (ученый) вообще отождествлялись.

Новая школа не имела одного типа в аттических или островных полисах. В иных городах программу составлял список из разных «свободных» искусств. Куда проще было Спарте, где «школа» (если это так можно было назвать) являлась делом государственным. Четко регламентированным. В итоге в Афинах богатые могли позволить себе изучать больше наук (искусств). А бедные – только самые основные (грамматику, арифметику и спортивные умения).

Это фактически разделило людей на 2 лагеря. Аристократия пополняла ряды политиков и философов (любителей мудрости). А 95 % населения плодили военных (со статусом не выше гоплита), крестьян и ремесленников. Но духовные скрепы у социума Эллады были едиными.

Эллинистический подход

Под этим временем истории Древней Греции подразумевают эпоху, связанную уже с разделением античного населения на приверженцев разных философий. Стоицизма. Эпикурейства. Скептицизма. Походы Александра расширили влияние античной культуры до самого Инда. Но и традиции Среднего Востока, порой воспитывавшие стремление к роскоши, попали в Средиземноморье. Все школы можно было разделить на сторонников 2 парадигм: платоновской и аристотелевской.

Период ознаменован инновацией обучения. В школе Древней Греции программа окончательно смещается в область гуманитарных знаний. Появляются Ликей Аристотеля. Тут изучали природу поступков человека. Аристотель был уверен, что идея – лишь форма материи. Была и Академия Платона. Там с удивлением постигали, что в мире идеи живут отдельно от явлений.

Пройдя путь от изучения обычного счета, линейного письма и финикийского алфавита (в темные века и в архаике), древнегреческое общество на закате античности добралось до попыток объяснения рождения сил природы. И до интерпретации частиц, из которых состоит Вселенная. Все человеческие поступки крепко привязывались к выводам в этой высокой сфере. Со временем афинская модель обучения распространилась на Спарту и Македонию (в которых культ сильного тела и военной стратегии преобладал над жаждой иных знаний). В эллинистическую эпоху именно Аристотель стал учителем завоевателя из Македонии Александра Великого, пробовавшего распространить основные идеи наставника в завоеванных областях Азии. Показательно, что в Средние века именно отсюда (при арабском владычестве) те знания возвращаются в Европу. Она охвачена упрощенными (христианскими) представлениями о Мире.