Далее представлен Превращение анализ с подробным разбором важный символических элементов, передающих основные замыслы автора.

Символика в “Превращении”

Весь рассказ насыщен различными символами, фантастическими событиями и нереальностью происходящего. Хотя на самом деле автор говорит о вполне понятных для каждого человека явлениях, таких как: одиночество, отчаяние, трудоголизм, непринятие самого себя. И для того, чтобы донести свои мысли и идеи, Кафка как раз использует символы – постоянно встречающуюся цифру 3, перевоплощение Грегора в существо, которого большинство людей считают мерзким (таракан), немоту главного героя.

Рассмотрим их подробнее.

Символика цифры 3

Число «3» в рассказе используется не в прямом значении (для счета), а для обозначения трехмерного пространства, в котором и происходят основные события. С помощью тройного взгляда на происходящее Кафка показывает нам события глазами главного героя Грегора, глазами его близких и глазами самого читателя. Любопытно, что взгляд автора в отдельную категорию не выделяется, так как писатель выступает только проводником для тех, кто его читает – он «делает вид», что не сам придумал эту историю.

Также «3» мы видим в тройственном образе главного героя. Грегор Замса – это одновременно и его физическое тело, и духовное воплощение, и разум. Также мы можем рассмотреть тройственность образа Грегора с фантастической точки зрения: превращения в таракана, сохранения человеческих мыслей и чувств и приобретения естественного для природы, но неприятного для человека внешнего вида насекомого.

Немота Грегора Замзы

После того, как главный герой обнаружил себя в теле насекомого, он потерял возможность коммуникации. При этом до своего превращения он работал коммивояжером и делал это достаточно успешно, а в условиях немоты это было бы невозможно.

кафка превращение анализ

Потеряв способность говорить, Грегор больше не смог рассказать близким людям о своих мыслях и чувствах, а также утешить их и подбодрить. Именно в этом и состоит символизм немоты главного героя: большинство людей стараются жить как можно быстрее и занимаются тем, что кажется им важным, однако забывают сказать родным и близким людям самые важные слова. Например, мы охотнее обсудим прибыль от выгодной сделки, чем скажем дорогому человеку о том, что мы его любим. Точно также жил и Грегор, и после превращения в таракана он больше никогда не смог сказать важных слов своим родителям и сестре, которые пытались заботиться о нем.

Почему именно таракан?

Любопытно, что Франц Кафка нигде в своем рассказе не указывает на то, что Грегор стал именно тараканом. Насекомым – да. Но кто он – таракан, жук или другое членистоногое? Мы не знаем. Однако каждый читатель сам представляет себе образ героя как максимально неприятный, ведь именно такие характеристики дает ему автор.

Основа этого образа – в его омерзительности. Таракан олицетворяет собой бесполезную, противную, ни на что неспособную личность. За фантастическим сюжетом Кафки скрывается утверждение, что для того, чтобы быть такой неприятной личностью, вовсе не обязательно превратиться в таракана по-настоящему.

Основные темы

В продолжении анализа произведения «Превращение» обратимся к основным темам, которые поднимает Ф. Кафка в своем рассказе. Используя завуалированные образы и множество литературных приемов, писатель рассуждает о:

  • Связи человека с внешним миром, его значении для окружающих.

  • Воздействии на человека прожитого им сексуального опыта и насилия в детском и юном возрасте.

  • Изоляцию человека от его близких несмотря на то, что физически они находятся рядом, и последующее неизбежное охлаждение отношений.

  • Важном и неважном в жизни: главный герой, продолжая жить в теле насекомого, лишается очень значимых для него вещей, которые люди зачастую не ценят.

Особенно большое значение Франц Кафка придает в своем рассказе теме семьи. Родители и сестра Грегора, привыкшие жить за его счет, предают его вскоре после того, как он превращается в насекомое. Но кто виноват в этом на самом деле – они или сам Грегор, изолировавший себя от семьи?

Жанровые особенности

Основной жанр творчества Кафки (в том числе и рассказа «Превращение» — это экспрессионизм. Этот жанр возник как острая реакция общества на такие потрясения, как мировые войны и революции. Экспрессионизм говорит о том, что единственная реальность для человека – это та, которую она сам себе придумал, основываясь на собственных эмоциях, чувствах и впечатлениях. Эту жанровую особенность мы можем узнать и в «Превращении»: Грегор, став насекомым, обнаружил, что мир – крайне враждебная среда, в которой он никому на самом деле не нужен. Но было ли это так на самом деле? Нет, так выглядел только тот мир, который видел Грегор. Так может быть, для своих родных и не был вовсе насекомым? А вся омерзительность главного героя – это проявления его личности, а не следствие фантастической трансформации из человека в таракана?

Большое количество абсурдных элементов в сюжете рассказа раскрывает главную целью экспрессионизма, которая состоит в отображении не объективной реальности, а субъективного мировоззрения человека и его духовного мир.

Стилистика Кафки, примеры тропов

Основа стиля Кафки – в его абсурде. Он легко превращает человека в насекомое (и герои этому совсем не удивляются) и абсолютно сухим языком описывает сильнейшую драму своего главного персонажа. Такие контрасты позволяют автору отобразить сочетание мира внешнего и мира внутреннего, в котором находится каждый человек. Он умудряется говорить о психологии, совершенно не говоря о психологии (напротив, Кафка часто использует юридические или научные термины для описания того, что научному описанию не поддается – чувств).

превращение анализ произведения

Разные интерпретации мотива превращения

Тот факт, что в рассказе коммивояжер Грегор в одно прекрасное утро обнаруживает себя насекомым абсурден уже сам по себе. Однако Кафка вводит его в произведение так, будто не произошло ничего необычного, а такие превращения – вполне себе случаются, пусть и неприятны.

Поэтому в метафорическом превращении Грегора мы можем увидеть сразу несколько мотивов:

  • трансформация человека в результате неудачного взаимодействия с внешним миром;

  • давление семьи человека на его личность;

  • ощущение собственной никчемности;

  • депрессивное состояние, приводящее к мыслям о самоубийстве;

  • подсознательное самоуничтожение.

Автор практически открытым текстом говорит, что такие тараканы живут среди нас. Им вовсе не обязательно видеть насекомых в зеркале, чтобы стать закрытыми, неприятными, депрессивными и бесполезными личностями.

Абсурдная реальность в рассказе

Завершая анализ «Превращения» Кафки, еще раз обратимся к абсурдности происходящих в рассказе событий. Разве может человек на самом деле проснуться насекомым? Нет, это абсолютно фантастический сюжет. Но может ли человек упиваться собственность бесполезностью, осознанно отгородить себя от семьи и общества, погрузиться в свою депрессию и вступить в конфликт с окружающим миром? Да, может, ничего фантастического в этом нет. Кроме того, именно желание сбежать от этого конфликта толкает вполне обычных людей (не насекомых) на самоубийство.

Поэтому мы приходим к выводу, что в «Превращении» Ф. Кафка использует абсурдную реальность для того, чтобы рассказать о самых обыкновенных явлениях, с которыми может столкнуться каждый человек. И только сам человек делает выбор, как реагировать на эти явления: прятаться от них, как Грегор, и в конце концов сгинуть, либо бороться за сохранение собственного «Я».