Роман «Доктор Живаго»

История создания

Пастернак писал свой роман на протяжении 10 лет начиная с 1945 и заканчивая 1955 годом. Впервые идея о создании подобной книги посетила писателя в 1918 году, однако непростое время заставило отказаться его от работы. В 1945 работа над романом наконец началась, и на следующий год была готова первая глава. Зимой автор написал ещё две части, но из-за материальных трудностей ему пришлось прерваться на некоторое время.

 Борис Пастернак

В 1948 году Пастернак вновь возвращается к написанию романа и заканчивает четвёртую главу. Вновь писатель прекращает работу в связи с репрессиями и арестом возлюбленной Ольги Ивинской. Таким образом, первая книга была завершена только в 1952 году. Интересно, что название романа менялось множество раз: «Свеча горела», «Мальчики и девочки», «Смерти не будет», пока Борис Леонидович не выбрал действующую версию — «Доктор Живаго».

В 1955 году из ссылки возвращается Ольга Ивинская, которая взяла на себя редактуру романа, финансовые вопросы и издательство. Пастернак полностью погрузился в написание книги, и уже к концу 1955 года «Доктор Живаго» был завершён.

Несмотря на отказ в публикации произведения на родине, в 1957 произведение печатается в Италии, а уже в следующем году книга выходит на разных языках, что не понравилось советским властям.

В 1958 году Нобелевский комитет присуждает автору одноимённую премию, от которой его заставляют отказаться. Скандалы и последующая травля подрывают здоровье Пастернака, и в 1960 году он умирает, так и не увидев публикацию своей книги. В России «Доктор Живаго» начал издаваться только в 1988 году, через тридцать лет после смерти писателя.

Жанр и композиция романа

Понять, в каком жанре написано произведение, довольно сложно. Его можно назвать:

  • автобиографичным, так как в нём были описаны основные моменты из жизни писателя;
  • философским, поскольку вопросы бытия занимают в книге не самое последнее место;
  • историческим, ведь были затронуты и такие события. Автор сопоставляет своё произведение с реальной жизнью.

В «Докторе Живаго» Пастернак описал Россию такой, какой она была на самом деле в то время. С этой точки зрения, в книге показана целая историческая эпоха через судьбы некоторых героев. Большинство людей считают её любовной повестью с интересным сюжетом. Таким образом, произведение можно назвать многожанровым романом.

Особенность произведения — это нагромождение случайных, но играющих важную роль в судьбе героев встреч и обстоятельств. Композиция книги основана на знакомстве персонажей и дальнейшем развитии их судеб.

Интересным ходом является тетрадь доктора с его стихами. С её помощью писатель хотел показать бесконечность бытия. Утратив интерес к жизни и оказавшись на самом дне, главный герой умирает, но душа его живёт в написанных стихах.

Описание главных героев

В «Докторе Живаго» персонажей в самом начале произведения появляется очень много, но далеко не все они играют главную роль в повествовании. Некоторые имеют особое значение, и их краткую характеристику необходимо рассмотреть в первую очередь.

Главный герой романа:

Юрий Живаго

Лариса Гишар

Виктор Комаровский

  1. Юрий Живаго. Одарённый молодой человек, который является приёмным ребёнком в семье Громеко. После жизни со своим дядей тот передаёт мальчика на воспитание другим людям. Ребёнок здесь счастлив и уже в раннем возрасте начинает писать стихи. Но, повзрослев, идёт учиться на врача. После окончания института женится на Тоне, и вскоре у них рождается дочь. Главный герой работает врачом, но после начала войны его, как и всех мужчин, призывают на фронт. Именно там он начинает задумываться о своём предназначении, его волнуют перемены в обществе и стремительное изменение жизни. На фронте он знакомится с Ларисой, в которую влюбляется и впоследствии живёт с ней. После окончания войны возвращается в родной город, где и умирает от сердечного приступа. Прототипом для этого персонажа стал сам Пастернак, поэтому образ Юрия Живаго глубоко автобиографичен. Главный герой — это умный, интеллигентный и творческий человек, который жил в неспокойное время. Захваченный водоворотом событий, он не может понять, что для него важнее. При этом Живаго не в состоянии определиться не только в своих политических взглядах, но и в любви. Он просто плывёт по течению, не вмешиваясь в ход событии. Через этого персонажа Пастернак показывает свои рассуждения о происходящих событиях, раскрывает своё внутреннее «я» и духовное мировоззрение.
  2. Тоня. Дочь приёмных родителей Юрия, которая позже становится его женой. Это добрая, благородная, терпеливая и относящаяся по-философски к своей жизни девушка. Растит сына и дочь фактически одна. Семья часто испытывает нужду, а денег отца не хватает даже на самое необходимое. Вскоре Живаго исчезает из её жизни, и Тоня принимает решение уехать заграницу. На прощанье она пишет письмо Юрию, что не винит его. Девушка знает о его связи с Ларой, но обещает при этом воспитать детей с уважением к отцу. Тоня, созданная Пастернаком, — это простая, надёжная, добрая женщина, которая была опорой для своего мужа.
  3. Лариса Гишар. Дочь обрусевшей француженки Амалии Карловны и бельгийца-инженера. После того как её отец умер, вместе с матерью переезжает в Москву. У неё очень тяжёлая судьба. Внешне красивая женщина выходит замуж только для того, чтобы от неё отстал ненавистный ей Комаровский. После обмана адвоката она вынуждена бежать с ним, чтобы избежать преследования со стороны властей. Образ Лары в романе значительно отличается от Тони. Для главного героя она была светом, источником вдохновения, любви и творчества.
  4. Виктор Комаровский. Это отрицательный персонаж в романе. Влиятельный адвокат из Москвы, склонивший молодую Гишар к сожительству. Кроме того, он состоит в любовной связи с её матерью. Сперва может показаться, что Комаровский покровительствует этой семье после смерти их отца и мужа, но на самом деле он приносит им столько же неприятностей в результате своих действии. Матери Ларисы помогает открыть в Москве швейный салон, но та, узнав, что её несовершеннолетнюю дочь и адвоката связывают далеко не дружеские отношения, пытается выпить яд. Устав от постоянного преследования адвоката, Лариса стреляет в него, но промахивается и попадает в прокурора. От суда и приговора её спасает всё тот же Комаровский. Кроме того, он сломал жизнь не только семье Ларисы, но и Юрию Живаго. В этом человеке маленький Миша узнаёт того, с кем перед смертью говорил отец Юрия. Ещё раз своё разрушительное влияние Комаровский применяет в годы Первой мировой войны. Отыскав Ларису, он обманным путём уводит её вместе с дочерью в неизвестном направлении.

К второстепенным персонажам романа относятся:

Таня является дочерью Юрия Живаго и Лары

Евграф Живаго

  1. Стрельников, он же Павел Антипов. Несмотря на схожесть судеб с Юрием Живаго, автор представляет этого героя как соперника и антипода доктора. Антипенко был рождён в семье железнодорожников, но воспитывался приёмными родителями. Он довольно образован, умён и ещё с детства был влюблён в Лару, которая приезжала к ним на каникулы. Разница в возрасте ничуть не смущала его. Однако со временем он начинает тяготиться от той «материнской нежности», которую проявляла к нему девушка. Не чувствуя семейного счастья, он уходит на фронт как доброволец. В период революции становится комиссаром и меняет фамилию. Многие критики высказались против Стрельникова, считая его бездарным персонажем, рушившим режим. Но это не означало, что Павел Антипенко — отрицательный герой. Напротив, он был раним и слишком чувствителен. Все думали, что он погиб, а Павел тем временем отстаивал свои принципы. Ради жены и дочери он хотел добиться признания и полностью отплатить за все страдания, которые перенесла Гишар в Москве. Но решив вернуться к семье, Стрельников узнаёт о судьбе своей жены. На следующий день он застрелился во дворе.
  2. Веденяпин. Этот второстепенный персонаж является дядей Юрия, который опекал его после смерти родителей. Николай Николаевич по специальности священник, работающий в издательстве и решивший забрать ребёнка в монастырь. Но там мальчику становится страшно, и Веденяпин определяет племянника в семью своего приятеля профессора Александра Громеко.
  3. Таня. Является дочерью Юрия Живаго и Лары, рождённой в период революции. Её фамилия — Безочередова. Через несколько лет после окончания войны девушку находит сводный брат Юрия — Евграф Живаго. Безочередова почти ничего не знает о своих настоящих родителях. Матерью она считает Раису Комарову. У девочки было тяжёлое детство. Сторожиха Марфа, воспитавшая её, в итоге попала в сумасшедший дом. Себя она считает девушкой неучёной, так как росла совершенно одна. Евграф после встречи с племянницей обещает заботиться о ней и быть всегда рядом на случай необходимости. Вот так в финале книги Таня находит защитника в лице своего дяди.
  4. Александр и Анна Громеко. Добрые и светлые люди родители Тони. Юрий любил беседовать со своим приёмным отцом. Это время запомнилось ему как самое лучшее в его жизни. Анна Громеко даёт благословение на их брак с Тоней и вскоре умирает.
  5. Шура Шлезингер. Друг семьи Громеко. Дружит с матерью Тони. После Революции 1917 года женщина активно поддерживает революционное движение.
  6. Евграф Живаго. Сводный брат Юрия. Доктор знает о нём только то, что Евграф отказался от наследства отца, желая всего добиться самостоятельно. Это амбициозный и целеустремлённый мужчина, который сумел дослужиться до генерал-майора. В жизни Юрия брат играет роль ангела-хранителя. Именно он собирает все сочинения доктора и находит ему жильё. Даже после того, как главный герой умер, Евграф отыскивает его детей и помогает им.

«Доктор Живаго» — роман, отчасти связанный с биографией Бориса Пастернака и отражающий всю жизнь, творческие и философские поиски писателя, по мнению которого, главная тема книги — взаимосвязь личности и истории.

Особое место в произведении занимает любовь. Она показана в повести во всех возможных ипостасях и со всей свойственной этому великому чувству многогранностью.