Краткая история создания

Стихотворение предположительно было написано в 1966 году. В то время Александр Трифонович работал главным редактором журнала «Новый мир». Это были сложные времена борьбы писателя-редактора с «неосталинизмом» в литературе. Твардовский отдавал предпочтение реализму и не понимал набиравшее тогда популярность течение модернизма, отрицавшее все предшествующие литературные идеалы.

Лейтмотив стихотворения – это часть народной поговорки «Июль – макушка лета, серёдка цвета».

Тема и настроение

Анализ стихотворения Твардовского «Июль – макушка лета…» поможет выяснить, какие мотивы и идеи скрыты в простом незаурядном размышлении. На первый взгляд может показаться, что никаких скрытых смыслов в этом маленьком стихе нет. Автор просто наслаждается моментом, летним днём. Но всё меняется, как только мы пробуем проникнуться настроением. Внимательного читателя переполнит чувство лёгкой грусти, заставит остановиться и оглядеться вокруг.

Лирический герой узнаёт из газеты, очевидно прочитав в ней народную поговорку, что не заметил, как в бесконечной суете уже прошла половина лета. Позже он понимает, что и «убыль света», характерная для этого времени года, тоже напоминала ему о том, что время неумолимо идёт вперёд. Ещё одна «примета» - это голос кукушки. И тут стоит остановиться и снова обратиться к народным приметам. Кукушка в народе всегда «отсчитывала» годы оставшейся жизни человека. Звуки её голоса также вырывают лирического героя из потока суетливой жизни. И последняя «примета», которую озвучивает уже сам герой – цветение липы, которое приходится как раз на июль. Он говорит, что после цветения этого дерева можно говорить о том, что «пол-лета нет».

В итоге можно представить, как народная примета, напечатанная в газете, как бы пробудила лирического героя, заставила остановиться, выйти из потока суетливой бытовой гонки. Он задумался о том, чего не замечал. Жизнь, время неумолимо движется вперёд, и сколько бы мы не пытались отвлечься от этого хода, забыться в простых человеческих делах и суете, оно не остановится. Природа – это показатель движения времени. В момент этого понимания происходит возвращение героя к своей сути, к природе.

Время неумолимо, от этого становится грустно. Но ещё больше грусти вызывает то, что человек, закапываясь в своих делах, не замечает этого свойства.

Жанр и композиция

По жанру – это лирическое стихотворение. Композиция примечательная своей необычной сложно рифмовкой, благодаря которой всё произведение воспринимается как одно короткое высказывание. Именно так течёт мысль. Эта текучесть и певучесть ассоциируется у читателя с песней. Композиция кольцевая: стих начинается и заканчивается одной и той же фразой, возвращая нас к началу измышления и позволяя прожить момент снова, понять что-то большее. Рифмовка устроена так:

  • первая строка рифмуется со второй (и это парная рифмовка двустишия);

  • третья – с шестой, четвёртая – с пятой (здесь можно найти строфу с кольцевой рифмовкой);

  • седьмая - с восьмой (и это снова двустишие);

  • девятая строка рифмуется с двенадцатой, десятая – с одиннадцатой (снова строфа с кольцевой рифмовкой);

  • заканчивается стихотворение повтором первой строки.

Отсутствие законченной мысли в каждой из строф и продолжение её в следующей подчёркивает непрерывность высказывания. Размер – трёхстопный ямб.

Средства художественной выразительности

Среди средств художественной выразительности есть:

  • инверсия «дневного убыль света»;

  • оксюморон «прощальный привет»;

  • эпитеты «прощальный привет», «скрытнейшей из примет»;

  • метафоры «убыль света», «макушка лета», «отстукала кукушка»;

  • фразеологизм «песня спета»;

  • анафоры «но прежде всех газет <…> но прежде малой этой…», «Считай, что песня спета, считай, пол-лета нет…».

Александр Трифонович Твардовский умело и просто заключил в краткую форму глубокую мысль, сумел выразить состояние очнувшегося от суеты человека, который смог «осмотреться» и понять главное – мы не замечаем хода времени, но оно идёт независимо от нас, и природа – показатель этого течения. Необходимо хотя бы иногда отвлекаться от мирской суеты и чувствовать это время, проживать момент. Использование народной поговорки, образа кукушки и цветения липы, фразеологизма позволяет провести нить от природы к человеку с его культурой и традициями.