Сочинении по картине Утро в сосновом лесу

Биография художника

Биография художника Шишкина и история создания полотна в сочинении по картине

В г. Елабуге семейство купца пополнилось сыном. Будущий художник Иван Иванович Шишкин родился в 1832 году. С самого детства мальчик проявлял интерес к рисованию. А ради учебы в Московском училище живописи он бросил занятия в гимназии. Затем он стал лучшим студентом петербургской Императорской академии искусств.

Отец всегда поддерживал своего сына, благословил его перед путешествием. Сам Иван с уважением относился к родителям, часто писал им письма. Начинающий художник чувствовал себя неловко перед знаменитыми живописцами. Он и подумать не мог, что и сам когда-нибудь станет знаменитым.

Все работы мастера связаны с природой, он любил детали и тщательно их выписывал. Для этого художник тщательно изучал ботанику, зоологию, географию. Полотна Шишкина выглядят настолько правдоподобно, что сегодня их сравнивают с фотографиями.

Вершиной мастерства стала картина «Утро в сосновом лесу» — пейзаж с медвежатами. Впервые ее показали на передвижной выставке в декабре 1889 года. Сразу несколько коллекционеров захотели купить полотно. Но продали его меценату П. Третьякову, который позже создал знаменитую галерею.

История полотна

Тема сочинения Утро в сосновом лесу

У картины на самом деле два автора — Шишкин и Савицкий. Но в музейном описании указано имя только одного художника. Двух живописцев связывали разные узы. Они были друзьями, партнерами и даже породнились. Шишкин основал Товарищество передвижных выставок, а Савицкий был его напарником. А также художник крестил сына Ивана Ивановича, которого в честь него назвали Константином.

Супруги живописцев умерли — Шишкина от болезни, а Савицкая совершила самоубийство. Товарищи поддерживали друг друга в эти трудные времена. Эти события художник описал в своем дневнике. Он говорил, что подобные испытания только усиливают дар — талант. Позже живописец женился во второй раз, но и этот брак окончился печально. Супруга оставила после себя дочь, но сама скончалась.

Однажды товарищи встретились, и Шишкин поделился своими мыслями о создании полотна, на котором будут изображены медведи. Эта идея появилась после того, как он нарисовал «Туман в осеннем лесу» и «Бурелом». И через несколько месяцев Шишкин пригласил друга в свою мастерскую — посмотреть на полотно.

Савицкого поразил реалистичный пейзаж, а сам он должен был вписать в картину медведей. Хотя и сам Иван Иванович учился анималистичной живописи, неплохо изображал птиц и животных. Но в этот раз он доверил такую работу товарищу.

Описание переднего и заднего плана картины

На завершенном произведении оба автора написали свои фамилии. Картину продали за 4 тысячи рублей, четвертую часть Шишкин отдал Савицкому. Но подпись была поставлена уже после выставки.

Третьякову это не понравилось: он купил полотно одного автора, а доставили ему уже картину двух художников. Коллекционер приказал стереть надпись скипидаром. Название также менялось. Сначала полотно выставили как «Медвежье семейство в лесу». Но до сегодня картина дошла под названием, известным даже дошкольникам, — «Утро в сосновом лесу».

Конфеты и ковры

Не только коллекционер сделал полотно Шишкина популярным. В России о картине узнали благодаря кондитеру Теодору Фердинанду фон Эйнему. Он основал фабрику, которая выпускала печенье и конфеты. Предприниматель заботился и о вкусовых качествах своей продукции, и о рекламе, что в то время было редкостью.

Компания выпускала несколько видов конфет:

Конфеты Мишка косолапый

  • «Клады моря и земли»;
  • «Транспортные средства»;
  • «Типы народов земного шара»;
  • «Русские художники и их картины»;
  • «Мишка косолапый».

Последняя сладость появилась на прилавках в 1896 году. Ее обертку украшала картинка с медвежатами — изображение полотна Шишкина. Хотя на рисунке было четыре животных, в народе конфеты стали называть «Три медведя».

Сладости выпускались и после Октябрьской революции. Но этим занимались уже не частные компании, а советские фабрики. Стоимость конфет была очень высокой — 4 рубля за килограмм. Из-за этого Маяковский написал юмористический лозунг: «Если хочешь кушать „Мишку“, заведи себе сберкнижку».

А через несколько лет конфеты изобразили на стене первого столичного небоскреба. В этом здании располагался трест Моссельпром, объединяющий пищевые, кондитерские, табачные и алкогольные мануфактуры.

Позже появилась посуда с изображением медведей, а такие ковры висели практически в каждом доме. Сегодня некоторые компании предлагают приобрести недорогие репродукции, заказать футболки, чашки и другие предметы с этой картиной.

Описание природы

 передача красок природы в сочинении

Шишкин всегда восхищался красотой русской природы. Языком красок он пытался передать свои эмоции на полотнах. Растительный мир на его картинах словно живой. Если внимательно рассмотреть его, то кажется, словно полотно дышит и источает прохладу.

Под кистью живописца оживал каждый листочек, малейшая травинка, кора на деревьях. Художник старался показать, как тихо и спокойно в сосновом бору ранним утром. Сквозь ветви деревьев еще не успели пробиться лучи солнца. И его задумка удалась. Искусствоведы говорят, что при осмотре картины человеку кажется, словно он действительно оказался в лесу.

Шишкин выбрал такую тему для полотна не случайно. Он много времени уделял изучению природы, поэтому у него получались такие правдоподобные пейзажи. Сосновый бор в его понимании — место с чистым и свежим воздухом, подходящее для отдыха и раздумий. Здесь приятно встречать рассвет, любоваться дикой природой и наблюдать за поведением животных.

Передний план

Композиция картины довольно интересна. Хотя Шишкин написал весь пейзаж — лес, туман, сломанное дерево, в первую очередь зритель видит семейство медведей. Мама с тремя малышами ранним утром вышла на прогулку. Солнце только взошло над лесом, оно касается макушек высоких сосен.

Местность опутал густой туман. Но скоро солнечные лучи его рассеют. На поляне, где собрались мишки, воздух уже чист. Семейство случайно набрело на старое сломленное дерево. Во время недавней бури его ствол переломился в нескольких местах. А длинные толстые корни даже вышли из-под земли. Животные расположились на картине в разных местах:

  • медведица — возле дерева;
  • старший медвежонок — на краю ствола;
  • средний — на середине бревна;
  • младший — на другом обломке.

Как описать картину

Маленькие косолапые бурые медвежата словно светятся радостью, выражают озорство и восторг от прогулки. У двух на темной шерсти видны белые пятна-воротники. Самый смелый забрался на верх дерева и зацепился когтями за его край. Кажется, что сейчас можно будет увидеть, как он скатится в овраг.

Второй находится только на середине бревна. Он боится залезать дальше, просто беспомощно смотрит на мать. Третий медвежонок самый осторожный. Малыш оказался на другом обломке сосны. Он встал на задние лапы, наклонил голову и смотрит на туман. В густой дымке покачиваются ветви деревьев.

Большая лохматая медведица наблюдает за своими детьми. Они игривы и озорны, не обращают внимания на мать. Животное выглядит грозным. Художник передал ее настроение — мама медвежат уже начинает рычать, она предупреждает детей об опасности, ведь ее старший ребенок скоро упадет с поломанной сосны.

Утро в сосновом лесу: тема сочинения

Дети, глядя на это полотно, представляют себя в роли медвежат. Им хочется вместе с животными оказаться в бору, забраться на поваленное дерево и порезвиться. Взрослый человек ощущает умиротворение и покой при осмотре картины. Но в то же время появляется небольшая тревога, она исходит от матери-медведицы.

По полотну можно написать целый рассказ. Но художник решил выразить свои эмоции и мысли красками. У Шишкина получилось передать свое настроение — картина проникнута расслабленностью и свежестью. Только по утрам, когда сумерки начинают уходить под наступлением солнечного света, бывает так хорошо в лесу. Прохлада рассвета, белая дымка словно обволакивают зрителя.

Фон для животных

Ковры по картине Утро в сосновом лесу

Написанием самого пейзажа занимался Шишкин. Он, как искусный художник, достоверно передал вид леса на рассвете. При появлении первых солнечных лучей он словно просыпается от дремучего сна.

Сосны на заднем фоне окутал туман. Их стволы практически не видны из-за белой дымки. Но кое-где уже проглядывают лучи света, они заставляют блестеть зеленые ветви. А на полянке, где резвятся медвежата, уже достаточно светло. Отсюда ушел туман, поэтому место выглядит не так таинственно и опасно.

Некоторые искусствоведческие специалисты говорили, что Шишкин просто не смог достойно изобразить медведей на полотне, поэтому доверил это своему другу. На самом деле у живописца получился настолько дивный пейзаж, что он даже не хотел его портить. Шишкин набросал эскизы животных, по ним и работал Савицкий.

Сначала планировалось изобразить двух медвежат, их позы и положение на поляне отличались от окончательных вариантов. Но затем художники решили, что нужно написать целое семейство, показать забавы малышей и серьезность матери.

Манера исполнения картины, ее задумка настолько символичны, что в них сразу узнается рука мастера — Ивана Ивановича Шишкина. Только он умел писать настолько живые пейзажи. Они словно отражают тонкую русскую душу. Художник работал с фоном легко и одновременно тревожно.

Туман в лесу — загадочное, даже мистическое явление. Оно пробуждает скрытые чувства, заставляет задуматься о прекрасном, хоть и на краткий миг. С первыми лучами, которые спешат пробиваться через ветви, дымка испаряется, оставляя о себе только воспоминание. С ее исчезновением воздух снова становится чистым, а лес играет новыми красками.

Большинство пейзажей Шишкина связано с лесом или сосновым бором. Русский художник всей душой был привязан к таким местам. В них он находил свое успокоение, черпал вдохновение в красоте родной природы.

Рецензии критиков

Изначально в художественной галерее была представлена картина «Медвежье семейство в лесу» без подписи Савицкого. Публицист и прозаик В. Михеев внимательно изучал полотно. При анализе «Утра в сосновом лесу» он выявил несколько особенностей работы Шишкина:

  • обширные знания в области биологии;
  • нарушение целостности картины;
  • недостаточное умение изображать животных.

Он рекомендует при осмотре картины не обращать внимания на передний план. Лучше направить взгляд на то, что изображено за медвежатами. Лесная даль, укрытая седым туманом, позволяет понять, что Шишкин — знаток растений. Фон, пейзаж — это самая сильная сторона полотна. Если наблюдать только за этими элементами, то приятное впечатление от картины долго не сможет стихнуть.

Как написать школьное сочинение по картине

Зрители любого социального класса увидят на полотне одно и то же: загадочный пейзаж и животные, которые портят весь эффект. Михеев считал, что медведи на картине изображены недостаточно профессионально. Для такого жанра Шишкин должен был подобрать более умелого художника или оставить фон нетронутым.

Но многие искусствоведы не согласились с Михеевым. Ведь медведи — это центральная часть полотна. Именно они разбавляют мистическую картину леса игривостью и озорством. А также благодаря животным работа стала такой популярной не только среди любителей искусства, но и сладостей — дети узнавали о великом художнике с помощью шоколадно-вафельных конфет.

Шишкин написал «Утро» не менее реалистично, чем другие свои пейзажи. Сам живописец не признавал полотно лучшим из всей коллекции, но об этом говорили критики. И внимание они обращают не на животных, изображенных Савицким, а на фон — лес в густом тумане.