Картина «Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле»

Краткое описание картины

Все действия, описанные на полотне, происходят на огромной поляне, часть которой покрыта зеленой, сочной травой, а другая половина — вытоптана или выжжена. По берегу голубой широкой реки выстроилась русская армия в полной боевой готовности. По другую сторону картины как противопоставление, представлено столь же огромное ордынское войско.

В центре полотна изображены два сильных и могучих воина. Один из них русский богатырь, другой — татаро-монгольский воин, который восседает на гнедом скакуне. Художник представил бой в тот момент, когда всадники сошлись в бою и одним ударом сбили друг друга с разгоряченных коней.

Фоном всего сражения выступает небесный свод. Он представлен в довольно интересных переходах — прозрачные голубые оттенки над ордынскими войсками и хмурые, желто-серые цвета над армией русичей. Последнее словно предрекает врагам недобрые моменты и серьезные потери.

История сюжета

В XIV веке Орду разрывали междоусобицы распри

После смерти хана Батыя в XIV веке Орду разрывали междоусобицы распри. Результатом такого состояния стал раскол ее на две части: восточную и западную. В восточной части Золотой Орды правил хан Тохтамыш, который был потомком Чингисхана. Западной же частью стал править Мамай, который силой захватил власть и усмирил усобицы.

Последний решает вернуть некогда утраченную власть над Русью. Он отправляет войско, которое наносит сокрушительное поражение объединенной армии русских под командованием Дмитрия Волынского. Следующим было сражение на реке Воже, где главнокомандующим был Дмитрий Донской. Войском татар командовал сам Мамай. Но русская армия дала жестокий бой и смогла разгромить Орду. Хан затаил мысль о реванше, которым и должен был стать поединок на Куликовом поле. Авилов описал его на холсте очень точно и правдоподобно.

Великая битва

Очень детально изобразил Авилов «Поединок на Куликовом поле». Описание картины представляет композицию, которая в подробностях передает построение войск с обеих сторон перед сражением. Накануне возле места впадения реки Непрядвы в Дон собрались две огромные рати во главе с известнейшими военачальниками Дмитрием Донским со стороны русичей и Мамаем от Золотой орды.

Художник изобразил именно этот сюжет. По обеим сторонам поля выстроились войска, которым не видно конца и края. Расположение воинов на холсте передано именно так, как указано в исторических сообщениях и документах. В руках у русских солдат хоругви с изображением ликов:

  • Иисуса Христа;
  • Богоматери.

Они показывают веру русичей в небесную помощь и поддержку высших сил.

Воин-монах Пересвет

Согласно историческим фактам, чтобы избежать кровопролития и огромных потерь с обеих сторон, было решено закрыть вопрос битвой между двух богатырей, каждый из которых был известен не только в своей армии, но и в стане врага. От Орды выступил Челубей, а от русичей — воин-монах Пересвет. Последний был послан на войну Сергием Радонежским, чтобы укрепить веру людей в силу божьей помощи.

Эти два героя и стали центральными персонажами всего шедевра художника. Они занимают центральную часть картины «Битва Пересвета с Челубеем» и написаны согласно церковным канонам. На самом деле бой проходил рядом с войсками. Но на картине герои изображены гораздо больше всех остальных персонажей, что создает впечатление их дальнего расположения от армии.

Пересвет и его образ

Автор передал в картине содержание реальных исторических документов и рассказов. Пересвет на ней — это реальный герой. Часто люди считают, что он был вымышленным персонажем, собирательным образом русского богатыря. Но это реальный человек, который принимал участие в военных действиях.

О судьбе Пересвета известно немного. Он происходил из рода бояр, проживающих в Брянском княжестве. Детство и юность Александра Пересвета проходили в обучении ратному делу и молитвах. Его готовили к службе и защите Отечества в любое время, когда он может потребоваться.

В молодом возрасте Пересвет

В молодом возрасте Пересвет принял постриг в Ростовском монастыре. Согласно документам, позже он был переведен в Троице-Сергиев монастырь. Но подробностей этого нет. К 1380 году он был сильным и могучим богатырем, который был известен своей непобедимостью. Отправившись на битву, монах совершил молитву в часовне Дмитрия Солунского, которого принято считать покровителем всех служивых людей.

Во время боя монах был одет в ризу, которая положена ему по статусу. Со всех сторон она была покрыта крестами, которые должны были защитить богатыря. Голову мужчины покрывал шлем, поверх него была накинута куколь. В руках богатыря было копье. О наличии лошади не было почему-то указано ни в одной летописи.

Согласно источникам, Пересвет был тяжело ранен или же убит во время поединка. Но его тело не было похоронено на поле боя. Его доставили в храм Рождества Христова в Смоленском монастыре, где его и погребли.

Если же говорить о том образе, который создал Авилов, то его можно смело назвать идеальным героем, примером мужской силы и смелости, готовности пасть за Отчизну. Но художник создал свой символ героя, достаточно сильно отступив от исторических источников. Так, на холсте изображен молодой человек в ратных доспехах и в шлеме на голове. Здесь нет ни крестов, ни монашеского одеяния. На картине Пересвет показан настоящим воином.

Художественный образ Челубея

Согласно историческим источникам Челубей был любимым воином Мамая. Среди своих он прослыл непобедимым воином, которого не может сломить никто. Многие считали его бессмертным. Исторические документы говорят, что Челубей провел более трехсот поединков, и во всех них он вышел победителем. О воине ходили легенды и мифы. Но сегодня такую его жизнестойкость удалось объяснить.

Художественный образ Челубея

Согласно чрезвычайную силу воина объясняют тем, что он владел боевой практикой бон по. Согласно исследованиям Челубей был тибетским монахом и умел вызывать духов-демонов, которые и вселялись в его тело во время битвы. Если верить древним книгам и такое действительно могло произойти, то мужчина облекал свою душу после смерти на вечные страдания. Победить такого воителя может только тот, чья сила исходит от бога. Именно таким богатырем и был Пересвет.

В случае с Челубеем художник также пренебрёг историческими фактами в одежде и вооружении. На самом деле воины носили:

  • стеганый подбитый кафтан;
  • под ним был панцирь с наплечниками и перчатками;
  • на ногах — мягкие сапоги из кожи с металлическими пластинами;
  • на голове — полукруглый шлем с наносником и сеткой, которая прикрывала шею и плечи.

Из оружия монгольские воины использовали лук со стрелами, кривые сабли, кинжалы и копья.

На картине же Челубей одет в шелковый халат, который для обычного монаха был слишком дорогим. Нет ни кольчуги, ни металлических заплат на сапогах. На голове воителя обычная меховая шапка. В руках у него щит для защиты от ударов. Даже если учесть бессмертие, о котором все столь активно говорили, мужчина не мог не понимать опасности ситуации и так рисковать своей жизнью.

Битва добра и зла

Сочинение по картине Авилова ученики пишут в 4 классе при изучении основ истории и мифологии. Сам шедевр был создан в тяжелые для страны времена — в Великую Отечественную войну. дею создания полотна автор вынашивал более 25 лет. А само творение появилось через полгода после начала создания.

Битва добра и зла

Не известно что именно хотел показать автор. Возможно, через столь легендарные образы он мечтал донести мысль о том противостоянии, которое разрывало мир. Герои картины предстают для советского ценителя творчества художника как борьба Добра со Злом, советских стран с фашистской Германией.

Это полотно будет актуально во все времена. Ведь на ней показано объединение всех русских народов против войск захватчиков. Пересвет же выступает как пример для каждого патриота, готового отдать жизнь за свою Отчизну.