Прототип петра гринева

Характеристика главных героев романа

Произведение трудно назвать однозначным, четко определив авторский замысел. «Капитанская дочка» — довольно сложное и комплексное рассуждение на тему пугачевского восстания, которое было завуалировано Пушкиным и переведено в русло романтической истории о службе Петра Гринева и его любви к Маше Мироновой. Последняя же представляется как персонаж, своими чертами, суждениями и поступками очень напоминающий Емельяна Пугачева.

Петр Гринев

Гринев — молодой человек, получивший хорошее домашнее образование и обладающий всеми положительными характеристиками начинающего военного. Его можно охарактеризовать следующим образом:

Прототипы героев капитанская дочка

  • знает французский;
  • совестлив;
  • доброжелателен;
  • ему не чужда ответственность за жизни других людей;
  • достаточно щедр;
  • отзывчив;
  • великодушен.

В 16 лет по наставлению отца он проходит конкурс на должность прапорщика в Белогородской крепости, где и встречается со своим слугой Савельичем. Личность Гринева лишена всяческих противоречий — он настоящий офицер и истинный дворянин, даже несмотря на мелкие проступки.

Алексей Швабрин

Швабрин является типичным предателем. Его личность описывается Пушкиным как противоположность истинного офицера. Швабрин может подставить в любой момент, показав свое истинное лицо:

  • ему незнакомы честь и офицерское достоинство;
  • его не интересует никто, кроме него самого;
  • в ситуациях, когда того требовали обстоятельства, он клеветал, лгал и даже становился на сторону врага, за что и был позже арестован.

Герои повести капитанская дочка и их прототипы

Мария Миронова

Мария — восемнадцатилетняя девушка, представленная в историческом романе настоящей русской красавицей с чистой душой и большим сердцем. Выросшая в бедной семье, она умна, хороша собой и талантлива. Несмотря на явное отсутствие дворянских манер, Маша выглядит достаточно мило и скромно. Её поступки иногда трусливы, но настоящие чувства заставляют её действовать крайне смело и даже дерзко.

Прототипы персонажей

Несмотря на явное сходство между главными героями повести «Капитанская дочка» и их прототипами, уверенно ответить на вопрос, описывал ли Пушкин реальных людей или же все они были художественным вымыслом, не представляется возможным. Одна только фамилия Петра Гринева по каким-то причинам менялась до официальной презентации произведения несколько раз.

Герои капитанской дочки и их прототипы

Благодаря литературным исследованиям известно, что прототипом Петра Гринева можно считать подпоручика 2-го гренадерского полка Михаила Швановича, который упоминается в проекте произведения как Шванвич. По первоначальному замыслу автора главным героем книги должен был стать дворянин, который по собственным убеждениям перешел на сторону восставших (как это сделал сам Шванович).

Однако здесь и возникает главный конфликт, ведь Гринев описывается Пушкиным как образцовый офицер и человек чести, в то время как Михаил — герой, выбравший «гнусную жизнь честной смерти». Из-за этого с большей долей уверенности можно сказать, что Шванович является прототипом Швабрина в «Капитанской дочке», а не Гринева. Между последними присутствует четко улавливаемая связь — оба трусливы, бесчестны и предпочитают личную выгоду всеобщему благу.

Герои повести капитанская дочка и их прототипы

Вопрос о том, какой прототип Маши Мироновой в «Капитанской дочке» использовался Пушкиным, интересовал литературных критиков и исследователей достаточно долго. Первоначально им считали молодого грузина Клопитонова, личность которого упоминалась в «Русском архиве» как того, кто лично беседовал с Екатериной Великой. Однако позже выяснилось, что прототипом Мироновой является дворянка Борисова Марья Васильевна, с которой русский писатель познакомился на рождественском балу 1829 года в Старице. Пушкин был впечатлен её открытостью и душевной чистотой.

Несмотря на завуалированную политическую подоплеку повести, «Капитанскую дочку» можно назвать своеобразным романтическим произведением. В нем автор старается акцентировать внимание читателя не только на политических суждениях общества, но и на более лирических, нежных и нравственно возвышенных мотивах.