Судьба поколения 1830 х в лирике Лермонтова

Первый период творчества

Творчество поэта литературоведы разделяют на 2 части. Первая из них называется ранней, а вторая — поздней. Рубеж проходит приблизительно по 1837 году, когда были написаны такие стихотворения, как «Смерть поэта» и «Бородино». Нужно отметить, что судьба поэта Лермонтова, как и его стихи, тесно связана с жизнью современного ему общества, с великими историческими событиями.

Первая часть творчества относится ко времени, когда русская литература характеризовалась романтизмом, который был связан с идеями Великой Французской революцией (1789−1790) царствованием и победами Александра I. Тогда в России с приходом либерального императора наблюдался небывалый эмоциональный подъём.

Вторая половина, обличительная

Далее стихи великого поэта отражают обстановку, которая была в обществе в связи с событиями, происходившими после 1825 года. К власти пришёл новый царь, Николай I, который был врагом либеральных идей.

Он:

Царь Николай I

  • жестоко подавлял вольнодумство;
  • казнил декабристов;
  • усилил цензуру;
  • учредил Третье отделение;
  • поощрял доносы.

Будучи напуганным восстанием декабристов 1925 года, царь вёл политику «закручивания гаек», как сказали бы сегодня. Таким образом, настроение в обществе кардинально изменилось, люди были растеряны и напуганы. Т

ретье отделение, являвшееся органом политического сыска, созданное царём в 1826 году, сыграло колоссальную роль в том ощущении духоты, стеснённости в действиях и в мыслях, неприкаянности и никчёмности, которое воцарилось в стране. Всё это нашло отражение в следующем этапе творчества Михаила Юрьевича.

Эпоха безвременья

Эпоха безвременья в лирике Лермонтова

В сочинениях Лермонтова судьба поколения 30-х годов XIX века выходит на первый план. В них противопоставляются предшествующее и нынешнее поколения. Первое — отцы-декабристы, а второе — современники поэта. Декабристам были присущи великие идеи, стремление к светлым идеалам, к переменам в обществе. Однако их деятельность имела печальный конец: иллюзии рассеялись, предводители восстания были казнены, а участники его сосланы на каторгу.

Как следствие, современники Лермонтова уже лишены веры в лучшее, печальный опыт декабристов уничтожил в них какие-либо желания к общественной деятельности, к попыткам хоть как-то проявить себя на пользу Отчизне.

Таким образом, в тридцатые годы наступила так называемая эпоха безвременья, когда одни идеи в обществе уже ушли, а другие ещё не успели прийти им на смену. Как поэт и патриот Лермонтов не мог равнодушно взирать на такое печальное положение вещей, он принимал его близко к сердцу и выражал своё отношение в стихах.

«Дума» о судьбе поколения

Одним из ярких примеров осмысления темы является стихотворение «Дума», относящееся к 1838 году. В нём поэт не отделяет себя от тех молодых людей, чьих судеб касаются его раздумья. Об этом говорят местоимения «мы» и «наше», которые часто употребляются в произведении. Речь идёт о русской дворянской интеллигенции того времени. Стихотворение Михаил Юрьевич начинает грустными словами, что печально глядит на свое поколение.

Стихотворение «Дума»

Далее он выражает пессимизм по поводу будущих дней своих современников, говоря, что их грядущее или темно, или пусто.

Свой пессимизм поэт объясняет негативными качествами детей богатых родителей, которых с ранних лет уже томит жизнь, их путь ровен и лишен цели. Далее в этом сочинении поэта Лермонтова о судьбе его поколения говорится, что русские дворянские интеллигенты постыдно равнодушны и к добру, и к злу. Они вянут без борьбы уже в начале своей деятельности. Михаил Юрьевич с горечью отмечает, что молодые люди позорно малодушны перед всякой опасностью, а перед властью они склоняются, словно презренные рабы.

О презрении потомков

Что же интересует сверстников поэта? Это:

  • балы;
  • дуэли;
  • шумное веселье;
  • сплошные развлечения.

Они не собираются тратить силы на серьёзные дела, их жизнь сводится к погоне за сиюминутными наслаждениями, но и это их в итоге не радует. Им скучны «роскошные забавы» их предков.

Лермонтов в думах

Всё, что остаётся нынешнему поколению — спокойствие, благопристойность, сытая и невозмутимая самоуверенность.

Продолжая свои пророчества о печальной участи современников, поэт предрекает, что они пройдут над миром угрюмою толпой, которая будет вскоре позабыта. От неё не останется ни шума, ни следа, ни плодовитых мыслей, «ни гением начатого труда».

Свои печальные размышления Лермонтов заканчивает словами, что потомки оскорбят своих «промотавшихся отцов» «презрительным стихом» и «насмешкой горькою».

Таким образом, поэт считает, что жизнь этих людей прожита зря, без высоких дум и стремлений, без страстей, без идеалов. Потомкам они не оставят никаких духовных ценностей и тем останется только презирать их.

Сомнения и отрицание

Отчаяние и скепсис, выраженные Михаилом Юрьевичем, обусловлены общественной трусостью и бездеятельностью, оторванностью от политической борьбы. Эти чувства возникают в те эпохи, когда возвышенное индивидуальное сознание мечется в процессе поисков достойной жизни, но найти её не может. В такие периоды мысли становятся мучительными, они представляют собой единственную реальную силу, которая способна возвратить живого человека к деятельной борьбе.

В эти времена общественное сознание выливается в негативную форму и выступает в виде сомнений и отрицания. Через них мыслящее общество училось трезво смотреть на жизнь, преодолевая противоречия в собственном сознании. Самоанализ и рефлексия были особой, специфичной формой неприятия жестокой реакции, формой общественного протеста.

Подлинность и истинность слов поэта

Отрицание беспощадное и открытое, как в стихотворении «Дума», направлено и на внешнюю сторону жизни дворянской интеллигенции, и на внутренний душевный мир. Оно обращено против тяжёлого духовного пресса официальной идеологии.

Герцен и Белинский

Пессимистичный тон лермонтовской «Думы» отражает эмоцию так называемого социального отчаяния, которая охватила его соотечественников. Глубокие личные переживания поэта потрясли современников. Герцен, Белинский, Майков обращали внимание на вопль и стон души, на трагичность его произведения, на суровый и мрачный лиризм.

И действительно, стихотворение производит довольно мрачное впечатление. В нём печаль сливается с негодованием, обличением, горьким осуждением, жалобой, тоской и иронией. Поэт выплёскивает свою обнажённую душу, обуреваемую чувствами. Он вскрывает сознание своего поколения изнутри. И это придаёт его словам подлинность и истинность.

«Как часто пёстрою толпою…»

Тему судьбы поколения 1830-х в лирике Лермонтова продолжает стихотворение «Как часто пёстрою толпою окружён», написанное в 1840 году. Многие критики оценивают его как одно из самых значительных в творчестве поэта. Проникнутое пафосом, оно, как свидетельствуют современники, было написано после посещения маскарада 1840 года в ночь с 1 на 2 января. После его опубликования на Лермонтова обрушились новые гонения.

Тема маскарада является символичной. В стихотворении слышится насмешка над фальшью светского общества. В воображаемом прошлом поэта присутствуют светлые мечты, которые в его сознании приходят в противоречие с призрачной реальностью. Она пропитана враньём и прячется под маской. И эта грязь, сопровождающая действительность, в душе Лермонтова вызывает презрение. Поэт пишет, что перед ним мелькают образы бездушных людей.

Тем самым, как и в «Думе», Михаил Юрьевич говорит о бездушии и чёрствости окружающих его людей. Лирическому герою ненавистно общество, ему здесь тесно и душно. В заключение он говорит о своём желании смутить весёлость и с дерзостью бросить «в глаза железный стих» и маски, стянутые приличием.

Такая позиция ещё раз свидетельствует о неравнодушии поэта, о его стремлении изменить окружающую действительность.

Другие произведения

Раздумья о своём поколении Лермонтов продолжает и во множестве других произведений. Среди них можно назвать:

  1. «И скучно, и грустно».
  2. «Поэт».
  3. «Бородино».
  4. «1831-го июня 11 дня».
  5. «Журналист, читатель и писатель».

В стихотворении «И скучно, и грустно» Лермонтов пишет, что жизнь, если посмотреть на неё внимательно, является пустой и глупой шуткой.

В стихотворении «Поэт», где рассматривается место поэта в обществе, Лермонтов с большой горечью отмечает, что стихотворец власть над толпой променял «на злато», поэзия превратилась в продажную. Те же мотивы просматриваются и в «Журналисте, читателе и писателе». Здесь Михаил Юрьевич спрашивает: о чём же должно писать поэту? Обязан он быть пророком, обличать общественные пороки, тем самым избавляя от них людей? Эти вопросы являются риторическими.

Стихотворение «Бородино»

В стихотворении «Бородино» рассказ ведётся от лица солдата, участника событий, что придаёт описанию особую достоверность. Передавая нравственное и психологическое состояние русских воинов, Лермонтов подчёркивает непримиримый антагонизм, присущий двум культурно-историческим планам — минувшему и современному. Об этом говорит и рефрен, который актуализирует взгляд поэта и является ключевым в понимании произведения. В нем автор отмечает, что в его время люди были богатырями, лихим, могучим племенем.

Стихотворение «Бородино»

Таким образом, Лермонтов с большой гордостью и отрадой вспоминает о событиях 1812 года. И сравнение с нынешним поколением говорит, что смельчаки остались в прошлом, а им на смену пришли малодушные, слабые люди, которые ищут безопасности и покоя.

В заключение хочется сказать, чем дороги сочинения Лермонтова моему поколению. Их написал зрелый человек, страстный патриот, который знал жизнь, и хотел сделать её лучше. И, обличая пороки потерянного поколения, призывал его к деятельной борьбе за высокие идеалы.