Трагическая любовь сочинение по литературе

Конфликт цивилизации и человека

Действие в повести Куприна «Олеся» происходит в Полесье — удивительно красивом месте в Волынской губернии. В деревне люди живут просто, верят как в Бога, так и в нечистую силу. Главными героями произведения являются Олеся, внучка местной колдуньи Мануйлихи, и человек из города Иван Васильевич, от лица которого ведется повествование. Образ темноволосой красавицы с первой встречи запал ему в душу: «Я и сам не подозревал, какими тонкими, крепкими, незримыми нитями было привязано моё сердце к этой очарова­тельной, непонятной для меня девушке».

Тема трагической любви в творчестве куприна

Между молодыми людьми вспыхнуло взаимное чувство, несмотря на противоположность взглядов и характеров: «Взошёл месяц, и его сияние причудливо пёстро и таинственно расцветило лес. Мы шли, обнявшись, среди этой улыбающейся живой легенды, без единого слова, подавленные своим счастием и жутким безмолвием леса». Узнав по картам, что этот человек может принести ей много страданий и позора, Олеся пытается забыть любимого. Иван Васильевич долго болел, и они не виделись какое-то время.

Но «разлука для любви то же, что ветер для огня: маленькую любовь она тушит, а большую раздувает ещё сильней». Они привязывались друг к другу все больше и больше:

  • «быть вместе» стало потребностью;
  • взаимная симпатия перешла в душевную близость;
  • «тонкие, крепкие, незримые нити» протянулись между сердцами.

Трагичная любовь

Проявляя самоотверженность и силу чувства, девушка отдается любимому, зная, что эти отношения не имеют будущего. После избиения накинувшимися на нее в церкви бабами она не проклинает Ивана, а, наоборот, благодарит его за короткое счастье.

В этой благодарности Олеся уравнивает возлюбленного с собой, не беря во внимание его социальный статус и слабость характера, как бы передавая хоть на мгновение остроту своих переживаний и неподдельную искренность нахлынувшего на нее чувства. Именно в этом Куприн видит тайну и смысл любви: представлять любимого человека лучше, чем он есть. Позднее в одном из интервью писатель скажет, что счастье в любви будет возможно лишь тогда, когда человек станет полностью свободным от любых предрассудков и чужого мнения.

Над жестоким миром в произведении Куприна одерживает победу настоящая земная любовь. И хотя влюбленные вынуждены расстаться, трагизм финала повести наполнен светлыми чувствами и последним приветом от Олеси: красными рябиновыми бусами, оставленными ею при спешном отъезде.

Возвышенное чувство в повести «Суламифь»

Герой повести «Олеся» не смог выдержать испытание любовью, и Куприн, продолжая верить в гармоничные отношения между мужчиной и женщиной, обращается к библейскому сюжету, взяв за основу книгу «Песнь Песней» Соломона. Повесть «Суламифь» начинается с описания строительства первого в Иерусалиме храма на горе Мориа, которое ведется по указу царя Соломона.

Автором изображена вся щедрость правителя: «Три раза в год ходили в Черное море корабли его, чтобы привезти слоновую кость, обезьян, павлинов, египетские колесницы, тигров…». Описывая портрет библейского царя, Куприн сравнивает его внешность с природными дарами:

  • «губы — точно яркая алая лента;
  • волнистые волосы черные иссиня, и в них блестела седина, подобно серебряным нитям горных ручьев, падающих с высоты темных скал Аэрмона».

Трагичная любовь это

Существуют исторические факты, говорящие о любвеобильности Соломона. Гарем правителя насчитывал более 700 наложниц, но настоящую любовь он испытывал только к девушке из бедной семьи по имени Суламифь. Знакомство царя с ней начинается с того, как он слышит «милый женский голос, ясный и чистый, как это росистое утро».

Потом представляет, как она легко проходит по торговым рядам, и в ее рыжих волосах отражается солнце. Вся ее фигура излучает свет, молодость и красоту. Писатель противопоставляет истинно любовное чувство Соломона к ней и темную страсть слуги Элиава к отвергнутой царице Астис. В отличие от естественной красоты и обаяния Суламифь, лицо Астис «нарисовано» с помощью туши, румян и белил.

Слухи распространялись такие, что юношей и девочек с симпатичной внешностью родители прятали от ее пронзительно-тяжелого взгляда. Необузданная ревность к своей сопернице приводит к трагическому финалу любовной истории: влюбленный в царицу слуга по ее приказу жестоко расправляется с девушкой, за что впоследствии будет казнен. Но любовь убить невозможно: Суламифь умирает, благодаря «прекрасного возлюбленного» Соломона за то ощущение счастья, которое он ей подарил.

Сила всепоглощающей любви

В русской литературе конца XIX века, пожалуй, нет такого прозаика, который бы так поэтично описал любовь. Одним из таких произведений является «Гранатовый браслет». Мелкий чиновник Желтков без памяти влюблен в жену богатого князя Шеина. Княгиня является главным смыслом жизни и «единственной радостью» для бедного телеграфиста. Он радуется тому, что видит любимую, и этим счастлив. Семь лет безответного чувства сломали его, и Желтков решил убить себя, чтобы не создавать проблем любимой женщине, не нарушать ее спокойный семейный уют.

Трагичная любовь сочинение

В предсмертной записке молодой человек благословляет возлюбленную на жизнь: «Уходя, я в восторге говорю: „Да святится имя Твое“». Вера Николаевна, будучи замужем, ранее не думала, что бывает такое великое чувство, ради которого люди готовы пожертвовать своей жизнью. Женщина равнодушно принимает от него письма, и сердце не отзывается на муки влюбленного. Но чем больше Вера Николаевна видит внимание Желткова, душа ее начинает пробуждаться.

Узнав о смерти своего поклонника, княгиня чувствует себя виноватой. Только теперь до нее дошли слова дяди о той настоящей любви, прошедшей мимо её жизни. Вера Николаевна видит светлую улыбку, замершую на лице покойного, и понимает, как глубоко и возвышенно он ее любил. При звуках музыки Бетховена, о которой Желтков писал в последнем письме, ее сердце содрогается от боли, которая заполняет её всю, и она осознает, что прощена: «…нет, нет, — он меня простил теперь. Все хорошо».

Трагическая любовь сочинение по литературе куприн

Отвергнутый замужней женщиной, любовник умирает, но на память о нем остается подарок — гранатовый браслет как символ верной и всепоглощающей любви. Гибель Желткова заставила женщину задуматься о своей прошлой жизни: без сердечных мук и переживаний, без любви. Прощание с ним как будто изменило ее, заставив осознать подвиг Желткова во имя любви, по-новому вглядеться в окружающую жизнь: «Княгиня Вера обняла ствол акации, прижалась к нему и плакала. Дерево мягко сотрясалось. Налетал легкий ветер и, точно сочувствуя ей, зашелестел листьями».

Между усопшим героем и плачущей женщиной возникает некая духовная связь, и эти очистительные слезы являются предвестником того, что прежней супруги князя Василия Шеина уже нет, героиня никогда не вернется к прежней скучной и однообразной жизни.

Роман «Колесо времени»

Роман «Колесо времени» написан Куприным в эмиграции, поэтому все содержание пронизано тоской по России, по родным местам. На эту особенность указывают такие критики, как Ф. И. Кулешов, А. И. Смирнова и другие. Главными героями являются эмигрант из России Михаил и француженка Мария Дюран. Их любовные отношения длятся чуть больше года. Ее легкость, красота и таинственность завораживают мужчину, превращая в раба их пылкой страсти.

Она ничего не рассказывает о своей жизни и отказывается остаться на ночь, к браку относится несерьезно, не давая завоевать себя до конца. Он знает только ее имя — Мария. На причину их будущего разрыва указывает сам герой: «С первых дней нашего знакомства я очень скоро и с восхищением убедился, что Мария гораздо выше меня — и интеллектом, и любовью к жизни, и любовью к любви».

Куприн трагическая любовь

Сначала чувства женщины Михаил не воспринимает серьезно. Но поскольку возлюбленная вела себя изощренно и непредсказуемо, он все больше привязывается к ней. Постепенно, по мере того как Михаил узнает Марию, он уже не чувствует себя таким неловким, как раньше, начинает «несколько отдаляться» от нее, отношение к Марии становится холоднее. Женщина же, охваченная чувством, не замечает отдаления, полностью растворяясь в любимом. Теперь они как будто поменялись местами.

Если раньше она чувствовала себя богиней, то сейчас она становится рабыней любви. Чтобы доказать свою преданность и глубину чувства, Мария приглашает его в дом, наполненный уютом и теплотой. Мужчине не нравится ее занятие рукоделием, и он разочаровывается. После того как он грубо отзывается о ее общении с «розовыми старичками», она уходит навсегда. Мария нашла «вечную любовь, которая дается только одной паре на миллион», но она осознает, что совместная жизнь с Михаилом невозможна, и их отношения обречены на расставание.

Оставшись в полном одиночестве, герой понимает, что этот год с небольшим, что они были с Марией, останутся самыми лучшими в его жизни, а теперь он «покорен велением судьбы… и живет по инерции». По словам Смирновой, в произведении «Колесо времени» писатель попытался в очередной раз «проникнуть в тайны любви и разобраться в ее неисповедимых путях», чего раньше не удавалось никому.