Образ веры павловны в романе что делать

Судьба прототипа героини

Чернышевский еще до написания романа не скрывал, что прототипами главных героев будут его «добрые знакомые». Прообразом Веры Павловны стала Мария Александровна Обручева, дочь генерала А. В. Обручева, потомственного дворянина. Сразу после окончания Крымской войны он получил отставку и поселился с семьей в одной из деревень Тверской губернии. Кроме Марии у него еще было двое сыновей — Афанасий и Владимир. Впоследствии Владимир вошел в организацию «Земля и воля» и стал работать в журнале «Современник».

Владимир стал близким другом Чернышевского. Через него писатель и познакомился с историей жизни его сестры. И. М. Сеченов, ее второй супруг, профессор Петербургской медицинской академии, сторонник демократических взглядов, сошелся с некоторыми членами «Земли и воли». Среди них был врач П. И. Боков, друг Н. Г. Чернышевского. В России в это время зародилось активное движение за права женщин. Для многих из них служение медицине стало единственным делом, где женщина наравне с мужчиной могла приносить пользу обществу.

 портрет веры павловны из романа что делать

В то время высшее образование было доступно только для мужчин. Но весной 1861 года на лекциях в академии появились вольнослушательницы, среди которых была и Мария Александровна. Так как посещать занятия женщины могли лишь по разрешению мужа, девушка, как и Вера Павловна из романа, заключила фиктивный брак с Петром Ивановичем Боковым. Теперь она могла уйти из родительского дома и получить образование. Позднее брак перешел в настоящий, но вскоре у супругов начались разногласия из-за измен мужа.

Осенью женщина познакомилась с И. М. Сеченовым и стала работать у него в лаборатории. Вскоре она стала его гражданской женой. Только в 1888 году пара смогла обвенчаться официально, когда Синод дал согласие на развод с Боковым. Марии удалось успешно окончить Цюрихский университет и защитить докторскую диссертацию.

Она тяжело пережила смерть мужа, а после революции осталась без средств к существованию и скончалась в доме престарелых в 1929 году. Могилы ее и мужа Сеченова находятся сейчас на Новодевичьем кладбище.

Жизнь Веры Павловны

В романе Чернышевского Вера Павловна Розальская — одна из главных героинь. Портрет женщины описан довольно подробно. Это высокая стройная девушка с темными волосами и черными глазами («глаза хорошие, даже очень хорошие»). Лицо у нее смуглое, «как будто из Малороссии; пожалуй, скорее даже кавказский тип, только очень холодное, это уж не по-южному». Такой девушка предстает впервые перед Лопуховым. Воспитание она получила обыкновенное, хотя с детства отличалась особенными поступками:

 вера павловна что делать

  1. В двенадцать лет была определена в пансион и стала обучаться игре на фортепьяно у вечно пьяного, но доброго и хорошего немецкого учителя.
  2. С четырнадцати лет вела домашнее хозяйство и шила одежду себе, матери и брату Федору.
  3. Когда Верочка стала старше, мать, мечтая подобрать для дочери выгодную партию, стала кричать, чтобы девочка «отмывала рожу-то…такая чучела уродилась».

Из-за этих упреков Верочка считала себя некрасивой и очень хотела стать «хорошенькой». В шестнадцать начала давать уроки в пансионе, позднее мать нашла ей и другие занятия. Вера была удивлена, когда та сшила ей сразу два платья, купила новые ботинки и даже бить ее перестала. Оказалось, Марья Алексеевна решила выдать дочь замуж за хозяйского сына Сторешникова, болтуна и ловеласа, который сначала ухаживал за Верой для развлечения, а потом предложил выйти за него замуж, но она отказала.

 вера павловна

Зрелость характера юной девушки показана в разговоре с Жюли Ле-Теллье, когда та посоветовала принять предложение Сторешникова, чтобы в будущем ни в чем не нуждаться. Вера ответила ей, что хочет быть независимой и жить по-своему: «Чего мне не нужно, того я не хочу и не хочу… Я не хочу не стеснять ничьей свободы и сама хочу быть свободна». Но ей нехорошо оттого, что, отказав жениху, обидит его. Лопухов раскрывает ей глаза на истинные чувства и намерения этого человека.

Когда жизнь в семье становится невыносимой, девушка пытается устроиться гувернанткой, но места для нее не нашлось. Героиня начала задумываться о самоубийстве. Друг Веры Лопухов, по-настоящему ее полюбивший, предлагает заключить с ним фиктивный брак. Они договариваются жить в раздельных комнатах, как друзья, и встречаться лишь за обедом, чтобы поговорить о делах.

Вера Павловна с помощью Лопухова устраивает швейную мастерскую в форме товарищества, где прибыль девушки распределяют поровну. Занимаясь любимым делом, она понимает, что живет неправильно: состоит в браке с Лопуховым, но любит Кирсанова.

Не желая видеть мучения любимой женщины, Лопухов уходит, инсценируя самоубийство и оставляя ей право выбора. Вера Павловна выходит замуж за Кирсанова.

Сны в романе и их значение

Сны в композиции романа и для характеристики образа Веры Павловны имеют большое значение. Прослеживая их содержание, читатель видит, как героиня духовно обогащается и нравственно взрослеет.

 вера павловна персонаж

Сначала она оказывается запертой в каком-то незнакомом сыром подвале, не может двигаться, ноги разбиты параличом. Вдруг она чувствует, как чужие теплые руки дотрагиваются до ног, после чего выздоравливает.

Выйдя из подвала, на поле героиня замечает девушку, у которой постоянно меняются черты лица, волосы, походка. Вера интересуется, кто она. Незнакомка говорит, что у нее много имен, но главное — это «любовь к людям». Во втором сне Вере видится то же самое поле, по которому прогуливаются Лопухов и Мерцалов, разговаривая о реальной и гнилой (фантастической) грязи:

  1. В реальной грязи происходит постоянное движение, где все живут и трудятся.
  2. Гнилая грязь не содержит ни жизни, ни труда.

Здесь же героиня видит свою мать нищей, жалкой, бледной и нездоровой, но очень доброй. Девушка, назвавшаяся «любовью к людям», пытается втолковать ей, что не нужно обижаться на мать, а быть ей благодарной. Злой ее сделали условия, в которых пришлось жить. Когда изменятся условия жизни для людей, то и злые подобреют.

 образ веры павловны

В третьем сне Вера вместе с певицей Бозио читает свой дневник, которого она никогда не вела. То, что было написано в нем, касалось ее жизни с Лопуховым. На последней странице, которую сама героиня читать не хочет, певица видит сомнения Веры в любви к Лопухову. Это уважение и доверие, общее дело и дружба, но не любовь, которая нужна женщине. Сердце ее отдано Кирсанову.

В четвертом сне перед героиней появляются женщины-царицы, среди которых Вера узнает себя. Она свободная женщина, богиня, которая любит и любима. Перед ней стоит хрустальный дворец, расположенный в цветущем саду, кругом поля, благоухающие спелым хлебом.

Люди весело работают и весело отдыхают. Это образ прекрасного будущего, зародышами которого, по мнению Чернышевского, являются счастливая семья и любимое дело.