Лермонтов расстались мы но твой портрет

История написания произведения

В жизни Михаила Лермонтова было несколько серьезных и страстных романов. Но сильнее всего его душу затронули чувства к Екатерине Сушковой. Писатель встретил девушку в юном возрасте, когда ему только исполнилось 15 лет. Осмелившись сделать признание возлюбленной, юноша рассказал о своих чувствах уже через 4 дня после знакомства. Сушкова с насмешками отвергла парня, однако юный поэт твердо намеревался добиться расположения красавицы.

Расстались мы но твой портрет лермонтов

Молодой поэт с восхищением и нежностью писал любовные послания возлюбленной, но его чувства долго оставались безответными. Судьба развела молодых людей, а новую встречу подарила только через 5 лет в Москве. Тогда Елена призналась Лермонтову, что его поэтические послания она все это время хранила и перечитывала. Романтические отношения между ними так и не начались, из-за этого автор сильно переживал и долгое время страдал.

Одно из самых ярких и трепетных произведений, которое посвятил Лермонтов своей любимой, — «Расстались мы, но твой портрет». Анализ стихотворения позволяет увидеть, что это композиционно простой текст, состоящий из двух мелодичных четверостиший. Именно это подчеркивает его лиричность. Написанию стиха предшествовал разговор Михаила Юрьевича с Еленой Сушковой, который состоялся на танцевальном вечере в 1834 году.

Сокурсник Александра Пушкина исполнял знаменитый романс «Я вас любил», но духу Лермонтова ближе было другое произведение — «Уверение» Баратынского. Об этом он и сказал возлюбленной. На эти слова девушка ответила, что его стихотворения даже лучше, и процитировала несколько строк: «Так храм оставленный — все храм, кумир поверженный — все Бог!». Поэт очень удивился тому, что его стихотворения Сушкова помнит наизусть.

Анализ стихотворения расстались мы но твой портрет

Как ни странно, но Михаил Лермонтов решил разыграть водевиль перед Сушковой, намеренно преследуя несколько целей:

  • отомстить за безответные чувства, отвергнутую любовь;
  • выставить в неприличном свете девушку перед будущим женихом Алексеем Лопухиным, чтобы расстроить предстоящую свадьбу.

Спустя два года, в 1837 году, появился стих Лермонтова «Портрет». Многими он был воспринят, как извинение в адрес Сушковой, ведь еще пару лет назад разочарованный поэт публично обидел любимую, сказав, что никогда влюблен в нее не был. Но он никогда не снимал с шеи медальон с миниатюрной фотографией Екатерины Александровны.

Композиция и построение

Главной темой и идеей стихотворения является любовь, неугасающая и трепетная, несмотря на постоянные отвержения Сушковой. Композиция произведения включает всего две строфы, каждая из которых представляет собой сложное предложение. В одной его части содержится утверждение, а в другой — лирическое пояснение.

Лермонтов предпочел рифмовать стиховторение четырехстопным ямбом: этот размер придает тексту музыкальную окраску, легкость и мелодичность. Лирическое напряжение поэт передает посредством использования мужской рифмы и аллитерации «ст» (страстям, расстались, оставленный, а также призрак, портрет, преданный). Эти слова усиливают остроту и тяжесть душевных переживаний.

Расстались мы но твой портрет лермонтов

Использование контрастных пар добавляет произведению особого драматизма (расстались — храню, новые страсти — не смог разлюбить). Автор использует выразительные эпитеты (как бледный призрак, кумир поверженный), а также метафоры (в сравнении искреннего и нежного чувства с храмом). По мнению великого поэта, любовь, подаренная судьбой человеку, никогда не уходит из его души, а воспоминания всегда согревают.

В произведении присутствует романтичный портретный образ любимой женщины в сочетании с нотами расставания. Повествуя о настоящей любви, автор смешивает воспоминания из прошлого и проносит свои чувства через все годы жизни.

Последнее двустрочие текста говорит о том, что в сердце поэта навсегда останутся воспоминания о любви в его ранней юности и тот женский образ, который вызвал в нем трепетные и нежные чувства. После сильного разочарования он и слушать не хотел о других женщинах, предпочитал странствовать и отвлекаться от переживаний вдалеке от дома.