Постулаты теории Хоманса

Теория строится на учения такого направления, как бихевиоризм. Его последователи утверждают, что поведение человека строится на основе анализа ответных реакций.

Д.Хоманс рассматривает поведение индивидов в процессе взаимодействия, как способ получения выгоды при минимальных издержках. В этом плане социальное и экономическое действие отождествляются.

Предметом социального обмена являются как материальные, так и духовные ценности.

общественный обмен

В труде "Социальное поведение: его элементарные нормы" исследователь излагает следующие постулаты концепции обмена:

  1. Чем чаще индивид получает вознаграждение за осуществление определенного действия, тем выше вероятность того, что частота дальнейшего выполнения данного действия не снизится.

  2. Если действие, выполненное под руководством определенного стимула, получило вознаграждение, то в будущем индивид, вероятно, будет совершать поступки со схожим мотивом.

  3. Вероятность увеличения частоты действий повышается зависит от степени ценности для индивида результатов его поступков.

  4. Если личность часто получает награду за поступок, то она становится для индивида с каждым разом менее ценна.

  5. Отсутствие наказания либо поощрения за действие вызывает у индивида агрессию, формирует агрессивные реакции.

  6. Частота дальнейшего воспроизведения поведения человека предопределяется отсутствие ожидаемого за поступок наказания либо наоборот получением больше ожидаемой реакции одобрения.

  7. Между альтернативными тактиками действия, индивид изберет то, что обладает высокой вероятность осуществления и принесет большую ценность.

Также Хоманс отмечал, что количество прилагаемых индивидом труда и сил зависит от размера вознаграждения.

теория социального обмена

Понятие власти в теории социального обмена

Постулаты теории Д.Хоманса были перенесены из социальной сферы общества в политическую.

Замечено, что социальный обмен Хоманса зачастую неравный и неравнозначный. Это значит, что одна сторона получает в ходе взаимодействия большую общественную ценность (власть), чем другая. Такое положение дел формирует в обществе неравенство. Потому что сторона, получившая большую социальную ценность, а значит и власть, имеет возможность манипулировать и управлять второй стороной обмена.

С политической точки зрения неравный обмен осуществляется между гражданами страны и правительством, а также внутри властной структуры государства.

Развитие идеи в работах П. Блау

П. Блау, видя недостатки теории, решил развить заложенную идею. Он начал рассматривать общественный обмен на макроуровне. Потому что считал, что единственно возможным исходом сделки на межличностном уровне может быть социальное неравенство и получение власти.

П. Блау стремился на основе анализа ряда межличностных коммуникаций определить тенденции, свойственные макросистеме.

Исследователь разработал модель перехода от микроуровня исследования до макро. Он состоит из следующих этапов:

  1. Индивидуальное взаимодействие прекращается, когда вознаграждение не соответствует затраченным ресурсам.

  2. Различие индивидов по статусу и власти. Формируются организации.

  3. Легитимизация. Общественные и политические организации, образованные в ходе межличностного обмена, влияют на процесс обмена. Такие организации могут быть созданы естественным путем либо собраны для достижения цели.

  4. Оппозиция и нововведения. Социальные структуры, не согласные с условиями обмена, активно выражают собственное мнение, требуют изменений. К оппозиционерам прислушиваются властвующие структуры, если действия первых будут согласованы, своевременны и основаны на единой идеологии.

Исследователь выделил следующие виды вознаграждения: деньги, уважение, уступки и общественное одобрение.

Критика теории Хоманса

У идей Д.Хоманса и П.Блау были противники. Теория социального обмена подверглась критике за то, что она рассматривает только двусторонний обмен.

Также критики отмечали, что если индивиды оценивают собственное поведение через призму «ценность-издержки», то мотивы действий человека носят сугубо эгоистичный характер.

Психологи утверждают, что Д.Хоманс заложил в концепцию психологические основы в исходном виде, т.е. не адаптировал их пол собственные идеи. Исходя из этого, формируется вторая претензия психологов к исследователю – отсутствие доказанного эмпирическим путем материала, описывающем постулаты теории.

Концепция Д.Хоманса ограничена, потому как не дает возможность прогнозировать поведение человека.

Последнее замечание, которое было направлено в сторону исследователей общественного взаимодействие, отсутствие научных формулировок и систематичности.