Андрей Рублев

Биография иконописца

О жизни Рублева известно очень мало. Он родился предположительно в 1360 году на территории Московского княжества. Некоторые искусствоведы считают, что он появился на свет в Великом Новгороде. О его родителях информации нет, но по фамилии можно сделать вывод, что они работали ремесленниками.

Кадр из фильма про Андрея Рублева

Краткая биография Андрея Рублева будет неполной без истории его прихода в веру. Иконописец принял монашеский постриг примерно до 1405 года. Его мирское имя могло быть другим, но после прохождения обряда его назвали Андреем.

Историкам удалось найти икону, которая была подписана «Иванов сын Рублев». По этой надписи специалисты сделали предположение, что отца иконописца звали Иван. Первые письменные упоминания о художнике появились в 1405 году.

В летописи было записано, что прибыли монах Рублев, Феофан Грек и Прохор-старец. Они приступили к росписи Благовещенского собора. Тот факт, что им доверили такую важную работу, свидетельствует, что они были искусными мастерами.

Рублев смог многое перенять от Феофана, который считался одним из лучших иконописцев. Лики святых из-под его кисти выходили немного суровыми, но в то же время масштабными и величественными. Постепенно Рублев начал вырабатывать свой стиль.

Его иконы наполнены:

  • спокойствием;
  • ясностью;
  • гармонией.

К сожалению, со временем роспись Благовещенского собора была утрачена. Но сохранилось несколько икон, которые приписываются Рублеву. Он изобразил архангела Михаила, апостола Петра, мучеников Дмитрия и Георгия.

Особенности творчества

Иконописец вместе с Даниилом Черным расписывал Успенский собор. Кисти Андрея могли принадлежать фрески с Флорой и Лавром. Также художник занимался созданием иллюстрации к «Евангелию Хитрову».

Андрей Рублев икона

Весь творческий путь Рублева можно условно разделить на два этапа:

  1. Расписывание соборов и храмов.
  2. Создание икон.

Долгое время о мастере ничего не было слышно. В летописях он не упоминался на протяжении 20 лет.

Но художник вернулся и принялся рисовать икону для Троицкого собора. Именно тогда появилась знаменитая «Троица». В ней иконописец изобразил сюжет о том, как к Аврааму явились три ангела. Они предсказали супругам рождение сына, который станет основателем целого народа. Рублев намеренно отказался от ряда деталей — омывания ног, заклания тельца, трапезы. Ангелы на его полотне беседуют.

Иконописцу удалось изобразить идею о триединстве Бога — Отца, Сына и Святого духа. Художник использовал яркие и чистые краски. Одежда ангелов была зеленой и розовой. Особенно выделялся голубой оттенок — краска для него дорогая и редкая. В дальнейшем она получила название «рублевский голубец».

Последние годы

Если рассматривать кратко биографию Андрея Рублева, то станет понятно, что всю свою жизнь он посвятил служению Богу. Он принял в молодости монашеский чин, что привело к отказу от семьи и детей. Неизвестно, были ли у него братья или сестры.

Могила Андрея Рублева

Умер художник в 1428 году в Москве. В городе бушевала эпидемия чумы, и она не пощадила иконописца. В это время он работал над фресками Спасского собора. Похоронили знаменитого иконописца возле колокольни Спасского собора. К лику святых его причислили в 1988 году, а днем памяти сделали 17 июля.

В сообщении про Андрея Рублева нужно упомянуть о жизни и смерти иконописца. Важно указать особенности его творчества. Главное в работах художника — это создание новых иконописных канонов. Он рисовал лики святых светлыми, одухотворенными, радостными. До него изображались суровые и драматичные сюжеты. Например, в «Страшном суде» автор дает надежду на спасение и избавление от грехов, в то время как до него этот сюжет обрекал на муки.

Фреска Андрея Рублева

Характерное содержание работ Рублева:

  • много света;
  • легкость в пропорциях фигур;
  • благоговение перед Божественным.

Иконы Андрея Рублева являются культурным достоянием России. Они ценны не только для верующих людей. В них можно увидеть, как менялись каноны иконописи.