Художник Иван Яковлевич Билибин

Детство и юношество

Будущий художник появился на свет 16 августа (4 по старому стилю) 1876 года в селе Тарховка недалеко от Петербурга. Его отец Яков был морским врачом, а мать композитором. Первые сведения о семье Билибиных встречаются еще в документах XVII века, это древний и известный род.

Еще ребенком Иван проявлял склонность к рисованию. Он посещал классы гимназии, а также учился в Императорском обществе поощрения искусств. Но ему пришлось поступать на юридический факультет из-за отца. Яков Билибин мечтал о престижной профессии для своего сына.

А после окончания учебы юноша уехал в Германию, чтобы заниматься в мастерской А. Ашбе. После возвращения домой он начал встречаться с И. Репиным. Спустя еще несколько лет Иван поступил в художественное училище при Академии искусств.

Начало творческого пути

На формирование художественного вкуса Ивана Яковлевича повлияла картина Васнецова «Богатыри». Билибина очаровала атмосфера русской старины, и он решил отправиться в поездку по глубинкам.

В лесах он рисовал орнаменты и избушки, а затем и вовсе создал свой уникальный стиль. Первые иллюстрации вошли в сборник сказок Афанасьева. Самые известные из них:

  • «Царевна-Лягушка»;
  • «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»;
  • «Иван-царевич».

Рисунок Билибина «Царевна-Лягушка»

Сборник стал популярным сразу же. Билибин по-своему изображал главных героев и антагонистов произведений. Каждого персонажа он рисовал в рамке из орнамента, передавая особенности его характера. Художник занялся оформлением книг, научился использовать шрифт, напоминающий старославянскую письменность.

Билибин посетил Вологодскую и Архангельскую губернии, Калерию, которые оказали на него большое влияние. Именно здесь он познакомился с бытом северян. Иван Яковлевич узнал больше информации о национальных костюмах русского народа, предметах домашнего обихода. Он слушал мистические рассказы о природных силах.

Поездка благотворно сказалась на его творчестве. Билибин привез домой множество набросков и готовых рисунков. Он использовал их для создания театральных декораций, новых иллюстраций для книг.

Работа с литературой

Художник познакомился с поэтом Пушкиным, который предложил ему работу — проиллюстрировать сборник его сказок. Билибину понравилась эта идея, и он создал множество рисунков. Его наброски отражали содержание произведений. Сказки с иллюстрациями Ивана:

  • «Сказка о рыбаке и рыбке»;
  • «Сказка о царе Салтане»;
  • «Сказка о золотом петушке»;
  • «Руслан и Людмила».

Билибин тщательно работал над архитектурой, костюмами и внешним видом героев. Благодаря этим сказкам он смог поэкспериментировать со своим стилем. Некоторые иллюстрации напоминают картины Хокусая, другие похожи на лубочные изображения. Впоследствии Третьяковская галерея выкупила все рисунки, созданные для «Сказки о золотом петушке».

Рисунок, созданный для «Сказки о золотом петушке»

Книжки с иллюстрациями художника раскупали быстро. Они нравились читателям своей красочностью и многообразием рисунков. Но работа давалась ему тяжело. Каждая иллюстрация была создана в несколько этапов:

  • создание наброска;
  • перевод на кальку;
  • отрисовка на бумаге;
  • обводка контуров тушью;
  • цветная заливка акварелью.

Градиент художник не использовал, в его арсенале были только локальные цвета. При этом все узоры и надписи оставались очень четкими и аккуратными.

Реклама и преподавание

Билибин изобразил двуглавого орла

В биографии Ивана Билибина было несколько значительных событий. Одно из них — заказ Временным правительством оформления герба во время революции 1917 г. Именно этот художник изобразил двуглавого орла, который с 1992 изображен на всех банкнотах России.

Революция дала ему новую работу, связанную с рекламой. Он рисовал плакаты и брошюры для завода «Новая Бавария». А также оформлял обложки альманахов и журналов:

  • «Московское Издательство»;
  • «Шиповник»;
  • «Золотое Руно».

Билибин занимался рисованием театральных афиш, создавал эскизы для новых почтовых марок. И при этом продолжал иллюстрировать сказки. Книги, оформленные им, пользовались большим спросом.

Творческую работу он старался совмещать с занятиями. Билибин преподавал рисование многим ученикам:

  • Н. Кузьмин;
  • К. Елисеев;
  • Г. Нарбут;
  • М. Чемберс;
  • Р. О’Коннель;
  • А. Щекатихина-Потоцкая.

Некоторые художники перенимали его стиль, старались подражать его работам. Но и сами они стали довольно известными.

Египет и Франция

Рыбацкая хижина у самого моря

Несколько лет Билибин прожил в Крыму. Там он купил участок земли совместно с Вернадским, Короленко и Куприным. Свои угодья они разделили с помощью жеребьевки. Художнику досталась рыбацкая хижина у самого моря в бухте Батилиман. Жилище Иван скоро превратил в мастерскую, где работал до 1920-х.

Затем он отправился в поездку по Египту. Причиной такой смены обстановки стали разногласия с новым правительством, захватившим власть после Октябрьской революции. В Каире художник работал над фресками для разных храмов, занялся изучением местной архитектуры и другого искусства.

О книжной графике он на время позабыл, отдавая предпочтение пейзажам и портретам реальных личностей. А в Александрии, куда он переехал после Каира, состоялась его персональная художественная выставка.

В 1925 Иван Билибин, в биографии которого многое изменилось, отправился в Париж. Здесь начался новый виток его творческой жизни — художник стал дизайнером костюмов и декоратором. Он снова начал работать в театре, а также вернулся к книжным иллюстрациям. Сборники французских сказок с его рисунками стали очень популярными. Билибин решил основать в Париже благотворительный фонд, помогающий художникам-эмигрантам.

Возвращение домой

В 1936 году иллюстратор вернулся на родину. Теперь его город назывался Ленинград. Возвращение было опасным и рискованным, ведь его могли ждать репрессии со стороны советской власти. Многие художники, поэты и писатели, другие творческие личности пострадали после приезда из-за границы. Но в биографии Билибина было много заслуг перед государством, поэтому его оставили в покое.

Рисунок Билибина

Он приобрел квартиру и вместе с семьей поселился в Ленинграде. Как и прежде, Иван много времени посвящал творчеству. На родине художник продолжил свою деятельность. Он создавал декорации для театральных спектаклей, работал над костюмами актеров, а также иллюстрировал новые книги. Только теперь это были не сказки, а баллады, былины и даже романы. Билибин пытался придерживаться своего стиля, хотя советская власть строго ограничивала его.

Помимо творческой деятельности Иван Яковлевич стал преподавать во Всероссийской Академии художеств. Он жил в Ленинграде на улице Гулярной в доме № 25. Сейчас на этом здании висит мемориальная доска, посвященная художнику.

Личная жизнь

Иван Яковлевич был женат трижды, и все его супруги являлись его ученицами. Первой спутницей его жизни стала Мария Чемберс, известная как художник и книжный график. Она начала работать в 1900, а через девять лет организовала свою персональную выставку.

Мария вышла замуж за Билибина в 1902, родила ему двух сыновей — Александра и Ивана. В 1911 супруги развелись, а через три года Чемберс с детьми переехала в Англию, отделавшись от бывшего мужа только кратким пояснительным сообщением. В 1917 к ней отправился ее брат Владимир, известный театральный художник. С тех пор на родину женщина не возвращалась.

Жена Билибина Рене О’Коннель

В 1912 художник женился во второй раз, также на своей ученице — Рене О’Коннель. Эта девушка прославилась как график, а также она расписывала фарфор. Сначала она училась в Обществе поощрения художников, затем сама в ней преподавала. Детей у пары не было, в 1917 супруги развелись.

Рене была замужем еще два раза, ее дочь и сын от второго брака погибли во время блокады Ленинграда (мальчик на пути в Сибирь, где жила его мать). Женщина была в ссылке до 1953, и только затем вернулась на родину, где продолжила работать с фарфором.

Третья жена Билибина — Александра Щекатихина-Потоцкая, еще одна его ученица. Она также прославилась благодаря умению рисовать. Брак был заключен в 1923 году, общих детей не было. Но от первого мужа у женщины был сын Мстислав. Во время путешествий художника по Египту и Франции она была вместе с ним. Супруги до конца жизни Ивана жили вместе.

Последние годы и смерть

Начало войны отрицательно сказалось на жизни и здоровье художника. Он не смог выехать из блокадного Ленинграда, хотя и в такое тяжелое время продолжал творить. Билибин написал оду в стихах, где коротко описывал все страдания своего народа.

Но ее опубликовали уже после его смерти. Зимой 1942 года Иван Яковлевич скончался от голода, как и многие жители Ленинграда. Его похоронили в общей могиле вместе с другими профессорами Академии художеств.

Вклад Билибина в развитие русского творчества сложно переоценить. Он возродил стародавнюю культуру и обычаи. Его работы известны не только в странах бывшего СССР, но и далеко за границей. Иван Яковлевич адаптировал древнерусский быт и традиции, сделал их понятными для своих современников и последователей.