Детство и юность

Ирина Моисеевна Шемес родилась в Москве 3 марта 1939 г.

Ее папа – гастроэнтеролог. Как врач он добился значительных успехов, надеялся, что и девочка выберет медицину. Но, помимо призвания во врачебной деятельности, Моисей Павлович любил путешествовать, знал много языков и изучал искусство. Последнее и привлекло дочку сильнее всего.

Ира появилась на свет в читающей и интеллигентной семье. Большое собрание сочинений позволило ей углубиться в литературу. Папа, будучи евреем, читал старинные издания о раввинах, владел подлинниками.

Кроме чтения, девочку затягивало конструирование и рисование. Именно последнее увлечение она изначально избрала в качестве профессии. После школы Ирина поступила в художественный вуз, изучала прикладное искусство. Для диплома она придумывала форму «артековцам». Шемес стала разработчиком костюма для пионеров, заслужившего ряд высоких похвал и находящегося в производстве и регулярной носке пионерами на протяжении 10 лет.

Творчество

Биография Пивоваровой как писательницы для детей началась с 1963 года. Ирина пришла на «Мосфильм» после окончания Московского текстильного института. Она устроилась на киностудию декоратором, где завертелась и ее личная жизнь, и творческая карьера автора детских стихов и прозы. Ее заинтересовала эта стезя. Первые публикации состоялись в газете при киностудии, а через год они уже появлялись на страницах «Семьи и школы», «Веселых картинок», «Мурзилки», что принесло ей известность.

Пивоварова не отмечена госнаградами, но ее книги пополнили золотой фонд литературы, а сценарии – мультипликации. Ирине удавалось писать в доверительной форме, ненавязчиво вплетать в произведения юмор – простой и понятный детям, но и не легкомысленный или упрощенный. Органично вписывала она перипетии сюжета и умело создавала динамику, благодаря чему маленькому читателю точно не было скучно при погружении в ее книжки.

Сочинительница мягко и непринужденно «воспитывала» юное поколение через произведения, она дружила и легко находила контакт со многими из своих прообразов. Автор точно знала, чего дети не примут от взрослых, и как лучше доносить до них простые и важные истины, жизненные уроки. Стихи и прозы Пивоваровой наполнены теплотой и добротой, лишены скучных поучений, не стращает и не приводит она подробностей наказаний за непослушание. Через ее книги и взрослым было, чему поучиться, и как лучше понимать своих детей взрослым.

Первую книжку «Всех угостила» выпустила автор с Виктором, тогдашним мужем, в 1965 году. Среди произведений Ирины выделяют сборники: «О чем думает моя голова», «Жила-была собака», «Лесные разговоры», «Однажды Катя с Манечкой» и др. Она написала повести «Старичок в клетчатых брюках», «Тройка с минусом…», «Рассказы Люси Синицыной, ученицы третьего класса» и не только.

Ирина выступила сценаристом к мультфильмам «Жирафа и очки», «Бим, Бам, Бом и волк», а по мотивам стихотворений сняли «Одну лошадку белую».

В качестве своих вдохновителей она называла Чуковского, Линдгрен, Дриза, Хармса. Отмечала, что любит слышать детский смех, а также и то, что сама учится чему-то полезному, пока общается с детьми и пишет затем произведения.

Некоторые сочинения Пивоваровой вошли в основу спектаклей. Несколько стихов, прозы можно было услышать на грампластинках, увидеть в лентах диафильмов.

Последний роман, надиктованный Ириной сыну, стал «Круглое окно» и предназначался взрослой аудитории. Он был опубликован после смерти автора в 1997 г.

Личная жизнь

Pivovarova-Irina-2(1).jpg

В биографии Ирины Пивоваровой было два значимых мужчины.

Ира вышла замуж в 60-х за Виктора Пивоварова. Он – художник, и их знакомство состоялось в «Синей птице», где часто тусовалась творческая молодежь.

Виктор Дмитриевич окончил полиграфический институт, в светском обществе его называли основателем концептуализма – неформального движения среди живописцев столицы.

Свадьба состоялась в 1964-м. Они с Ириной составили плодотворный и эффективный творческий тандем. Супруга стала автором детских книжек, а муж иллюстрировал. Брак продержался немногим больше 10 лет. Им не удалось сохранить гармонию и прежнюю любовь.

Плодом пылающих чувств пары стало рождение Павла в 1966 году. Ребенка назвали в честь Пикассо и Пауля Клее – знаменитых художников. Он и пошел по следам именитых творцов, выбрав псевдоним Пепперштейн. В 80-х юноша обучился в Академии в Праге, занялся продвижением собственного направления – психоделического реализма. Основал арт-группу «Инспекция «Медицинская герменевтика». Как и родители, Паша увлекся изобразительным искусством, написанием книг. Также он исполняет рэп-композиции.

Полотна Павла можно увидеть в Лувре, Третьяковке, у частных коллекционеров. А один из его романов «Мифогенная любовь каст», написанный в соавторстве с Ануфриевым, завоевал премию «Национального бестселлера».

Других детей у Ирины не появилось. Она состояла в замужестве во второй раз, выбрав спутником Игоря Яворского – талантливого рассказчика и художника. Именно отчим повлиял на становление Паши.

Смерть

Пивоварова столкнулась с коварным недугом – онкологией. В течение двух лет Ирина сгорала на глазах у близких. Но даже в страшных муках, практически не вставая с кровати, она продолжала творить и сочинять. Последнее произведение «Круглое окно» женщина диктовала Паше, своему сыну. 10 августа 1986 г. писательница скончалась.

Несмотря на недолгий жизненный и творческий путь, Ирина сумела оставить значимый след потомкам. Десятки сочинений служат детям напоминанием и вдохновением на добрые поступки, ценность дружбы и взаимопомощи, а часть произведений была экранизирована, подарив советским малышам и школьникам незабываемые примеры оптимизма и доброты.