Ранние годы

Августин родился в городе Тагасте римской провинции Нумидии в Северной Африке (сейчас это территория Алжира) 13 ноября 354 г. н.э. Его матерью была христианка берберского происхождения, признанная впоследствии церковью в качестве святой Моники Тагастинской, отцом – римский чиновник. Родители Августина принадлежали к привилегированному классу тогдашнего римского общества, однако богатыми не были: чтобы оплатить Августину обучение, родителям пришлось занимать деньги.

Обучение Августин начал в родном городе, продолжил в ближайшем культурном центре - Мадавре, где изучал римскую литературу, после стал учиться риторике в столице всей Северной Африки – Карфагене, откуда начался его путь к становлению великим христианским философом.

Духовные поиски

Известно, что мать Августина воспитывала его в христианской традиции, но не настаивала на крещении. Молодой Августин рос в классической римской среде. После переезда в Карфаген началось его активное знакомство с философией. Во время изучения риторики он прочел «Гортензия» Цицерона. Труд произвел на него огромное впечатление. В это же время он знакомится со Священным Писанием, но, в отличие от Цицерона, Писание отклика в его душе на тот момент не нашло.

августин блаженный биография

В результате духовных поисков Августин попал к манихеям – сторонникам дуалистического учения, сочетавшем в своей догматике как христианские, так и зороастрийские мотивы. Одновременно он стал преподавать риторику сначала в Тагасте, потом в Карфагене. Долгие отношения с манихеями (он провел в манихействе девять лет) закончились в 383 г., когда манихейский проповедник Фавст, приезда которого ждали многие, не смог ответить на задаваемые ему вопросы. Разочаровавшись в манихействе, Августин уезжает делать карьеру в Рим. В Риме он начинает преподавать риторику и знакомится с идеями неоплатоников, но, попав на проповеди миланского епископа Амвросия Медиоланского, понял, что обрел себя.

Христианство

В Риме Августин не терял связей с манихеями, хоть и разуверился в истине их учения. Через манихеев он смог попасть на должность учителя риторики в Медиоланум (современный Милан). В Медиолануме он знакомится с епископом Амвросием – одним из наиболее значимых богословов христианской церкви. Его проповеди дали Августину пищу для размышлений. В это же время Августин начинает по-новому изучать Писание, начав с послания Павла к римлянам, и, по мере чтения, все больше проникался христианским вероучением, становясь все более верующим и все менее философом.

В конце концов Августин вместе со своим сыном Адеодатом принял крещение из рук Амвросия Медиоланского в 387 г.

После смерти матери Августин уезжает в Африку, живет сначала в родном Тагасте, а после переезжает в Гиппон Царский, где было рукоположен в священники епископом Валерием. В 395 г. Августин сам стал епископом и руководил местной христианской общиной вплоть до своей смерти в 430 г.

Личная жизнь

Если говорить кратко, то в биографии Августина не было брака, и личная жизнь не сложилась. Попав в Карфаген в возрасте 17 лет, юноша начал вести достаточно разгульный образ жизни. В 19 лет он стал жить с некоей женщиной, чье имя нам неизвестно. С ней он прожил около пятнадцати лет и имел от нее сына Адеодата. Жениться же Августин на ней не мог из-за общественного мнения: она была совершенно из другой, более низкой социальной среды.

аврелий августин биография

В 386 г., уже в Медиолануме, Августин прервал отношения со своей так и не состоявшейся женой, чтобы вступить в брак с девушкой, равной себе по положению. На женитьбе особенно настаивала приехавшая к Августину мать. Но брак так и не состоялся: невесте на тот момент было 10 лет, а сам Августин в скором времени был рукоположен в священники и, таким образом, лишался права на брак.

Сын Адеодат умер в 388 г., не оставив наследников.

Творческое наследие

Влияние Августина на христианскую мысль Средневековья трудно переоценить. Августин писал на протяжении всей своей жизни. После него осталось 224 письма, около 500 проповедей, различные дохристианские и христианские произведения. Свой первый трактат, не дошедший до нас, Августин написал еще в Карфагене, но главным его трудом стала книга «О Граде Божьем» - религиозно-философский трактат, который определил развитие европейской мысли на века вперед.

Августин, живущий в условиях постоянного кризиса поздней Римской империи, разделил человечество на два града – Град земной, под которым понимал государство, и Град Небесный, под которым, в узком смысле, понимается христианская церковь, а в широком – идеология как таковая. Из его идей следует, что в случае кризиса надо спасать не само конкретное государство, а его идеологию.

Источником сведений о жизни и творчестве Августина является труд «Исповедь», где он рассказывает о своей жизни и своем пути к христианской вере.

Труд «О Троице» окончательно сформировал перед христианскими богословами проблему filioque – об исхождении Святого Духа от Отца и Сына, а не только от Отца. В дальнейшем расхождение именно по вопросу filioque станет поводом для раскола церкви на католическую и православную в 1054 г.

Идеи Августина о предопределении, свободе воли и спасения идеологии вместо государства позже легли в основу протестантского вероучения.