Джордано бруно краткая биография

Юные годы

В 1548 году в местечке Нола недалеко от Неаполя в бедной семье простого солдата и крестьянки родился Джордано Бруно — будущий знаменитый философ. В возрасте 11 лет способный мальчик был отправлен в Неаполь, где углубленно изучает актуальные для того времени науки — литературу, логику, диалектику. Спустя четыре года он поступил в монастырь святого Доминика, а еще через два года постригся в монахи.

В это время он принимает имя Джордано и с этим именем проживет всю оставшуюся жизнь, взойдет на эшафот и останется на века в памяти потомков.

Краткая биография Джордано Бруно

Скитания по континентальной Европе

Джордано принял сан католического священника

В 1572 году Джордано принял сан католического священника, но вскоре после этого его начали подозревать в чтении запрещенных книг. Началось неизбежное в этой ситуации расследование, которое грозило молодому священнику серьезными последствиями. Дожидаться его результатов он не стал и в 1576 году уехал в Рим.

Но и в Риме молодой священник не чувствовал себя в безопасности. Он двинулся на север Италии, побывал в Генуе, Турине, Венеции. Затем Италию и вовсе пришлось покинуть.

В 1578 году, после двухлетних скитаний, Джордано обосновался в Швейцарии, в Женеве. Но обвинения в ереси преследовали его и там.

В Швейцарии Джордано пробыл недолго и в начале 1580 года переезжает во Францию, в Тулузу. Там в течение полутора лет он читает курс лекций по философии и публичные лекции по книге древнегреческого философа Аристотеля «О душе». Аристотель, кстати, являлся одним из первых ученых, считавших землю круглой, но к тому времени его научные взгляды уже сильно устарели. В 1581 году Бруно переезжает в Париж и летом этого же года становится преподавателем университета в Сорбонне.

Король Франции Генрих III

В это время ему покровительствует король Франции Генрих III и у Джордано появляется непродолжительный период относительно спокойной жизни. И все-таки сторонники философских взглядов Аристотеля вынудили его покинуть Францию и перебраться в Англию. Генрих III предоставил в его распоряжение рекомендательные письма, это позволило философу в 1583 году уехать в Лондон.

За время скитаний по Европе с 1576 по 1583 год ученый проживал и работал во многих городах, нигде не задерживаясь надолго:

  • Рим, Генуя, Турин, Венеция (Италия);
  • Женева (Швейцария);
  • Тулуза, Париж (Франция).

Переезды носят вынужденный характер, по сути, это больше похоже на бегство. Его философские идеи вызывают резкое неприятие со стороны католической церкви. Постоянные подозрения в ереси, попытки начать соответствующие расследования вынуждают ученого каждый раз искать новое место для своей жизни и деятельности.

Английский период

«О бесконечности вселенной и мирах».

В Лондоне он публикует один из своих наиболее важных трудов — «О бесконечности вселенной и мирах». В Англии философ активно, но безуспешно пытается убедить английское общество в истинности учения Коперника. Однако, ни Шекспир, ни Бэкон, ни многие другие ученые не приняли одну из главных идей философии Бруно о том, что все планеты (в том числе и Земля) вращаются вокруг Солнца.

Не смог прижиться ученый и в Оксфорде, местная профессорская элита не приняла открытия ученого, наука того времени еще не была готова признать подобные научные взгляды. Пришлось возвращаться в Лондон, а в конце 1585 года Джордано навсегда покинул Англию.

Возвращение в Европу

В октябре 1586 года, вернувшись в Париж, философ издает курс лекций по «Физике» Аристотеля, а с середины 1586 года его скитания по Европе продолжаются. В некоторых городах философа встречает холодный прием, в других — относительно благоприятный, но конец всегда один — угрозы, преследования, запрет на участие в диспутах и чтение лекций.

За несколько лет в Германии Джордано жил и работал (или пытался найти работу) в таких городах как:

  • Майнц;
  • Висбаден;
  • Марбург;
  • Виттенберг;
  • Франкфурт-на-Майне.

Город в германии Майнц;

Только в Виттенберге, где он провел около двух лет, философ смог работать в относительно спокойной обстановке.

В 1588 году Бруно приезжает в Прагу, где пишет литературные сочинения на тему магии, но уже через год снова пытается продолжить свою деятельность в Германии и опять неудачно. В 1591 году Джордано возвращается в Италию.

Философские идеи Джордано Бруно

Основные идеи философии Джордано Бруно заключаются в отождествлении Бога и природы, пантеизм являлся наиболее характерной особенностью его мировоззрения. В философии Бруно первоисточником всего является материя, Бог пронизывает все и вся, при этом сама природа предполагается божественной.

Естественным следствием пантеизма философа являлась его приверженность учению Коперника. В своих многочисленных лекциях и трактатах философ не только пропагандировал это учение, но и пытался развить его отдельные положения. По представлениям, выдвинутым Джордано, вселенная бесконечна и содержит в себе неограниченное количество миров, а в нашей солнечной системе имеется множество небесных тел, на тот момент неизвестных астрономии.

Учение коперника

Некоторые выводы из размышлений Джордано Бруно — верного последователя учения Коперника — в ходе истории и познании мира нашли подтверждение в современной науке. Например, утверждение о том, что звезды являются небесными телами, подобными нашему солнцу. Кстати, утверждение Коперника о том, что Земля вращается вокруг Солнца, также противоречило церковным догмам того времени.

В философии, которую смог создать Бруно, присутствовали как религиозные, так и научные основы. Подобное сочетание не дает возможности дать однозначную характеристику его вкладу и достижениям в науке, даже современные ученые находят его философские теории достаточно сложными.

Возвращение в Италию

Возвращение в Италию Джордано бруно

В 1591 году Бруно возвращается в Италию — он принял приглашение одного из венецианских аристократов по обучению искусству памяти и переехал в Венецию. Память у философа была превосходная — это отмечали многие его современники. В то же время не раз пострадавший от давления католической церкви, он славился как резкостью суждений, так и умением легко наживать себе врагов. В мае 1592 года между ученым и аристократом возникла ссора и аристократ написал на него несколько доносов. В итоге ученый был арестован.

Учитывая тяжесть обвинений и неуступчивость философа, его дальнейшая судьба была фактически предопределена, казнь стала лишь вопросом времени. Вскоре власти Венеции выдали ученого для суда и в феврале 1593 года он был доставлен в Рим.

Судебный процесс и казнь

В течение шести лет Бруно находился в римской тюрьме, но так и не признал свои убеждения ошибочными. В январе 1600 года папа Климент VIII принял решение о его передаче в руки светской власти.

Инквизиция вынесла свое решение, оно было безжалостным. Философ был признан «нераскаявшимся, упорным и непреклонным еретиком» — прямая цитата из текста приговора. Он был отлучен от церкви и лишен сана священника. Его ждал суд губернатора Рима, но это была простая формальность. Инквизиция потребовала наказания «без пролития крови», что на самом деле было требованием сжечь обвиняемого живым.

Судебный процесс и казнь Джордано бруно

17 февраля 1600 года на площади Цветов в Риме формально в соответствии с приговором светской власти, состоялась казнь. Философ был доставлен на площадь Цветов в Риме. Перед тем как вспыхнул огонь, палачи привязали его к столбу в центре костра железной цепью и стянули тело мокрой веревкой.

Спустя три года все произведения Джордано были внесены в католический «индекс запрещенных книг». Несмотря на это, имя выдающегося мыслителя не забыто историей.

Некоторые интересные факты о Джордано Бруно:

  • философ никогда не был женат, у него не было ни семьи, ни детей;
  • за время скитаний по Европе (1576—1592) Бруно жил и работал в 16 городах 6 стран;
  • в июне 1989 года на той самой площади Цветов, где состоялась казнь Джордано, ему был установлен памятник;
  • католическая церковь по-прежнему отказывается рассмотреть вопрос о реабилитации выдающегося философа.

Сегодня, спустя несколько столетий со времени трагической гибели выдающегося мыслителя, история дала свою, высокую оценку его достижениям, значению его идей и вкладу в развитие науки.