Биография Фёдора Шаляпина

Прирождённый талант

Шаляпин завоевал славу артиста, в творчестве которого объединились прирождённая музыкальность, замечательный голос и непревзойдённое мастерство актёра. Созданные на оперной сцене образы Бориса Годунова, Ивана Сусанина, Мефистофеля и сегодня вызывают всеобщее восхищение. Кроме того, Шаляпин увлекался живописью, графикой, скульптурой. Возглавлял Мариинский театр и привнёс свой непомерный вклад в мировое оперное искусство. Стал первым Народным артистом республики.

Поклонниками его таланта были такие композиторы, как С. Прокофьев и А. Рубинштейн, великий Чарли Чаплин и будущий король Англии Эдуард VI. М. Горький назвал Шаляпина «эпохой русского искусства».

Шаляпин лепил скульптуры

Фёдор Иванович убеждал друзей, что рождён быть скульптором. Уже прославившийся оперный певец много рисовал, писал холсты, лепил.

Талант живописца певец реализовал на сцене, мастерски нанося грим для создания сценических портретов. Могучее звучание баса дополнялось яркой картинкой образа.

Со слов его современников, артист будто лепил своё лицо и сравнивали его манеру нанесения грима с работами художников Коровина и Врубеля. Например, внешность Бориса Годунова претерпевала изменения на протяжении всей оперы: появлялись морщины, седина, а образ Мефистофеля в Милане вызвал необычайную сенсацию.

Шаляпин первым начал наносить грим не только на лицо, но и на руки и даже тело. И всё-таки талант скульптора и художника несравним с удивительным голосом подлинного гения.

Детство будущей знаменитости

Фёдор Шаляпин появился на свет в Казани 1 февраля 1873 года в бедной семье крестьянского происхождения. Его родители были приезжими, прибыли из близлежащих губерний.

Отец выполнял необычную для крестьянина работу — служил архивариусом в земской управе. Мать была на подёнщине: занималась уборкой и стиркой у людей. Семья жила бедно, денег едва хватало, чтобы прокормиться. Поэтому Федю, как старшего из детей (кроме него были ещё младший брат и сестра), учили разным ремёслам: он был учеником сапожника, столяра, переписчика бумаг.

Шаляпин в юности

С малых лет у мальчика обнаружился идеальный слух и замечательный голос (дисконт). Федя часто подпевал маме, ловко подстраивая голос. По соседству с семьёй Шаляпиных жил церковный регент Щербинин. Услышав пение мальчугана, взял с собой в церковный хор, где Федя познал основы музыкальной грамоты. Помимо хора, он пел на различных деревенских праздниках, свадьбах и похоронах, а также в других церквях, так как его голос никого не оставлял равнодушным. Сначала пел бесплатно, а затем ему было назначено жалование в 1,5 рубля.

Когда парню исполнилось 12 лет, в Казани гастролировала театральная труппа, в которой он с большим интересом участвовал в постановках статистом. Отец был очень недоволен страстным увлечением сына актёрским искусством. Он сердито говорил, что лучше бы пошёл в дворники, а не в театр, тогда всегда имел с куском хлеба.

А ещё у Феди была заветная мечта — научиться играть на скрипке. Отец пошёл навстречу сыну — купил на барахолке старенький инструмент за два рубля. Мальчишка начал самостоятельно овладевать игрой на скрипке.

Однажды, когда отец явился пьяным и выпорол парня без причины, Фёдор от обиды убежал из дома на берег озера, где долго и горько плакал, и вдруг ему захотелось петь. Он начал петь и сразу почувствовал, что на душе стало легче, обиды ушли, а песня осталась где-то совсем рядом, как показалось Феде.

Родители, хотя жили бедно, старались сыну дать образование. Сначала мальчик посещал частную начальную школу, затем с похвальной грамотой окончил четыре класса начального образования училища, после чего отправился на работу помощником писаря. Позже Шаляпин вспоминал этот период, как самый скучный в его жизни. Неизвестно, как сложилась бы дальнейшая судьба Фёдора, если бы он не попал случайно на спектакль Казанского оперного театра. Юноша был в восторге от увиденного, искусство навсегда захватило его сердце, и он решается круто изменить свою деятельность.

Начало творческого пути

В пятнадцатилетнем возрасте Шаляпин отправился в Казанский театр и обратился к дирекции, чтобы его прослушали и приняли в хористы. У Феди «ломался голос», поэтому спел не очень хорошо и прослушивание не прошёл. Вместо него приёмная комиссия приняла другого парня — долговязого с «окающим» говором и абсолютно «безголосого».

Спустя многие годы при встрече со своим хорошим другом М. Горьким Фёдор в беседе вспомнил о первой творческой неудаче, на что писатель рассмеялся и признался — соперник Шаляпина и долговязый мальчик — это именно он, но вскоре был отчислен за неимением вокальных данных.

М. Горьким и Фёдор шаляпин

Хотя первая попытка не увенчалась успехом, юноша был уверен в себе и не отступал от принятого решения. После первого посещения театра и впечатлений, полученных от просмотра пьесы «Русская свадьба», Федя не пропускал ни единой театральной постановки и среди её персонажей всегда видел себя. Любовь к театру со временем только крепла.

Начало творческого пути Шаляпина пришлось на 1889 год, когда юноша повторно решил поступить в престижную драматическую труппу В. Б. Серебрякова. Его все-таки взяли на должность статиста.

Наконец настал звёздный час. Однажды, накануне представления один из баритонов заболел и спеть партию Стольника в опере Монюшко предложили статисту. Хотя и произошёл казус — начинающий артист во время спектакля сел мимо стула, антрепренёр Семенов-Самарский вокальное исполнение оценил по достоинству. Постепенно Шаляпину стали предлагать новые роли, у молодого исполнителя появилась уверенность в театральном будущем.

В 1890 году Шаляпин спел партию Зарецкого из оперы П. И. Чайковского «Евгений Онегин». А осенью того же года переехал в Уфу, где работал в местной опереточной труппе. Там он играл второстепенных персонажей:

  • Феррандо в «Трубадуре»;
  • Неизвестного в «Аскольдовой могиле» Верстовского.

Постепенно Шаляпин обретает сценическую уверенность. Но всё же талантливый вокалист остаётся самоучкой.

Пребывание в Тифлисе и Санкт-Петербурге

Затем в Уфу приехал странствующий театр из Малороссии. Фёдор по приглашению руководителя труппы Г. И. Деркача отправился вместе с коллективом гастролировать по России, Кавказу и Средней Азии. Странствуя по разным городам, он оказался в Тифлисе (ныне Тбилиси), где появилась возможность заняться профессиональной постановкой голоса.

Дмитрий Усатов

Его талантливое пение услышал профессор и педагог по вокалу, в прошлом прославленный тенор Императорского (Большого) театра, фамилия его Дмитрий Усатов. Завязалось знакомство.

Встреча оказалась очень важной и полезной для начинающего певца. Преподаватель пения предложил остаться в Тифлисе и брать у него уроки по вокалу бесплатно. Усатов не только поставил Феде голос, но и взял небогатого юношу на полное содержание.

Параллельно с уроками Шаляпин участвовал в любительских и ученических концертах, а также поступил на службу в Тифлисский оперный театр, где почти год исполнял все главные басовые партии. Именно в Тифлисе Фёдор завоевал славу и признание и из певца-самоучки превратился в профессионального артиста.

В 1893-м Шаляпин перебрался в Москву, а через год в Санкт-Петербург, где вступил в труппу Зазулина при частном оперном театре Панаева. Молодой артист неповторимой силой голоса, искренней игрой, выразительностью музыкальной декламации привлёк большое внимание зрителей и критиков.

В 1895 году последовало приглашение в труппу Мариинского театра. Здесь исполнял вокальные партии в постановках:

Шаляпин партия Мефистофеля

  • «Фауст» Ш. Гуно — партия Мефистофеля;
  • «Руслан и Людмила» М. Глинки — партия Руслана.

В опере с комедийным сюжетом «Тайный брак» Д. Чимарозы Шаляпин ярко раскрыл грани своего таланта, который всё же не оценили по достоинству. В сезон 1895−1896 годов артист редко появлялся на сцене и притом в неподходящих для него партиях. Предложение работать в частной опере поступило как раз своевременно.

Успех и слава

Московский известный меценат Савва Мамонтов содержал собственный оперный театр. Он уговорил Фёдора перейти к нему и при этом повысил жалование втрое по сравнению с прежней оплатой в Мариинском театре. Здесь для Шаляпина появилась возможность показать весь свой темперамент и артистические способности, когда создавал яркие образы:

  • в 1896 году Ивана Грозного в «Псковитянке» Римского-Корсакова.
  • в 1897-м — Досифея в «Хованщине» Мусоргского.
  • в 1898-м — Бориса в «Борисе Годунове» Мусоргского.

В театре Мамонтова Шаляпин

В театре Мамонтова Шаляпин общался с известными русскими художниками: Серовым, Поленовым, Врубелем, В. и А. Васнецовыми, которые своими декорациями и костюмами вдохновляли на создание правдивых сценических образов.

Некоторые оперные партии артист репетировал с начинающим в то время дирижёром и композитором Рахманиновым. Дружба талантливых личностей сохранилась до конца жизни.

С 1899 года Шаляпин становится главным солистом не только Мариинского, но и Большого театра. Успех его выступлений был ошеломляющим, он стал всеобщим любимцем. Сценическая жизнь оперного певца превратилась в сплошной грандиозный триумф.

В этот период артист получает европейскую известность. В 1901 году прошли десять спектаклей с его участием в миланской La Scala. Гонорары, которые выплачивались артисту по контракту были по тем временам неслыханно высокими. После триумфальных выступлений в Милане его стали часто приглашать на гастроли за рубеж. Божественная красота высокого баса с бархатным, мягким тембром покоряла большое количество слушателей всех стран.

Камерно-вокальные произведения

Музыкант активно занимался также концертной деятельностью, на которых исполнялись произведения камерной музыки. Романсы и песни Фёдора Шаляпина:

  • «Соловей» Чайковского;
  • «Мельник», «Титулярный советник» Даргомыжского;
  • «Сомнение» Глинки;
  • «Во сне я горько плакал», «Я не сержусь» Шумана;
  • «Двойник» Шуберта;
  • «Блоха», «Забытый», «Трепак» Мусоргского и др.

Песни Фёдора Шаляпина

Список на этом не заканчивается, он включает до четырёхсот произведений. В камерно-вокальный жанр Фёдор Иванович также привнёс свою лепту — появился артистический элемент в исполнении, то есть он создал «театр романса» в исполнительском искусстве.

В годы Первой мировой войны, революции, Гражданской войны гастрольные зарубежные поездки великого артиста прекратились до 1920 года. Певец занимался благотворительной деятельностью, помогая раненым солдатам, их семьям и тем, кто в этом нуждался, а также переустройством бывших императорских театров.

В 1922 году уехал на гастроли за границу, где его сопровождал неизменный успех. Побывал чуть ли не во всех странах мира, в том числе в Китае, Японии и даже на Гавайских островах и считал своё невозвращение на Родину временным. Однако Фёдор Иванович так и не вернулся из-за рубежа.

Уже в конце жизни Шаляпин сильно тосковал по России, пропали жизнерадостность и оптимизм, стала подступать болезнь. Вскоре после поставленного диагноза — лейкемии, 12 апреля 1938 года в Париже великого певца не стало.

Личная жизнь

Шаляпин был дважды в браке. С первой супругой Иолой Торнаги, молодой итальянской балериной, встретился в Нижнем Новгороде, где девушка гастролировала. У себя на родине Иола была настоящей звездой, уже в 18 лет она стала солисткой венецианского театра и ездила с гастролями по разным странам. По приглашению Саввы Мамонтова со своей труппой приехала в Россию. Здесь и произошло знакомство молодых людей, которые полюбили друг друга и в 1898-м обвенчались. В семье родилось шестеро детей (один ребёнок умер в 4 года).

Шаляпин с Марией Петцольд

Большая дружная и счастливая семья разрушилась в один момент. В Санкт-Петербурге у Фёдора возник новый роман с Марией Петцольд. Вторая жена Шаляпина родила троих дочерей.

Фактически у Федора стало две семьи. Он разрывался между Москвой, где жила Торнаги с детьми, Санкт-Петербургом и гастролями. Но любимую Иолу с пятью детьми он наотрез отказывался бросать. С Марией Петцольд официально брак был зарегистрирован уже в Париже в 1927 году.

Историки по крупинкам собирали информацию, воссоздавая краткую биографию Фёдора Ивановича Шаляпина и интересные факты из жизни прославленного оперного певца. Инстаграм и Википедия располагают такими данными, кроме того, представлены все этапы творческой жизни, есть перечень званий и наград, указаны места, связанные с именем Ф. И. Шаляпина.