Биография древнегреческого поэта Гомера

Ранние упоминания

Предположения о дате рождения поэта варьируются от 750 года до н. э. вплоть до 1200 года до н. э. Поскольку «Илиада» охватывает историю Троянской войны, некоторые учёные считают целесообразным приблизить Гомера ближе ко времени этого фактического события. Но другие полагают, что поэтический стиль его работы указывает на гораздо более поздний период. Греческий историк Геродот (484−425 до н. э.), которого часто называют «отцом истории», утверждал, что Гомер мог бы жить не более чем за 400 лет до него.

Частично проблема заключается в том, что поэт жил до того, как появилась система хронологических датировок. Олимпийские игры 776 года до н. э. в классической Греции стали отправной точкой для определения четырёхлетних периодов этого события. Местоположение рождения Гомера не может быть точно установлено, хотя это не мешает учёным пытаться. Предполагается, что это была Иония, Смирна или, во всяком случае, побережье Малой Азии и остров Хиос. В античности семь городов претендовали на звание родины поэта:

Местоположение рождения Гомера

  1. Смирна.
  2. Хиос.
  3. Колофон.
  4. Саламин.
  5. Родос.
  6. Аргос.
  7. Афины.

Однако для некоторых из этих утверждений есть основания. Диалект, на котором написаны «Илиада» и «Одиссея», считается азиатским греческим, в частности, ионическим.

Этот факт в сочетании с частыми упоминаниями о местных явлениях, таких как сильный ветер, дующий с северо-запада Фракии, предполагает, как считают учёные, знакомство Гомера с этим регионом, которое могло означать, что он был рождён именно там.

Несмотря на огромное культурное влияние, о жизни поэта почти ничего не известно наверняка — где он родился, каким человеком был, как звали жену Гомера, и даже его собственное имя остаётся загадкой. Согласно Августу Мюррею, профессору греческого языка в Стэндфордском университете, при рождении Гомер получил имя Мелезиген, Мелесагор или Мелезианакс и родился на берегу реки, известной как Мелес, которая находилась рядом с кимейской колонией Смирна. Почему человек по имени Мелезиген стал называться Гомером? Есть несколько объяснений:

Эолийцы решили покинуть Смирну

  1. Эолийцы решили покинуть Смирну как колонию и дали каждому гражданину возможность остаться или уехать. Молодой Мелезиген сказал, что он хотел сопровождать (homerein) лидеров, когда они покидали город, и поэтому его впоследствии звали Гомером.
  2. Несмотря на то что он родился с нормальным зрением, Мелезиген ослеп в молодости, и ему было присвоено имя Гомер, поскольку это слово использовалось для слепых людей (homeroi).
  3. Наконец, было сказано, что Мелезиген был отдан царю Персии в качестве заложника, и имя Гомер было вариацией слова «заложник».

Современные учёные соглашаются с древними источниками только об общем месте деятельности Гомера. Самым конкретным свидетельством является то, что его последователи, гомериды, жили на Ионическом острове Хиос. Первое упоминание об этой группе находится в стихотворении, написанном около 485 году до н. э. Пиндаром. Более поздние ссылки на них появляются в текстах четвёртого века, в работах Платона и Исократа. Гомериды были гильдией устных исполнителей (рапсодами), которые утверждали, что унаследовали традиции великого поэта и исполняли стихи, приписываемые Гомеру.

Не слишком очевидные отсылки к Гомеру и цитаты из его стихов датируются серединой VII века до н. э. Архилох, Алкман, Тиртей и Каллин в VII веке, а также Сапфо и другие в начале VI века адаптировали гомеровскую фразеологию и метр к собственным сочинениям.

В то же время в произведениях искусства стали популярны сцены из эпосов. Псевдогомеровский «Гимн к Аполлону Делосскому», вероятно, сочинения конца VII века, содержит строке о «слепом человеке, живущем в суровом Хиосе», что является отсылкой на древнегреческого поэта. Мнение о том, что Гомер был слепым, в основном базировалось на персонаже «Одиссеи», слепом поэте по имени Демодокос. Многие бюсты и статуи изображают Гомера с густыми вьющимися волосами, бородой и незрячими глазами.

Современные теории

 «Илиада» и «Одиссея» Гомера

Среди историков существуют некоторые сомнения относительно того, были ли трагедии «Илиада» и «Одиссея» составлены одним и тем же основным автором. Подобные сомнения начинались в самой античности и зависели главным образом от различий в жанре («Илиада» была воинственной и героической, «Одиссея» — гораздо более фантастической), но также могут быть подкреплены тонкими различиями в словарном запасе.

Аристотелевская концепция Одиссеи как произведения из старости Гомера не является невозможной, но если «Илиада» является более ранней из двух (как это, вероятно, следует из её более простой структуры и большей частоты употребления поздних лингвистических форм в «Одиссее»), то вторая могла бы быть создана по образцу первой и в качестве сознательного дополнения. В любом случае сходство этих поэм отчасти связано с последовательностью героической поэтической традиции, которая лежит в основе обоих.

Отдельные признаки стихов имеют некоторое значение для определения времени работы Гомера. Определённые элементы поэтического языка указывают на то, что эпопеи не только постмикенские по составу, но и были написаны значительно позже основания первых ионийских поселений в Малой Азии около 1000 года до н. э. Объединение смежных коротких гласных и исчезновение полугласной дигаммы (буквы, ранее существовавшей в греческом алфавите) являются наиболее значимыми признаками этого. Стилистически и метрически поэмы Гомера кажутся более ранними, чем работы Гесиода, которые многие учёные определяют написанными после 700 года до н. э.

Форма сражения в тесном построении,

Другой и, возможно, более точный критерий представлен датируемыми объектами и практиками, упомянутыми в стихах. Роль, назначенная в «Одиссее» финикийцам как торговцам, вместе с одним или двумя другими явлениями предполагает дату составления — по крайней мере, для соответствующих контекстов — где-то после 900 года. В нескольких отрывках «Илиады» упоминается форма сражения в тесном построении, которая появилась после разработки специальной брони для пехотинцев (гоплитов) примерно около 750 года, а также ссылки на маску Горгоны как на декоративный мотив в том же направлении.

Классические и эллинистические авторы, похоже, были согласны с тем, что Гомер действительно написал знаменитую «Илиаду» и «Одиссею», но есть и список других стихов, которые категорически объявлены не работами Гомера:

  1. «Маргит».
  2. «Война мышей и лягушек».
  3. «Стриженая коза».
  4. «Керкопы».
  5. «Амазония».

Так или иначе, произведения Гомера содержат много традиционных и архаичных элементов, а их языковой и материальный фон представляет собой соединение разных составляющих, происходящих в разные даты.

Тем не менее представляется правдоподобным сделать вывод, что периодом составления крупномасштабных эпопей (в отличие от их гораздо более коротких предшественников) были IX или VIII века, причём некоторые особенности скорее указывали на VIII век.

Одиссея могла быть написана ближе к концу этого столетия, а Илиада — к середине. Возможно, неслучайно, что культы героев Гомера имели тенденцию возникать ближе к концу VIII век, а картинки со сценами из эпоса начинают появляться на глиняных горшках примерно в одно и то же время.

Поэтические техники

Гомер радикально отличался своими поэтическими приёмами. Стиль его стихов «формульный», то есть они в значительной степени полагаются на использование не только стандартных эпитетов и повторяющихся строк, но также и на множество фиксированных фраз, которые используются снова и снова, чтобы выразить аналогичную идею в той же части стиха. Самым ясным и простым примером являются так называемые формулы существительного-эпитета.

Гомер радикально отличался своими поэтическими приёмами

Они представляют собой настоящую систему, где каждый главный герой или бог обладает множеством эпитетов, из которых выбор делается исключительно в зависимости от того, сколько стиха и какую его часть певец желает использовать.

Одиссея называют Божественным Одиссеем, многославным Одиссеем или многострадальным Божественным Одиссеем просто в соответствии с количеством материала, который будет помещён в оставшуюся часть шестнадцатиметрового стиха. Корабль описывается как чёрный, полый или симметричный, чтобы не отличать этот конкретный корабль от других, а исключительно в связи с качествами и требованиями ритмического контекста.

Вся система существительных-эпитетов обширна и экономична. Она ​​охватывает большое разнообразие предметов с очень небольшим точным дублированием. Казалось бы, настолько утончённая и сложная система не могла быть изобретением одного поэта, но, вероятно, она постепенно развивалась в давней традиции, которая требовала как расширения, так и экономии по функциональным причинам.

 Гомер, должно быть, обучался как обычный аэд,

Таким образом, складывается впечатление, что Гомер, должно быть, обучался как обычный аэд, который начал с создания репертуара песен нормальной длины, перенятых у известных певцов. Величайшие героические приключения прошлого, должно быть, уже были заметны в любом репертуаре, особенно панхелленические противостояния семи против Фив, аргонавты и ахейская атака на Трою.

Тем не менее этот процесс, по-видимому, был значительно продвинут в создании монументальной «Илиады», состоящей из более чем 16 000 стихов. Этот прорыв предполагает певца с весьма исключительными способностями и репутацией — того, кто мог бы навязать своим слушателям новую и по общему признанию сложную форму песен.

Важным и сложным вопросом, который влияет на точность современных гомеровских текстов, является вопрос о дате, когда эпопеи стали «фиксированными», что означает заданную авторитетную письменную форму, поскольку устная передача всегда в некоторой степени изменчива. Система алфавитного письма достигла Греции в IX веке или в начале VIII века до н. э.

Крах микенской культуры

До этого был промежуток в 200 или 300 лет после краха микенской культуры и исчезновения линейного письма (где каждый знак обычно представлял собой слог), в течение которого Греция, по-видимому, была неграмотной. В эту эпоху, безусловно, сформировалась бо́льшая часть эпической традиции. Самые ранние из сохранившихся буквенных надписей, их коих некоторые содержат краткие обрывки стихов с гексаметрами (дактило-хореический размер), датируются примерно 730 годом до нашей эры.

Поэтому, если бы Гомер создал Илиаду в какое-то время после 750 года до н. э., он, вероятно, мог быть писателем. Некоторые учёные считают, что так и было. Другие полагают, что поэт, возможно, оставался неграмотным (поскольку грамотность обычно не связана с устным творчеством), но продиктовал поэму помощнику. Третьи считают, что эти стихи могли быть сохранены устно и не слишком неточно, по крайней мере, до середины следующего, седьмого века, когда в поэзии Архилоха появилась «литература» в строгом смысле слова.

Смерть и наследие

Гомер был на острове Иос,

Легенда гласит, что когда Гомер был на острове Иос, он столкнулся с несколькими акадскими мальчиками, возвращающимися с рыбалки. Когда Гомер спросил их об улове, мальчики ответили: «Что мы поймали — то выбросили, а что не поймали — то при нас». Мальчики в шутку ссылались на тот факт, что рыбалка была непродуктивной, и они проводили свободное время, снимая вшей со своей одежды.

Гомера настолько взволновал непонятный ответ, который был дан ему на, казалось бы, простой вопрос, что он впал в ​​депрессию, не мог есть, спать и в конце концов умер. Жители Иоса установили могилу с надписью: «Здесь земля скрывает эту священную голову, обожателя героев-воинов, благочестивого Гомера».

«Согласно Платону, многие в его время были убеждены, что Гомер был просветителем всей Греции. С тех пор влияние Гомера распространилось далеко за пределы Эллады», — написал Вернер Йегер в книге «Пайдейя: Идеалы греческой культуры». «Илиада» и «Одиссея» предоставили не только семена, но и удобрения для почти всех других искусств и наук в западной культуре, а также вдохновляли множество читателей на протяжении веков. Для жителей Греции Гомер был любимым крестным отцом их национальной культуры, посвятившим жизнь поэзии и ведущим хронику своей мифологии в богатой ритмичной форме.