Карл брюллов биография

За творческую биографию Карл Брюллов создал почти 200 портретов, и ещё начал работу по росписи свода Исаакиевского собора, размер которого был около 800 квадратных метров.

Детство и юность

Уроженец Петербурга появился на свет 23 декабря 1799 г. и был воспитан в доме французского скульптора Павло Брюлло. С самого детства отец начал давать ребёнку уроки живописи и довольно часто был строг. Например, юного Карла могли не подпустить к обеду, пока он не нарисует определённое количество людей и фигурок животных. Позднее сам художник придавался воспоминаниям о том, что навыки «аккуратного рисования» он приобрёл за счёт упражнений из детства.

Художник карл брюллов

К шестнадцати годам Карла взяли в петербургскую художественную Академию без конкурсных экзаменов. Благодаря прошлой отцовской подготовке Брюллов обгонял в учёбе своих ровесников и зачастую подправлял их работы.

Юный художник отражал в работах что-то большее, чем знакомство с учебным рисунком. Его особенность воплощать в человеческом образе грациозную жизнь была незнакома остальным студентам Академии.

Пока его сверстники занимались копированием картин преподавателей, Карл приступил к написанию собственных полотен. Его дебютным акварельным рисунком стал «Гений искусства», который в дальнейшем служил примером для копирования в классе натуры. На этом рисунке был изображён молодой человек, держащий лиру и жезл, а у него в ногах голова жреца Лаокоона. Блики на работе были выполнены пастелью, а тени обработаны с помощью угля. Вскоре картина под названием «Нарцисс, смотрящий в воду» принесла Брюллову Малую золотую медаль.

«Явление Аврааму трёх ангелов у дуба Мамврийского» стало аттестационной работой юноши на выпуске 1821 г. За это произведение Брюллов был награждён Большой золотой медалью и отправлен меценатами в Италию.

В 1822 г. с братом Александром художник поехал в Рим. Путь в столицу Италии длился около года. Путешественники делали остановки в различных городах для изучения европейской культуры и живописи.

Жизнь в Италии

В 1823 г. художник прибывает в Рим и сразу же берётся за парадные портреты. Он использовал масло, акварель, применял стиль сепии и обычный рисунок. Помимо портретных работ, Брюллов стал делать жанровые.

Знакомство с Ю. Самойловой

Он послал в Россию «Итальянское утро». Полотно оценили представители Общества поощрения художников и позднее преподнесли супруге Николая I Александре Фёдоровне. Император, в свою очередь, наградил автора бриллиантовым перстнем и дал поручение создать парную работу. Таким образом, родился второй холст — «Итальянский полдень».

 художник карл брюллов биография и творчество

Находясь в Италии, живописец подружился с Юлией Самойловой. Русская аристократка занималась покровительством деятелей искусств из Италии и России.

Она происходила от рода богатейших итальянских и российских домов:

  • Скавронских,
  • Литто,
  • Висконти,
  • Палён.

Поддержка со стороны Самойловой оказывалась и Брюллову, их свидания со временем переросли в продолжительные любовные отношения.

Благодаря Юлии Самойловой художник был вхож в римское высшее общество и выполнял дорогущие заказы на портреты. Приятными отзывами от критиков была встречена знаменитая «Всадница», сделанная по заказу Юлии, где натурщицами выступали её падчерицы — Амацилия и Джованина Пачини.

Самая известная картина

В 1827 г. Карл Брюллов начинает работать над величественным произведением — «Последний день Помпеи».Чтобы подготовить наброски и осмотреть раскопки, мастер посещает античные руины древнего города Помпеи, погребённого под слоем пепла в 79 г. до н. э. после извержения Везувия. Работа над этим грандиозным холстом заняла около 6 лет и в 1833 г. была показана в Римской студии Брюллова.

 брюллов карл произведения

Увидеть известный холст пожелали многие важные люди того времени, среди них был и сэр Вальтер Скотт. За это произведение Карл Брюллов получил титул профессора первой степени от Флорентийской Академии художеств. Полотно также побывало на выставке в Лувре, затем отправилось в Петербург.

Картина произвела впечатление на Николая I и он захотел увидеть Брюллова лично и вручить ему лавровый венок, а также предложить вернуться на Родину.

В России шедевр был выставлен в Эрмитаже, потом в музее Академии художеств она предстала взору:

  • знатных людей,
  • ремесленников,
  • мастеровых,
  • купцов.

Все работы художника

Получив вдохновение, мастер приступает в 1834 г. к следующей работе — «Смерть Инессы де Кастро». Величественное полотно 2 м на 3 м было закончено за рекордный краткий срок в 17 дней. Несмотря на это холст, посвящённый любимице короля Португалии, был встречен холодно, а самого автора критики окрестили знатоком исторических анекдотов.

Карл брюллов картины

За 12 лет проживания в Италии Брюллов написал 120 портретов для представителей интеллигенции, а также членов семьи императора и российской знати, посетивших Италию. Ещё он создал ряд автопортретов для флорентийской галереи Уффици.

В 1835 г. Брюллов уезжает в Грецию и Малую Азию вместе с филантропом Владимиром Орловым-Давыдовым. Здесь была создан цикл портретов повстанцев и их вождя Теодора Колокотрони. Использовались акварель и сепия. Вскоре художник простужается, и оставив экспедицию, возвращается в Москву, где в его честь московская знать постоянно организует вечера и приёмы.

На одном из этих раутов художник знакомится с великим поэтом Пушкиным и автором портретов Тропининым. В своём послании к жене А. С. Пушкин почтенно отзывается о своём новом знакомом.

В 1836 г. Карл Брюллов получает титул профессора Академии художеств и становится руководителем класса исторической живописи. Его уроки посещали:

  • Павел Фёдоров,
  • Павел Чистяков,
  • Тарас Шевченко.

В конце 30-х гг. портретист делает образы для храмов православия и лютеранства, создаёт портреты Крылова, Жуковского, Алексея Толстого и графини Самойловой, приехавшей в Питер со своей падчерицей Амацилией Пачини.

В 1840 г. художник получил предложение от императора создать картину «Осада Пскова польским королём Стефаном Баторием в 1581 г.» По распоряжению государя в помощь творцу было направлено несколько историков и снаряжена поездка к месту события. Излишняя опека и давление сыграли негативную роль. У художника пропал интерес к этому произведению, он развернул полотно и больше к нему не притрагивался.

Интересные факты о Брюллове

Некоторые работы художника доделывались его студентами. Это случилось и с портретом писателя басен Ивана Крылова. Картина была написана за один подход. Было сделано всё, кроме левой руки баснописца, свисающей со спинки кресла. Крылов возмущался, что портрет не будет готов до его смерти. Так всё и случилось. Чтобы закончить картину, художник настоял на гипсовом слепке руки умершего Крылова. Портрет впоследствии дописал Фаддей Горецкий.

 художник карл брюллов творчество

Порой Брюллов заканчивал чужие картины. Как-то раз художник гостил у популярного по тем временам акварелиста Петра Соколова. Тот недавно закончил рисовать голову графа Владимира Апраксина. Брюллов отметил выразительное лицо, но тут же заявил о неудачном примыкании линий шеи. В ту ночь Брюллов не мог заснуть, рано утром появился у Соколовых и доделал портрет, пока хозяева спали.

Основной эскиз к «Осаде Пскова» Брюллов набросал в гостях у графа Ф. Толстого. Он капнул на лист бумаги пару клякс и пальцем отрисовал план будущего шедевра.

Император оказывал Брюллову высочайшие почести и похвалы, несмотря на это, не существует ни одного портрета императорской семьи кисти Брюллова. Но он презентовал свои произведения князьям и княгиням. В частности, Марии Николаевне он подарил полотно «Бахчисарайский фонтан», а Александре Николаевне изображение Казанского собора.

На шедевре «Последний день Помпеи» живописец замаскировал Юлию Самойлову. Она предстала на холсте в образе матушек на переднем плане картины и девочки в светло-красной кофте.

Последние годы жизни

В 1843 г. Карл Брюлов начинает роспись плафона купола, недавно возведённого Исаакиевского собора. Его площадь была больше 800 квадратных метров. Штукатурка была влажной и грунтовка ложилась неважно, краска слоилась и некоторые части приходилось переделывать.

Брюллов интересные факты

В помещении было сыро и прохладно, постоянно гуляли сквозняки. Ко всему прочему внутри храма обтёсывались строительные материалы, воздух был насыщен мелкой гранитной и мраморной пылью. От таких условий художник тяжело заболел, и ему пришлось прервать работы. Впоследствии используя наброски Брюллова, свод заканчивал Пётр Басин.

Весной 1849 г. художник уехал лечиться. Сначала на остров Мадейра, потом в Италию, где прожил свои последние годы. Он встретился с революционером Анджело Титтони и находился под попечением его семьи до конца своих дней. Под влиянием Анджело живописец стал создавать полотна на современные темы. Таким образом, родились реалистичные картины: «Процессия слепых в Барселоне» и цикл сепий «Лаццарони на берегу моря».

Карл Брюллов — художник с большой буквы ушёл из жизни в Манциане, неподалёку от Рима, и был захоронен на кладбище Монте-Тестаччо.