Биография Малевича от первых проб пера

Семья и детство

 Поиск собственного стиля и создание нового направления в искусстве

Казимир Северинович Малевич родился в семье потомственных поляков 11 февраля 1878 года. К этому времени Северин Антонович и Людвига Александровна проживали в сельской местности под Киевом. Отец работал управляющим на сахароваренных заводах Терещенко, что требовало частых переездов. Мама была домохозяйкой, занимающейся воспитанием детей. Казимир был старшим сыном, у него были четыре сестры и четыре брата.

В семейной обстановке было принято разговаривать на польском, вне дома на украинском языке. Будущий художник всегда считал себя коренным поляком, только в период коренизации (в 1920-е годы) он в нескольких анкетах в графе «национальность» указал «украинец». Все детство мальчик провел в сельской местности, до 12 лет он жил в деревне Моевке, после были переезды в Пархомовку, Белополье и Конотоп.

В Пархомовке Казимир учился в местном агрономическом училище, где успешно окончил 5 классов. Во время жизни в Конотопе у него появилась возможность посещать занятия в Киевской рисовальной школе, где преподавал Н. К. Пимоненко.

Людвига Малевич была женщиной творческой, именно она смогла разглядеть в сыне тягу к живописи. Первый набор красок у него появился в 15 лет, а в 16 лет друзья подростка восхищались его первой работой в технике масляной живописи пейзажем «Лунная ночь». Картина изображала реку с бликами лунного света и лодку на ее берегу. Один из мальчишек был так уверен в высоком профессионализме друга, что, даже не спросив разрешения, отнес полотно в магазин, где за него сразу же дали 5 рублей. О дальнейшей судьбе этой картины ничего не известно.

Поиск собственного стиля

Биография художника Малевича

Самостоятельную жизнь Казимир Северинович начал в Курске в 1896 году. Здесь он устроился чертежником в Управление Курско-Московской железной дороги. К работе мужчина подходил ответственно, но удовольствия от нее получал, относился к ней, как способу получения денег. Настоящей страстью для него стала возможность творить. Достаточно быстро Малевич нашел единомышленников и даже подружился со Львом Квачевстким, который помог ему организовать художественный кружок.

В большинстве случаев ставка делалась на работу с натуры, но все используемые техники казались мужчине слишком стандартными и даже скучными. Желая добиться большего, он попытался поступить в 1905 году Московское училище живописи, но его заявка была отклонена. Художник оставил работу и переехал в Москву, где проживал в художественной коммуне, пока у него не закончились деньги. Вернувшись домой, Малевич опять устроился на должность чертежника, а летом 1906 года предпринял еще одну попытку поступить в училище, но вновь безуспешно.

С 1907 года семья художника смогла переехать в Москву, где он начал брать уроки у Ивана Федоровича Рерберга. Он был уважаемой личностью среди художников, поэтому в его студии часто появлялись интересные люди. Именно так Каземир познакомился с Иваном Васильевичем Клюнковым, более известным в узких кругах, как Клюн. Этот человек стал настоящим другом Малевича, поддерживал многие его начинания и даже помогал организовывать выставки.

В этот период появляются такие работы:

Организации собственных выставок Малевичем

  1. Весенний пейзаж;
  2. Церковь;
  3. Цветочница;
  4. Девушка без службы;
  5. На бульваре.

Художник все больше погружается в тонкости импрессионизма и неоимпрессионизма. Если его первые работы в этом стиле тяжеловаты, то при работе с натурой они становятся все более легкими и удобными для восприятия. Попробовал себя мужчина и в религиозной живописи, создав Плащаницу. Была и совместная с Клюном работа над Эскизами фресковой живописи. С 1907—1910 годы картины Малевича регулярно появлялись на выставках Товарищества.

В 1911 году яркие и экспрессивные картины, кажущиеся многим безумными, появились на петербургской выставке «Союз молодежи», а 1912 году привлекли к себе внимание в Москве на Ослином хвосте. К этому времени художник уже не просто нарушал классические законы, а создавал собственные и сворачивать с этого пути не собирался. Он решил нарисовать серию картин о крестьянах, используя собственную уникальную технику неопримитивизма.

Новые грани

Работы Малевича

К 1912 году произведения Каземира Севериновича относятся к футуристической живописи, которая в дальнейшем стала называться кубизмом. Его картина Точильщик стала ярким примером русского кубофутуризма. В это время художник познакомился с Матюшиным Михаилом Васильевичем, оказавшем в дальнейшем большее влияние на его творчество и ставшем позже еще одним верным другом. Ранние попытки писать портреты в жанре кубизма подарили миру такие известные полотна как Портрет Михаила Матюшкина и Портрет Клюна.

Несмотря на постоянную нехватку денег, Малевич постоянно ищет способ расширить грани своего восприятия, передачи изображения. Первым рывком, окончательно освобождающим его от цепей всех имеющих правил или устоев, стало создание Коровы и скрипки. Это полотно стало своеобразным противопоставлением форм, логики, естественности и смысла. В дальнейшем все его работы стало принято делить на заумный реализм и кубизм.

Создание самой известной картины художника Черный квадрат пришлось на 1915 год. Успех полотна заставил Малевича задуматься о создании нового направления супремизма, основной идеей которого являлось наличие доминирующего цвета. В случае с его картинами это был белый цвет фона. В направлении, основателем которого он себя считал, белому фону придавалось особое значение, как способу расширения пространства, обретения произведением глубины.

Супрематическая композиция Малевича предусматривала изображение на белом фоне простых геометрических фигур в технике чистого цвета. Художник разделил изобретенный стиль на 3 ступени:

Самые известные картины Малевича

  1. черную, изображающую квадрат, круг и крест;
  2. цветную, с более сложным сочетанием фигур;
  3. белую, являющуюся самой сложной из-за необходимости отказаться даже от цвета.

Новое направление в творчестве Малевича не нашло ожидаемой поддержки со стороны друзей или ценителей искусства. Художники даже пытались запрещать ему указывать в описании к картинам на выставках, что они выполнены в жанре супрематизма. Настойчивость Каземира и его уверенность в собственных силах помогли ему создать произведения, ставшие известные во всем мире. Самые знаменитые картины Малевича:

Творчество Малевича

  1. Черный квадрат;
  2. Белое на белом;
  3. Автопортрет;
  4. Супрематическая композиция;
  5. Красный квадрат.

Всеобщий протест против признания нового направления в художественном искусстве стал причиной постоянных отказов от заявок на принятие участия в футуристических выставках после 1915 года.

Личная жизнь

Личная жизнь художника

Самостоятельную жизнь будущий известный художник начал в Курске в 1896 году, уже через 3 года он женился на Казимире Зглейц, которая в 1901 году родила ему сына Анатолия. Дочка Галина появилась в семье в 1905 году. В Курске Малевичи снимали пятикомнатный дом у потомственной дворянки Анны Клейн. Жена не одобряла увлечения супруга живописью, но и не чинила препятствий. Первый серьезный скандал на этой почве в семье случился после того, как Казимир бросил супругу с детьми в Курске, а сам отправился на полгода в Москву.

Его возвращение домой было неизбежным, но в отношениях уже произошел раскол. Переехать в Москву сыну помогла мать. Она устроилась на работу заведующей столовой, сняла большую квартиру и начала звать невестку поближе к себе. Попытка заняться собственным делом окончилась неудачей — в первый же год арендованная столовая была ограблена, и семье пришлось продать все имущество, чтобы выплатить долги.

Интересным фактом из жизни художника является история его развода с супругой. Пока Людвига Александровна вновь пробует себя в роли хозяйки столовой, а Малевич изучает особенности создания картин в жанре абстракционизма, Казимира Зглейц, устав от постоянных ссор забрала детей и переехала в село Мещерское. Там женщина устроилась работать фельдшером, но достаточно быстро нашла свою любовь и сбежала с молодым доктором, оставив детей на попечение сотрудников больницы.

Приехав за детьми, Малевич познакомился с Софьей Рафалович. Девушка не просто работала в больнице, но и нашла себя в написании историй для детей. Именно она стала второй супругой мужчины, поддерживающей все его начинания. Ее даже не смущал статус гражданской жены, ведь влюбленные не могли несколько лет получить развода от Казимиры.

Послереволюционное время

Смерть Малевича

Смена власти и активное продвижение идей Октябрьской революции привели Малевича на пост в официальных органах в области просвещения. Он занимался развитием музеев, охраной культурных памятников. Художник занялся и преподавательской деятельностью, но и это не обеспечило ему достойного дохода.

Активная общественная деятельность помогла добиться возможности выезда за границу. Малевич представил свои работы в Варшаве и Берлине, но завершить поездку ему пришлось в срочном режиме, а вернувшегося домой Каземира Севериновича арестовали. Друзьям удалось его вызволить, но предупредить гонения на творчество не удалось. При этом сам Малевич не отказался от написания картин. Он пишет полотна на тему крестьянства, делая людей безликими, что обеспечивает его работам максимальную трагичность и величие.

Постоянная нехватка денег, проблемы с работой и сложная политическая обстановка в стране заставили мужчину задуматься о переезде в Европу. Художник уже с 1927 года начал перевозить свой архив, для него были организованы выставки в Берлине, Цюрихе. Но покинуть СССР ему не удалось — уже в 1930 году его арестовали, как германского шпиона. Через несколько месяцев мужчину освободили, но он уже успел отказаться от идеи переезда.

С 1932 года Малевич увлекся написанием реалистичных портретов, а через год у него был выявлен рак предстательной железы. Картины этого периода отличаются правильными пропорциями головы и более спокойной цветовой палитрой.

Умер мужчина в 1935 году в Ленинграде. Тело было перевезено в Москву и кремировано, а урна с прахом захоронена возле деревни Немчиновки. Над могилой установили монумент в форме черного квадрата.