Истоки кубофутуризма

Необычное слово «кубофутуризм» впервые появилось в статье французского критика Марселя Буланже в 1912 году. Термин быстро получил распространение. Он описывал новое направление в живописи и литературе, объединявшее в себе принципы французских кубистов (намеренная деформация изображаемого) и итальянских футуристов (развитие предмета во времени). Внезапно возникшее явление в мире искусства XX века было призвано провозгласить новые формы взамен старых.

Лучшие представители

1679910896_papik-pro-p-kubofuturizm-v-zhivopisi-50(1).jpg

Кубофутуристическая эстетика представляет собой тесное взаимодействие живописи и литературы. Невозможно представить себе одно без другого.

Так, когда речь заходит о русском футуризме, на ум сразу же приходят имена лучших представителей этого направления: В. Хлебникова, Д. и Н. Бурлюков, В. Маяковского, Е. Гуро, А. Крученых, В. Каменского и Б. Лившица. Все они были членами знаменитой группы «Гилея». Поэты любили эпатировать публику своим внешним видом и вызывающим поведением. Их розовые сюртуки, желтые кофты, редис и деревянные ложки в петлицах в сочетании с регулярными выходками во время выступлений повергали общественность в шок.

Казалось, всем своим видом гилеевцы, или, как их еще было принято называть, «будетляне», показывали пренебрежение к исчерпавшим себя традициям прошлых веков. В программном манифесте с провокационным названием «Пощечина общественному вкусу» они призывали «сбросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. с парохода современности».

Однако за громкими заявлениями, которые многими воспринимались как вопиющий факт безвкусицы, стояли серьезные размышления о дальнейшей судьбе Российской Империи. Кричащая фраза об Александре Сергеевиче В. Хлебникова на самом деле не принижала авторитет «солнца русской поэзии», а была обращена непосредственно именно к нему. Признавая роль классика в формировании современного русского языка, крупнейший деятель отечественного авангарда выступал за изменение народного самосознания, которое когда-то повлек Пушкин своей деятельностью, весьма футуристичной для его времени.

Современники В. Хлебникова в его заявлении о том, что «и там, и здесь одно море», видели стремление как раз «не переплюнуть» Пушкина, а добиться такого же мощного обновления идей и взглядов, которого удалось достичь великому русскому поэту и писателю.

Словотворчество кубофутуристов как враг книжного окаменения языка

a3c2e571-8c6e-542b-8f1e-e30ca614223f(1).jpg

Революционные преобразования в области русского языка выражались у кубофутуристов в полном отрицании грамматических норм и правил. Можно сказать, что представители нового направления в литературе выступали против всего традиционного: академического языка, темпоритма, условленного размера стиха, синтаксиса. Иногда казалось, что они игнорировали даже здравый смысл, говоря что в их произведениях, представленных в виде обрывков слов, кроется великая тайна русского народа.

Так, например, А.Е. Крученых утверждал, что в строках его стихотворения «Дыр бул щыл» «более русского национального, чем во всей поэзии Пушкина».

Подобное словотворчество обусловило создание принципиально нового литературного приема, получившего название «заумного языка», или «зауми».

Утверждение права поэта на свободное расширение поэтического лексикона и игнорирование орфографических и пунктуационных догм рассматривались сторонниками кубофутуризма как возможность выйти за рамки привычного уклада жизни во имя свободы и самовыражения.

Судьба литературного направления

Несмотря на бешенную популярность литературного направления, проявлявшуюся в появлении подражателей и попытке сделать кубофутуризм более официозным с помощью выхода в свет «Первого журнала русских футуристов», просуществовать ему суждено было совсем недолго.

Созданная в 1910 году «Гилея» распалась в преддверии Первой мировой войны. Группа прекратила свое существование спустя четыре года после основания. Каждый пошел своей дорогой. Кто-то уклонялся от всеобщей мобилизации, а кто-то, напротив, попадал прямо на фронт.

Было понятно одно – кубофутуризм в литературе не выдержалопроверку временем.

Кто знает, какой облик бы имели в настоящее время литература и искусство, если бы не трагические события XX века. Однако с уверенностью можно сказать, что труд кубофутуристов не был напрасен. «Будетляне» внесли свой вклад в возрождение авангардизма в конце уходящего столетия и в становление современного российского общества.