Биография и творчество композитора Антонио Вивальди

Детство и юность

Ранние годы жизни описываются в биографии Вивальди кратко. Творчество его относится к позднему периоду Венецианской республики, когда город был крупным культурным и торговым центром, но уже начинал утрачивать свое влияние. Отец композитора Джованни Баттиста родился в уважаемой семье из Брешии, которая в 1665 году перебралась в Венецию. Джованни обучился парикмахерскому ремеслу и для развлечения клиентов время от времени играл на скрипке, как было заведено в итальянских цирюльнях того времени.

Вивальди в юности

Музыка занимала все большее место в его жизни, он принимал участие в создании венецианского музыкального общества, а позже совсем оставил ремесло цирюльника, заняв должность главного скрипача капеллы в соборе Святого Марка. Джованни женился в 1677 году на Камилле Каликкью и 4 марта 1678 года у них родился первенец — Антонио Лючио Вивальди. Ребенок появился на свет на два месяца раньше срока и акушерка убедила родителей-католиков в необходимости тут же крестить ребенка.

Об этом осталась запись в церковном приходе Собора Сан-Джованни-ин-Брагора, что и позволило так точно установить дату рождения композитора. Доподлинно не известно, что повлияло на решение матери Антонио, преждевременные роды или случившееся в тот день землетрясение, но Камилла дала обет, что если ее ребенок останется жив, то посвятит свою жизнь Богу. Первенец выжил, но не отличался крепким здоровьем.

Исследователи предполагают, что склонность к композиции могла перейти от отца к сыну, так как известно об одной опере, написанной Джованни Вивальди и поставленной в 1689 году. Как видно на сохранившихся портретах, Антонио унаследовал от отца и цвет волос, который был рыжим. У четы Вивальди родилось еще несколько детей:

  • Маргарита Габриэла.
  • Жанетта Анна.
  • Сесилия Мария.
  • Бонавентура Томасо.
  • Франческо Гаэтано.

Братья пошли по стопам отца и стали цирюльниками, а о сестрах известно только то, что одна из них точно жила в Венеции.

Музыкальное образование

Всю жизнь композитор страдал от тесноты в груди, если говорить современным языком — астмы. Возможно, такая ситуация определила выбор любимого музыкального инструмента Антонио — скрипки, так как играть на духовых ему не позволяло состояние здоровья. Первые уроки музыки юному композитору дал Джованни Вивальди. Мальчик оказался настолько способным учеником, что с одиннадцатилетнего возраста стал заменять отца в капелле, когда тот отлучался из Венеции.

Некоторые источники называют и других учителей теории музыки и композиции:

  • Джованни Легренци.
  • Арканджело Корелли.

Арканджело Корелли.

Явных свидетельств или автобиографии, подтверждающих эти предположения нет, но в ранних произведениях Вивальди исследователи отмечают влияние музыкальных стилей мастера игры на органе Легренци и римского скрипача Корелли. Первым произведением юного композитора считается работа под названием Laetatus sum (Будем ликовать), написанная в 1691 году.

Школа Оспедале делла Пиета

В 15 лет Антонио исполняет обет своей матери и начинает изучать церковные науки, чтобы сделать карьеру священнослужителя. Но занятия музыкой юный скрипач не думает бросать и еще до посвящения в духовный сан начинает преподавать игру на скрипке в школе, организованной при монастырском приюте для девочек Оспедале делла Пиета.

Подобные учебные заведения создавались для того, чтобы дать жилье и хорошее образование сиротам и брошенным детям, и финансировались из средств Республики. Таких учреждений в Венеции того времени было четыре. Мальчикам преподавалась торговля, а девочек обучали музыке, а самых талантливых направляли в популярный оркестр или хор в Оспедале.

Школа Оспедале делла Пиета

Кроме преподавания в обязанности Вивальди входит должность хормейстера и написание для воспитанниц школы музыки на духовные и светские темы. Такое положение дает юноше широкие возможности для творчества и воплощения разнообразных идей. Список произведений, написанных в этот период:

  • кантаты;
  • оратории и хоралы;
  • концерты;
  • произведения для голоса в оркестровом сопровождении на библейские темы.

Талант Антонио принес свои плоды — школа Оспедале делла Пиета прославилась у ценителей и знатоков музыки как лучшая в Венеции. В 1704 году произошло рукоположение молодого человека, но обязанности по проведению церковных служб он выполнял недолго.

Одна из версий связывает такое положение дел с состоянием здоровья, не позволяющим Антонио отстоять полноценную мессу. За цвет волос юношу прозвали рыжим священником.

По косвенным свидетельствам можно понять, что сочинение музыки настолько занимало мысли юного композитора, что он мог просто уйти посреди службы, чтобы записать какую-то тему или мелодию, пришедшую в голову. Вивальди остался посвященным в сан, но основным занятием избрал музыку и вскоре о нем заговорили как о скрипаче-виртуозе. Знатные гости Венеции бывали на виртуозных выступлениях музыканта и прославили его далеко за пределами Италии. Начали издаваться и партитуры музыкальных произведений Антонио Вивальди — вышло два сборника его сонат в 1705 и 1709 годах.

Композиторская деятельность

Композиторская деятельность вивальди

Хотя Вивальди известен большинству любителей классики как тот, кто написал Времена года, но композитор на самом деле является создателем множества замечательных произведений. Например, оперных партитур сохранилось до нашего времени около сорока, предполагается, что изначально их было не меньше девяноста. Интересный факт: Антонио был способен написать трехтактную оперу в течение пяти дней и отличался такой музыкальной фантазией, которая позволяла на одну тему сочинить множество вариаций.

Произведения оперного жанра

Свою первую оперу «Оттон на вилле» композитор написал в 1713 году. Автором либретто являлся Доменико Лалли, описывавший в нем краткий эпизод из римской истории. Премьера состоялась в том же году в небольшом театре городка Виченце. Видимо, представление имело успех, так как на него обратили внимание венецианские импресарио, а один из них, владелец театра Сан-Анджело Модотто, сделал Вивальди заказ на новую оперу.

Опера Orlando finto pazzo

Сотрудничество с Доменико Лалли и театром Сан-Анджело продолжалось долгие годы. Вторая опера была написана год спустя и называлась Orlando finto pazzo (Роланд, мнимый безумец). Основой либретто стал стих итальянского поэта Л. Ариосто в свободной переработке. Композитор писал и оратории — одним из лучших произведений Вивальди считается «Юдифь торжествующая», отличающаяся мелодичностью и колоритной оркестровой партией.

Ничто не могло надолго отвлечь Антонио от работы в театре, ни широкая популярность его как талантливого скрипача, ни возросшее из-за этого число учеников. В 1715 году театр Сан-Анджело делает ему заказ на написание двенадцати главных арий для оперы Nerone fatto Cesare (Нерон, ставший Цезарем).

Следующие пять лет считаются наиболее успешными с точки зрения творчества композитора. Театр ставит около десяти его опер, кроме того, в 1716 году Вивальди назначается руководителем всей музыкальной деятельности школы Оспедале. Об известности композитора за пределами Венеции говорит тот факт, что одна из его опер прошла на подмостках театра во Флоренции.

Консервативные музыканты не приветствовали необычный стиль Вивальди, а памфлет одного из них, Бендетто Марчелло, изображавший маленького священника со скрипкой в руках, так поразил композитора, что он на некоторое время приостановил работу над операми.

Работа и личная жизнь в Мантуе

Слава Вивальди как оперного композитора привела его в Мантую, где ему предложил место капельмейстера губернатор города — принц Гессен-Дармштадский, тонкий ценитель музыкального искусства. Композитор занимал эту должность с 1719 по 1922 год, а в 1921 году посетил Милан, где представил на суд публики свою драму Сильвия.

Священник Антонио

Как священник Антонио принял обряд безбрачия и не имел права на плотские утехи. В Мантуе судьба свела молодого капельмейстера и оперную певицу Анну Жиро, дочь французского парикмахера. В своих письмах Вивальди называет ее не иначе, как своей прилежной ученицей. Вероятно, благодаря знаниям секретов вокальной техники, Антонио действительно помог становлению Анны как певицы, обладавшей приятным голосом небольшого диапазона.

Анализ воспоминаний современников позволяет сделать вывод, что ее пение больше отличалось одухотворенностью и артистическим талантом, чем вокальными данными. Анна и ее сестра Паолина становятся неизменными спутницами композитора на долгие годы. Они путешествуют вместе с ним по Европе, хотя в те времена это было довольно опасно. Паолина приняла на себя и медицинские обязанности, заботясь об Антонио во время астматических приступов.

Когда срок службы капельмейстером кончился, вся троица вернулась в Венецию, где местные жители, острые на язык, прозвали Анну подругой рыжего священника. Слухи и домыслы о странной совместной жизни в одном доме священника и двух молодых женщин способствовали обострению отношений Вивальди с церковными сановниками, что очень его огорчало. Но несмотря на это, он твердо отстаивал честь своих спутниц и очень уважительно о них отзывался.

Творческие посещения Рима

Первая поездка в Вечный город в 1723 году была приурочена к постановке новой оперы Геркулес на Термодонте, содержание которой относится к девятому подвигу мифологического героя, намеревающегося заполучить пояс и меч царицы амазонок. Главное описание этого путешествия — римлянам так понравился музыкальный стиль Вивальди, что они перестали слушать другую музыку.

В следующем году на суд римской публики были представлены и прошли с триумфальным успехом оперы «Джустино» и «Добродетель, торжествующая над любовью и ненавистью». Кроме того, композитор был удостоен аудиенции у папы Бенедикта XIII, где исполнил отрывки из своих произведений.

В этот период был написан и цикл «Искус гармонии и инвенции», куда вошли популярные сейчас сочинения А. Вивальди — Времена года. Четыре скрипичных концерта соответствуют четырем временам года и будят в воображении слушателя сцены, соответствующие каждому сезону:

 А. Вивальди — Времена года.

  • Зима — катание на коньках и потрескивание огня зимними вечерами.
  • Весна — пение птиц и журчание ручьев.
  • Лето — звуки пастушьих дудочек и жужжание комаров.
  • Осень — танец пьяных крестьян и лай охотничьих собак.

Каждую часть цикла Вивальди связывал с сонетом, описывающим сцены, отображенные им посредством музыки. Впервые эти произведения были опубликованы в 1725 году в Амстердаме. Композитор писал сочинения и для других музыкальных инструментов с оркестром — флейты и мандолины. Изменение типичного для барочной музыки концерта для нескольких солистов на индивидуальную лиричность и страстность сольного является главным творческим достижением Антонио Вивальди.

Последние годы жизни

Знать и королевские особы Европы делали заказы А. Вивальди на написание музыки к знаменательным событиям. В честь празднования брака Людовика XV была написана серенада «Глория и Игоменей», а дню рождения французских принцесс Генриетты и Луизы посвящена серенада «Празднующая Сена».

Австрийский император Карл VI,

В 1728 году в Триесте композитор познакомился с большим поклонником своего творчества австрийским императором Карлом VI, который наградил его рыцарским званием и пригласил в Вену. Ответным жестом от Антонио был подарок рукописной копии серенады «Цитра».

В последние годы жизни произведения композитора теряли популярность из-за изменившихся вкусов публики, а его финансовое положение сильно ухудшилось. Он решил принять приглашение Карла VI и переехать жить в Австрию. Однако смерть императора вскоре после приезда Вивальди в Вену разрушила его надежды на должность композитора при дворе и обеспеченную старость. Жизнь великого венецианца заканчивается 28 июля 1741 года в нищете и вдали от родины.

На долгие 200 лет имя Антонио Вивальди было забыто, и только после того, как музыковеды нашли рукописи его творений, потомки смогли услышать его гениальную музыку.