Краткая биография и лучшие произведения композитора Римского-Корсакова

Интересные факты из биографии

Николай Андреевич Римский-Корсаков имел знатное происхождение. Он был дворянином из известного рода, в котором многие мужчины служили на флоте. Даже его фамильная усадьба находилась на воде, расположившись прямо на берегу небольшой реки Тихвинки. Дом выходил окнами прямо на мужской Богородичный Успенский монастырь, который функционирует по сей день.

Детство и юность

Будучи уроженцем Тихвина (в настоящее время административный центр Ленинградской области), Николай стал вторым ребенком в семье. Он имел старшего брата со звучным именем Воин, которое предопределило его карьеру, связанную с военным флотом. Маленький Николай обожал старшего брата, который был для него настоящим авторитетом, поэтому всю жизнь мужчины сохраняли крепкую связь. Что касается других интересных фактов из жизни Римского-Корсакова на начальном ее этапе, то из них стоит выделить следующие важные даты и события с сохранением их хронологического порядка:

Интересные факты из биографии Римского-Корсакова

Детство Римского-Корсакова

  1. Родился композитор 6 марта 1844 года по старому стилю в семье служащего Андрея Петровича, занимающего руководящие посты в Нижегородской и Волынской губерниях. Мать будущего музыкального деятеля, Софья Васильевна, имела смешанное происхождение, появившись от любовной связи зажиточного помещика и крепостной крестьянки. Но, несмотря на это, она получила отличное образование, свободно владея французским и блестяще играя на рояле.
  2. Образованием сына родители занялись, когда мальчику исполнилось 6 лет. Примечательно, что на тот момент он сильно тянулся к книгам, не испытывая большого удовольствия от занятий музыкой. Со временем ему начали нравиться русские романсы и церковное песнопение, что во многом определило будущие пристрастия автора музыкальных произведений.
  3. Уже в 11 лет Николай начал писать свои первые коротенькие народные мотивы, правда, тогда никто из близкого окружения не воспринял всерьез это увлечение.
  4. Мальчик рос настоящим мечтателем, часами напролет грезившим о дальних странствиях. Когда ему исполнилось 12 лет, отец решил его отдать в Морской кадетский корпус. Родители хотели видеть сына мореплавателем, однако вскоре случилось непредвиденное. В возрасте 14 лет Николай всерьез проникся музыкой, вдохновившись великими произведениями «Жизнь за царя», «Руслан и Людмила», «Роберт Дьявол», а чуть позже и «Пасторальной симфонией». Помимо Бетховена юноша открывает для себя Моцарта, Мендельсона и других деятелей музыкального искусства.

Внезапно вспыхнувшая страсть к музыке вылилась в желание обучаться и стать настоящим профессионалом в этом деле.

Продолжая обучение в кадетском корпусе, 16-летний мечтатель начал брать уроки у известного в то время пианиста Канилле. Эта встреча стала судьбоносной для юноши, поскольку преподаватель музыки познакомил его со значимыми в мире искусств деятелями.

Морская служба

Юность Римского-Корсакова

В 1862 году в семье Римских-Корсаковых случилась беда — скоропостижно скончался отец Андрей Петрович. На фоне этих событий мать и сыновья приняли общее решение о переезде в Петербург, где Канилле знакомит Николая с популярным композитором и основателем кружка по музыкальным интересам Милием Балакиревым. Позже этот клуб был переименован в «Могучую кучку». Кроме Римского-Корсакова и Канилле в него входили Мусоргский, Кюи и другие музыкальные деятели.

Этот период жизни также оказался очень увлекательным для начинающего композитора, причем не только в творческом плане. Так, согласно хронологической таблице его жизни, занятия в кружке по интересам совпали с окончанием кадетского корпуса, а это значило, что впереди предстояли первые морские экспедиции, о которых так сильно мечтал Николай в детстве. Далее основные события развивались в следующей очередности:

Дом Римского-Корсакова

  1. В период с 1861 по 1862 год композитор активно работает над написанием своей первой симфонии. Помогать ему взялся Канилле.
  2. В 1962 году Николай с отличием заканчивает обучение в кадетском корпусе, поступая на службу в морской флот.
  3. Впереди был долгий путь длиной в три года, во время которого осуществились самые заветные мечты будущего маэстро. Так, во время экспедиций ему посчастливилось повидать Европу, Америку и даже Бразилию. Позднее все эти незабываемые впечатления были переданы сочинителем в его «морских пейзажах», искусно проигрываемых оркестром. Что касается написания других произведений, то их пришлось отложить до лучших времен, так как все силы и время Николая Андреевича уходили на службу. Но он все-таки закончил вторую часть своей первой симфонии, правда, она получилась «сырой» и нуждалась в доработке.
  4. Продолжить работу над своими музыкальными проектами и закончить первую симфонию Римскому-Корсакову удалось только после возвращения на большую землю, которое произошло в 1865 году.

В этом же году произведение было впервые отыграно симфоническим оркестром под управлением неизменного друга композитора Балакирева. Именно он подметил особый талант в написании русских народных мотивов у своего подопечного и посоветовал ему придерживаться этого направления, благодаря чему многие критики до сих пор называют Римского-Корсакова настоящим сказочником музыкального мира.

Творческое наследие композитора

Сегодня оперы Римского-Корсакова, список которых включает в себя такие великие произведения, как «Снегурочка», «Ночь перед Рождеством», «Садко», «Моцарт и Сальери», «Сказка о царе Салтане», «Кащей Бессмертный», звучат со сцен лучших мировых концертных залов, а самого композитора воспринимают как настоящего волшебника, написавшего чарующую музыку. А начиналось все с увертюры «Три русские темы», хотя этапным произведением автора стала опера «Садко», послужившая своеобразным водоразделом, позволившим окончательно определиться с жанром и стилистикой.

Сказочные произведения

Творческое наследие композитора Римского-Корсакова

Творчество Римского-Корсакова считается уникальным по многим показателям. Этому композитору принадлежит авторство симметричных ладов в музыке, впервые опробованных в «Садко». Здесь же он постарался воспроизвести свои самые яркие впечатления, полученные во время путешествий по морям и океанам. Приверженность сказочной тематике великого гения окончательно утвердилась в следующие годы.

Созданная Николаем Андреевичем сюита «Антар» стала началом второй его симфонии. На создание этого произведения композитора вдохновил сюжет популярной в то время одноименной восточной сказки, написанной русским писателем, полиглотом и востоковедом польского происхождения Осипом Сенковским.

Произведения Римского-Корсакова

Найти себя в опере автору помогло сотрудничество с другими музыкальными деятелями того времени. Речь шла о Цезаре Кюи с его «Вильямом Ратклифом» и о Даргомыжском, партитуру к «Каменному гостю» которого он закончил уже после его смерти, руководствуясь оставленным завещанием. Вскоре композитор работает над «Псковитянкой» Льва Мея, успешно заканчивая и эту оперу. Хоть в перечисленных произведениях не было ничего сказочного, сам формат пришелся по душе сочинителю, что благоприятным образом отразилось на его творчестве.

Этот период оказался самым плодотворным для автора, причем не только в профессиональной, но и в личной жизни. Во время работы над одним из проектов Николай Андреевич знакомится с профессиональной пианисткой Надеждой Пургольд, которая впоследствии становится его законной супругой. Скромное бракосочетание двух талантливых музыкантов состоялось летом 1872 года. Все это время композитор не отрывался от своего любимого дела. За совместную жизнь жена подарила композитору семерых детей: четверых сыновей (Михаила, Андрея, Владимира, Святослава) и трех дочерей (Софью, Надежду, Марию).

Педагогическая деятельность

В середине семидесятых годов творчество композитора пошло на спад, что было связано с исследованием содержания и доработкой его произведений. Именно в это время он находит множество недочетов в своих прежних работах и начинает искать информацию для самообразования. Сказывается недостаток знаний, которые Николай Андреевич недополучил, не обучаясь в консерватории.

Педагогическая деятельность Римского-Корсакова

Благодаря целеустремленности автор успешно восполняет все прорехи в собственных знаниях. В итоге появилась третья симфония, куда вошли все доработанные композиции для оперы и балета. Также он начинает пробовать силы в педагогике, основывая собственные кружки, классы и даже школы. В результате этих стараний были созданы:

  1. Беляевский кружок, художественным руководителем которого и стал талантливый композитор.
  2. Придворная певческая капелла, где он попробовал свои силы в качестве управляющего.
  3. Композиторская школа, созданная Николаем Андреевичем и другими известными деятелями того времени.

Кроме того, композитор проработал около четырех лет дирижером в Русском симфоническом оркестре, стал членом Шведской королевской музыкальной академии и профессором Петербургской консерватории. Педагогический талант Николая Андреевича отмечали Чайковский и Стравинский.

Позже в своих автобиографических очерках они с восхищением вспоминали о гаммах и деятельности строгого преподавателя, отмечая его чувство юмора и скупость на похвалы.

Несмотря на довольно строгое отношение к своим последователям, Римский-Корсаков неоднократно принимал их сторону. Ярким свидетельством этого стали революционные события, выпавшие на 1905—1907 годы. Тогда студенты объявили забастовку против действий администрации консерватории, и Николай Андреевич полностью поддержал их, уйдя из учебного заведения и вернувшись в его стены лишь после того, как все требования учащихся удовлетворили и поменяли руководящий состав.

Римский-Корсаков

8 июня 1908 года по старому стилю великий композитор скончался от инфаркта миокарда в возрасте 64 лет. Последние дни жизни он провел в усадьбе Любенск, расположенной в Санкт-Петербургской губернии. Здесь в настоящее время находится мемориальный музейный комплекс. Тело деятеля было доставлено в Санкт-Петербург и предано земле на Новодевичьем кладбище.

В середине тридцатых годов прошлого столетия прах композитора подвергся перезахоронению, в настоящее время его останки покоятся в одном из некрополей Александро-Невской лавры.

Сегодня о гении напоминают немногочисленные черно-белые фотокарточки, портрет кисти великого русского художника Валентина Александровича Серова, музеи, построенные на базе родовых имений, ну и, конечно же, главное достояние — прекрасные произведения, многие из которых легли в основу красочных мультфильмов и детских художественных фильмов.