Массивы в Паскале необходимы для работы с данными одного типа. Они освобождают от нудной и однообразной работы при выполнении разных вычислений над десятками целых чисел и спасают от неэффективных монотонных действий в программировании, экономят время.

Описание массива в Паскале

Что такое массив? Это ячейки памяти с однотипными данными, расположенные последовательно.

Что такое массив

Каждая ячейка имеет номер, т. е. индекс, но все они находятся под общим названием переменной. Индекс ячейки указывает на ее компоненты, которые там находятся. 

Процесс над одним массивом производится с использованием имени переменной, которая связана с областью содержащихся в нем данных.

Другими словами, массив – это компоненты одного вида, собранные в ячейках под общей переменной. 

Ячейка становится его динамичной частью. Она нумеруется, и при заполнении порядковый номер каждого элемента становится ее индексом. 

Например:

  • А[1..10] – массив с именем А и размером 10;

  • ST[1..R], R = 7 – массив с именем ST, состоящий из 7 элементов.

Прежде чем использовать массив, его нужно описать. 

Описание массива

Вот примерная схема:

var<имя массива>: array [<мин_знач_индекса>макс_знач_индекса>] of<тип_элементов>;

Например: var a: array [1 .. 10] of integer. 

Вместо того, чтобы объявлять отдельные переменные, такие как No1, No2, ... и No100, вы задаете только одну переменную. Определенный компонент в хранилище доступен по индексу.

Самый низкий адрес имеет первый компонент, а самый высокий адрес – последний.

Количество компонентов может быть разным.


Одномерные массивы

Массивы, компоненты которого определяются одним индексом, называются одномерными. Это может быть список группы, полка с книгами, телефонный справочник. 

Он может иметь как минимальный диапазон элементов, так и максимальный. 

В Pascal индекс массива может иметь любой скалярный тип, например, целое число, логическое значение, перечисление, кроме действительного. Индексы также могут иметь отрицательные значения. 

Пример ввода одномерного массива в Паскале:

Ввод одномерного массива в Паскаль


Двумерные и многомерные массивы

Размерность массивом может быть разной. 

Двумерные хранилища и многомерные – это наборы, в которых хранятся переменные во втором или n-м измерении, имеющие n * m мест хранения. 

Размерные матрицы Mutli, включая 2-мерный набор, объявляются с использованием нескольких квадратных скобок, расположенных рядом друг с другом, или с использованием запятых с квадратными скобками в качестве альтернативы.

Двумерный массив можно рассматривать как прямоугольную сетку с двумя индексами, один из которых задает строку, а другой – столбец.

Пример двумерного массива

Например, календарь, подобный тому, что представлен на рисунке, можно рассматривать как двумерную таблицу, имеющую строки, известные как недели, и столбцы, известные как дни. Тем не менее, календарь так же можно рассматривать как набор массивов: месяц – это массив недель, а неделя – дней. 

В Паскале эта декларация записывается как единый блок:

TYPE DayType = INTEGER;

DayNames = (Sun, Mon, Tue, Wed, Thu, Fri, Sat);

WeekType = ARRAY [DayNames] OF DayType;

MonthType = ARRAY [1..6] OF WeekType;

Тип MonthType также может быть записан как:

TYPE MonthType = ARRAY [1..6] OF

ARRAY [DayNames] OF DayType;

Можно записать с использованием ярлыка, как:

Тип MonthType = ARRAY [1..6, DayNames] OF DayType;

DayNames = (Вс,Пн,Вт,Ср,Чт,Пт,Сб);

WeekType = ARRAY [DayNames] OF DayType;

MonthType = ARRAY [1..6] OF WeekType;

Другой пример двумерного массива в Pascal:

Задание двумерного массива


Как задать массив в Паскале

Ввод

Массивы применяются в качестве обычных матриц для сбора и хранения типизированных компонентов. 

Ввести его можно с клавиатуры, вручную, набирая каждый элемент, или использовать циклы: For i:=1 to 20 do read (a[ i ]);

В приведенном ниже примере показано, как вводить набор «a», который состоит из 10 случайных чисел в диапазоне от 0 до 99. Он называется рандомным. 

Реализуется он с помощью функции Random:

For i:=1 to 10 do a[ i ]:=random(100);

Вывод, ввод массива в Паскале

Вывод

В отдельных случаях бывает необходимо вывести значения элементов матрицы на экран. Так, если сортировка значений случайная, нужно понимать, что представляет собой начальный набор, и как он будет выглядеть после обработки.

Пример: For i:=1 to 10 do write (a[ i ], ‘ ‘);

В Паскале применяются разные алгоритмы, в частности, поиск и сортировка компонентов, находящихся в одном хранилище. Но это требует отдельной статьи.


Заключение

Итак, задача матрицы – ускорение действий. Конечно, если дело касается только 5 переменных, можно обойтись и без нее. А как быть, если речь идет о 100 или 1000 переменных. Нужно вбивать вручную каждый элемент для ввода и еще столько же для вывода? 

Решение очевидно: лучше не забрасывать информатику 9-го класса и научиться работать в Паскале. Это полезно, если вы хотите хранить большие объемы данных для последующего использования в программе.