Архитектура Древней Руси

Деревянные конструкции

Древнерусская архитектура поражает своей мощью и характером крепостей. Но при этом она довольно красива и величественна. В современной России это уже единственные сооружения, которые дают возможность почувствовать дух былых сражений с варварскими войсками. А путь архитектуры Киевской Руси был очень сложным и долгим, и начался он с простых деревянных изб.

Деревянные конструкции

Не все жители современных городов были внутри такой конструкции. Избы остались только в маленьких деревнях, что сегодня уже забыты или полностью заброшены. Но многие жители поселков продолжают строить дома в русском архитектурном стиле, сочетающем современные материалы с натуральным деревом.

Бревенчатые избы возводили из одного или двух срубов и двускатной крыши. Четыре бревна складывали прямоугольником, затем зодчие соединяли их врубками по углам, получая в результате венец. Тогда существовало 2 способа соединения: в чашу и лапу. Первый встречался только в очень старых домонгольских строениях, второй использовали позже — он более экономный, хоть и сложный. Венцы нужно было сложить друг на друга, так получался сруб. Для больших построек использовали несколько таких деталей.

С северной стороны деревянные избы украшали резьбой, фантастических существ изображали на ставнях, воротах, оконных наличниках. Строения в городах не отличались от деревенских домиков, иногда возводили двухэтажные здания. Каждая изба состояла из нескольких отделов или комнат:

Изба

  • подклет;
  • горница;
  • жилое помещение;
  • сени.

Подклетом назывался полуподвальный этаж, его использовали вместо кладовой или погреба. Горница — это основная комната, где проводили время все члены семейства и размещалась русская печь. В жилом помещении ставили кровати, оно служило спальней. Сенями называлась входная часть, сегодня это слово заменили французским «вестибюль».

Большое значение в деревянном зодчестве имела печь: она давала тепло всей избе, служила дополнительным спальным местом, в ней готовили еду, а иногда прятали ценные вещи.

Древнерусские храмы

В первые годы существования Руси в строительстве использовали только древесину. Но этот материал легко воспламенялся, после пожаров приходилось отстраивать поселения заново. И поэтому начали применять камень, но сначала это касалось только храмовых сооружений. Везде начали появляться крестовые и купольные церкви, зодчие заимствовали стиль у византийских архитекторов.

Над зданием возвышался главный купол, а вокруг располагались 4−12 меньших. Их количество зависело от того, чему или кому посвящалась церковь:

Древнерусские храмы

  • однокупольный — это символ единства Бога;
  • три элемента — Пресвятая Троица;
  • 4, 5 и 9 — принадлежность разным святым;
  • 13 куполов — знак Иисуса Христа и 12 апостолов.

Имела важное значение и форма деталей. Если она напоминала луковицу, то символизировала пламя свечи. Прихожане должны были помнить слова Христа: «Вы — свет мира». Купол в виде шлема — признак духовного сражения, которое святые ведут со злыми силами.

Центральный элемент держался на барабане с окнами, а он опирался на четыре несущих столба, которые находились внутри церкви. Изнутри это выглядело так, словно храм расчленялся крестом, середина его приходилась на центр постройки. Это оформление позаимствовали из византийской архитектуры.

Великий Новгород

Столбы также делили здание на три-пять нефов — галерей, ведущих прихожан от входа до алтаря. Он располагался с восточной стороны, на нем проходила важная часть богослужения. За алтарем стена имела форму аспидов, то есть была покрыта полукруглыми выступами. Вход находился с противоположной — западной — стороны. Над ним архитекторы возводили хоры. Такое название носили открытые балконы, на которых во время службы располагалась знать со своими слугами и приближенными.

Каменное убранство святыни привлекало иностранных зодчих. Они отмечали интересные элементы оформления — кокошники и закомары. Последними назывались килевидные или полукруглые окончания стен, они напоминали прилегающий внутренний свод.

А кокошники не повторяли его форму, то есть были ложными закомарами.

Использование белого камня

С XI века получило распространение каменное строительство. Сначала возводили только церкви, но потом из этого материала стали создавать дворцы и дома богатых жителей городов. Первым архитектурным памятником того времени считается Софийский крестово-купольный тринадцатиглавый собор Киева.

Использование белого камня

Русь тогда была раздроблена на мелкие княжества, и столица не всегда занимала ведущее место. По всему государству открывались новые архитектурные школы. В XIII веке главным стало Владимиро-суздальское княжество, где зодчие обогатили византийский стиль западными элементами.

Европейскую технику впервые опробовал Юрий Долгорукий, который возглавлял строительство храмов в Переславле, Суздале, Юрьеве-Польском и Владимире. С тех пор до сегодняшнего дня сохранились Золотые ворота и Успенский собор. Хотя многие знатоки истории первый памятник отказываются причислять к какому-либо европейскому стилю.

Во время строительства свод ворот обрушился, но никто не пострадал. Князь Андрей Боголюбский из-за этого заказал благодарственный молебен и заменил всю архитектурную бригаду. Новые зодчие прибыли из Италии, их прислал Андрей Фридрих Первый Барбаросса. Работа мастеров понравилась русскому князю, поэтому он оставил команду при себе. Они возвели еще несколько сооружений:

Новгородская архитектура

  • церковь Покрова на Нерли;
  • Успенский собор;
  • Дмитриевский храм.

Но нашествие татаро-монгольского войска положило конец белокаменной архитектуре. Было разрушено много церковных шедевров.

Новгородская архитектура

Новгородских зодчих отличала любовь к монументальности, отсутствию лишних декораций и простоте. В середине XI века Ярослав Мудрый приказал заложить каменный детинец, который служил укреплением города. Позже на нем возвели грандиозный каменный собор Софии Премудрой.

Успенский собор

Древнерусские храмы, выполненные в новгородском стиле, не поражают величием. Они тяжеловесны, но просты. Выглядят так, словно прочно и надежно вросли в землю, и никакие бури или нападения их не сломят. Украшали сооружения изнутри фресками. В церкви Федора Стратилата свое искусство проявил Феофан Грек, его живописью можно полюбоваться и сегодня.

Русская архитектура Пскова была похожа на новгородскую. В этом городе возвели множество церквей со странными названиями: Василия на Горке, Николы со Усохи или Успенья на Пароменье со звонницей. Именовали здания на Руси кратко, но выразительно.

Светских построек в то время почти не создавали, но известными можно назвать древние Поганкины Палаты. Их соорудили в 1671−1679 годах торговцы Поганкины и назвали по своей фамилии. Обликом здание напоминает крепость-церковь, стены сложены из белого камня, их толщина достигает двух метров.

Зодчество Московского княжества

Древние традиции дошли и до московских земель. До сегодняшнего дня полностью сохранился Звенигородский Успенский собор на Городке. Его особенность заключается в богатом декоре и изящных пропорциях. А росписью занимались известные художники Даниил Черный и Андрей Рублев.

Зодчество Московского княжества

Расцвет московского зодчества историки связывают с итальянцем Аристотелем Фиораванти. По его проекту был построен пятиглавый Успенский собор. Архитектор сумел придать зданию важный и торжественный вид благодаря сочетанию красного кирпича и белого камня.

В средневековье также строили ряд палат Кремля, знаменитой стала Гранатовая. Такое название ей дали благодаря отделке фасада. Его декорировали бриллиантовым рустом. Варианты такого декора встречаются в итальянских сооружения эпохи Возрождения.

Изменил облик зодчества Иван Грозный, который возобновил форму шатра, используемую во время деревянного строительства. Таким способом возвели церковь Вознесения в Коломенском. На нее потратили очень много средств из государственной казны, поэтому изящное сооружение по определению стало единственным в своем роде.

Иван грозный

Но более известен Храм Василия Блаженного. Его построили во времена правления Ивана Грозного в память о взятии Казани. Проект разрабатывали двое зодчих — Постник Яковлев и Барма. После окончания строительства царь приказал ослепить их для того, чтобы они больше не смогли нигде воздвигнуть такой же прекрасный храм.

Со времен существования Древней Руси до нынешнего дня дошло много архитектурных памятников, но они остались лишь незначительной частью великолепия, которое строили в те годы.

И сейчас традиции старинного зодчества продолжают использовать. Это можно наблюдать в некоторых современных сооружениях.