Средневековая арабская архитектура

Сооружения средневековой архитектуры

С развитием строительства стало появляться много культовых и светских сооружений. К первым можно отнести:

Архитектура арабского востока доклад

  • мечети;
  • мавзолеи;
  • медресе.

А среди вторых фигурируют дворцы правителей, городские стены, включающие ворота, мосты, башни и т. п. , цитадели и крытые рынки. Величие арабской архитектуры Средних веков завораживает и поражает, она удивительно гармонична.

Мечеть для молитвы

Одним из самых значимых древних культовых мест являются мечети. Они создавались по примеру дома Мухаммеда (570−632 гг.), характерным признаком которого был навес, стоящий на стволах пальм и находящийся с южной стороны огороженного двора. Сам двор мог иметь прямоугольную или квадратную форму, а окруженная глухими стенами мечеть внешне напоминала крепость. Эти стены служили неплохой защитой для города, в них пробивались входы, хотя ни один из них не выделялся как главный.

Арабская архитектура

Двор имел особое значение. Одна из его сторон — та, которая была направлена к Мекке — выделялась более глубокой аркадой, образующей ряды молитвенного зала. Столбы и колонны служили опорой для арок. Венчал мечеть купол, опирающийся основанием на четыре стороны квадрата, в угловых частях которого были перекинуты небольшие арки. Кстати, арки по проекту выполнялись различной формы: наиболее часто встречались арки в виде подковы либо стрельчатые с одной или тремя лопастями.

В стене, направленной к Мекке, располагалась ниша (михраб), которую богато украшали. В мечети, в отличие от христианских храмов, отсутствует центральная ось, которая направляет молящихся к святилищу. Для проповедника в молитвенном зале устраивалось специальное возвышение — минбар. Оно располагалось на ближнем расстоянии от михраба. Зачастую минбар выглядел как очень высокое кресло, расположенное на постаменте с крутыми ступенями, и обшивался резными панелями из дерева. Для массивных Коранов делались деревянные стойки, которые красиво украшались.

Минареты как символ ислама

Минареты всегда строились рядом с мечетью. Они представляли собой тонкие высокие башни с балкончиками. В зависимости от местности и исторического периода могли отличаться и виды минаретов, их пропорции, размеры и композиции. С минарета служащий мечети — муэдзин — призывал правоверных на молитву. На самый верх башни он поднимался по внутренней лестнице.

Мечети вместе с минаретами — яркий символ не только арабской архитектуры, но и стран всего мусульманского мира. Их орнаменты и мозаичные узоры завораживают, они соперничают своей красотой с дворцами правителя.

Архитектура арабского востока

Дворцовые комплексы

Дворец Альгамбра, построенный в середине XIII — конце XIV веков, считается одним из чудес средневековой арабской архитектуры. Сам дворцовый комплекс состоял не только из дворцовых построек, сюда также входили:

  • жилые дома;
  • крепость;
  • мечети;
  • склады;
  • бани;
  • сады;
  • кладбище.

Арабская архитектура в средние века

Старейшая часть комплекса, Алькасаба, находится на западном склоне холма и является частью оборонительной системы. Наибольшее укрепление можно заметить в северной части, где находятся дворцовые здания. Создается ощущение, что башни «растут» на краю обрывистого ущелья. Основная башня — мощный Комарес квадратной формы и высотой 45 метров.

В дворцовую архитектуру органично вписывались зелень и вода. Интерьеры были оформлены керамикой, мозаикой и раскрашенным алебастром. Дворец снабжался чистой прохладной водой, которая шла по подземным водопроводам. Она наполняла его бассейны и фонтаны, струилась в специальных желобах в мраморном полу, проходила по саду и выходила в город.

Большой популярностью в архитектуре тех лет пользовались красочные декоративные украшения — арабески на арках и карнизах. Игра света и тени на сталактитах, колоннах и полуколоннах создавала просто фантастическое впечатление от дворца. Альгамбра считается одним из сокровищ мировой культуры.

Все это великолепие можно увидеть на картинках в учебниках по современному и древнему искусству арабской архитектуры и истории. О памятниках мусульманского искусства и о том, какое влияние они оказали на мировую культуру, можно узнать из рефератов и докладов, где о них все изложено кратко, но емко.

Мавзолеи умерших

Над могилами почитаемых лиц принято было возводить мавзолеи, венчавшиеся куполом. Одним из наиболее ярких примеров таких архитектурных сооружений можно назвать мавзолей Гур-Эмир. Он был построен в Самарканде в начале XV века. Доминантным здесь является гигантский ребристый купол, который нависает над большим барабаном цилиндрической формы.

Нижняя часть напоминает многогранник. Благодаря особенностям пропорций постройки барабан и купол занимают большую часть строения по высоте. Украшением для купола служат синие и голубые изразцы. В этом же стиле оформлен и барабан. Для архитектуры мавзолеев халифата характерны гармоничные пропорции, своеобразные формы и совершенство конструкций.

Чудеса средневековой арабской архитектуры

Городские постройки

В зависимости от того, каково было территориальное расположение арабских городов, отличался и их внешний вид, и внутреннее обустройство. Так, для юга более характерны высокие дома, так как упор велся на более компактную застройку. К примеру, в городе Фустат дома строились высотой в 5, 7 и даже 8 этажей. Первые этажи обычно были нежилыми. Численность жителей в таких домах доходила до 200 человек.

Обязательными составляющими иранских городов были цитадель (официальная городская часть, в которой имелось четверо ворот) и торговый квартал, где располагались базары. Дома же строились по определенному плану. И хотя они, как правило, были одноэтажными, зато количество помещений в каждом из них доходило до 50.

Архитектура арабских стран

Окна не повсеместно, но все же встречались. В них вставляли круглые цветные стекла диаметров 20−50 см. В богатой отделке был принят декор, сочетающий мозаику и облицовку мрамором.

Таким образом, даже гражданские сооружения по своему плану и конструкции в основном строились по аналогии с мечетями, отличаясь лишь в зависимости от назначения зданий. Улицы всегда были довольно узкими. По разным версиям, делалось это либо для укрытия прохожих от жары, либо для присоединения к домам большей территории для обустройства сада и двора. Между городскими кварталами возводились стены с воротами, позволяющими изолировать любую часть города от других при необходимости.

Материалы для строительства и декор

По большей части в строительстве арабы применяли обожженный кирпич, несколько меньше использовался песчаник и известняк. В отделке использовались разнообразные материалы: дерево, фаянс, гипс, майолика, тростник. Для поддерживающих своды небольших колонн применяли мрамор. Примеры таких архитектурных сооружений можно найти в африканских и западных районах арабо-мусульманских территорий.

Эмалевые плитки применялись для облицовки михраба и нефов в храме, а в кордовской мечети в виде исключения их облицевали стеклянной мозаикой.

Людей арабы старались не изображать. В их архитектуре весьма популярен орнамент с многозначными символами, имеющими глубокий смысл. Они формируют особое понимание мира, которое словно является сообщением потомкам, выраженным в архитектурных изысках древнего Востока.