Ассирийская Империя

Корни Древней Ассирии

История Древней Ассирии охватывает ни много ни мало почти два тысячелетия — с XXV по VII века до н. э.

В истории Ассирии различают 3 периода:

  • староассирийский (ашшурский период, ок. 2400—1392 до н. э.);
  • среднеассирийский (1392—912 до н. э.);
  • новоассирийский (912—605 до н. э.).

Своими корнями история Древней Ассирии уходит в очередной кризис, постигший регион Среднего Востока во второй половине третьего тысячелетия до н. э. Это было то время, когда ухудшение климата на Аравийском полуострове вынудило семитские племена начать переселение на север, северо-запад и северо-восток.

Корни Древней Ассирии

Сегодня на территории бывшего ассирийского царства находятся такие современные страны:

  • Ирак;
  • Иран;
  • часть Турции;
  • часть Саудовской Аравии.

Одна из семитских общностей мигрировала в регион Месопотамии, заняв значительную часть междуречья Тигра и Евфрата.

К тому моменту эти земли уже были населены племенами, которые в историографии обозначены как шумеры.

Они говорили на собственном языке, что подтверждает их древнее, не семитское происхождение. Доподлинно неизвестно откуда в Месопотамии появились шумеры, но, когда сюда пришли семиты, произошло быстрое слияние этих двух общностей. Впоследствии мигрировавших семитов назвали аккадцами, что в переводе означает «черноголовые».

Название шумер переводится аналогично, видимо, сами шумеры не отделяли себя от аккадцев, что, в свою очередь, говорит о мирном характере переселения. Аккадцы, осевшие на севере Месопотамии, получили в дальнейшем название ассирийцев.

Возникновение первых городов

Возникновение первых городов

На юге Месопотамии, осевшие здесь аккадцы, заняли область Шумер, города которой постоянно воевали друг с другом. Местная знать из шумеров и семитов в борьбе за власть настолько истощила весь Шумер, что в конечном счете всем пришлось пойти на компромисс и выбрать себе единого верховного правителя.

Хотя долго такая система не продержалась, правители городов-государств снова стали воевать, это создало прецедент наличия всеобъемлющей царской власти.

Одновременно с тем северные аккадцы, то есть ассирийцы, входят в конфликт с царством Субарту и со временем вытесняют его население от реки Тигр, образуя город с названием в честь своего верховного божества грома и войны — Ашшура.

Ряд ассирийских надписей XXVI—XXV вв. до н. э. свидетельствуют о всё еще продолжавшейся миграции ассирийцев, поэтому население города Ашшур, тогда, видимо, было непостоянным. Сам же город носил характер, скорее, перевалочного опорного пункта, служащего ресурсной базой для других, еще не осевших ассирийских переселений.

К этому же периоду относится возникновение сирийских городов Ниневия и Арбела. Эти два города вместе с Ашшуром послужили основой для создания будущей Ассирии. Период с XXVI по XIV век до н. э. получил название староассирийского периода, хотя во многом датировка условна.

За всю историю насчитывается 8 столиц Ассирийского государства:

  • Ашшур (основан —ок. 2600—2500 до н. э., разрушен в XIV веке);
  • Дур-Шаррукин — столица в последние годы правления Саргона II;
  • Кар-Тукульти-Нинурта, основан ассирийским царём Тукульти-Нинуртой I примерно в 1243—1207 годах до н. э.;
  • Нимруд, был столицей во время царствования Ашшур-нацир-апала II;
  • Ниневия, была столице с VIII по VII век до н. э.;
  • Харран, столица при правлении Саргона II;
  • Шубат-Эллиль, избран в качестве столицы при царе Ассирии Шамши-Адада I;
  • Экаллатум, при царе Ишме-Дагане I.

Ассирии, как отдельного государства, в этот период не существовало, но истоки ее истории происходят именно с этих времен.

Нужно иметь в виду, что термин город применительно к XXVI веку до н. э. условен. Изначально Ашшур и другие города представляли собой области, густозаселённые ассирийскими общинами в долине реки Тигр.

Правитель Саргон Великий

К 2400 году до н. э. в Ашшуре появляются храмовые и дворцовые постройки, свидетельствующие о высокой концентрации ресурсов в городе. Потому что столь продвинутое строительство уже требует наличия определенного управления и организации общества.

Правитель Саргон Великий

Тем временем на юге в разгар очередного противостояния между правителями Уммы и Лагаша, возникает Аккадское царство. Придворный, чье имя неизвестно, узурпировал власть в городе Киш и назвал себя именем в переводе означающим «истинный царь». В современной историографии этого правителя называют Саргоном Великим.

Именно он, дабы оправдать свое низкое происхождение, сплотил вокруг себя простой народ, собрал из него сильное ополчение и начал завоевательные походы, призванные повысить его популярность, авторитет и, конечно, царскую власть.

Вокруг себя Саргон создал группу военной аристократии, и пока Аккадское царство вело войны, у царя была гарантированная поддержка как знати, так и простого народа.

Пройдя на север, Саргон основывает город Аккад, перенеся в него столицу, чтобы вывести управленческий аппарат и казну, извечно терзаемых внутренними раздорами Шумера. Именно в XXIV—XXIII вв. еках до н. э., ассирийский город Ашшур подпадает под власть Аккадского царства.

Саргон Великий

Сам город не имел в рамках Аккада серьезного политического значения, но из-за своего расположения на границе часто подвергался разорениям и разрушениям. Это делали как аккадцы, восстанавливающие свою власть в регионе, так и противники аккадцев, например, гутии, вторгшиеся в Аккад в конце XXIII века до н. э. и разорившие Ашшур.

Аккадское царство подвергалось постоянным вторжением с запада, севера и востока. Как только завоевания достигли своих естественных пределов, пошатнулось и внутреннее единство Аккада. Теперь знать сражалась не только за власть на местах, но еще и за царский титул.

Все скатилась до того, что военачальники и правители городов начали просто провозглашать себя царями, даже если не были наследниками аккадского трона.

Например, после смерти царя Шаркалишарри в 2176 году до н. э. на трон появилось сразу пять претендентов, и даже современники событий не могли понять, кто из них самопровозглашенный, а кто действительно являлся наследником трона.

Правление династии Илушума

В итоге Аккад распался на части. Отделился Шумер со всеми своими городами, а после смерти последнего аккадского царя Шу-Турула, столицу царства — город Аккад разорили гутии, уничтожив весь центральный чиновничий аппарат. После этого Аккадское царство окончательно распалась и перестало существовать.

Ассирия

На смену ему пришли, отколовшиеся в последние годы существования Аккадо государства династии Ура, под влияние которых попадает Ашшур.

Только тогда, в конце XXI века до н. э., власть в Ашшуре впервые за долгое время переходит к ее коренным жителям. До наших дней дошли надписи времен правления Илушумы, где он предоставляет особые привилегии купцам, включающие налоговые льготы, отмену пошлины на экспорт и импорт меди, олова, свинца и тканей. Таким образом Илушума стремился сделать Ашшур своеобразной зоной свободной торговли Междуречья.

Сын Илушумы — правитель Эришум I создает народное собрание и городской совет. Это значит, что важные решения принимались не единоличной волей правителя, и его власть не была абсолютной, как в других городах-государствах Междуречья.

Эришум I также вводит летоисчисления по календарю «лимму», когда правитель избирал одного из представителей совета на роль чиновника, ежегодно представляющего царя на новогоднем фестивале в Ашшуре.

После каждого новогоднего фестиваля избирался новый «лимму», что ознаменовывало конец прошлого года и начало нового. Поэтому календарь и получил соответствующее название.

Счастье и процветание Ашшура длилось недолго. Во второй половине XXI века до н. э. западносемитский народ амореев вторгается в Месопотамию и довольно быстро подчиняет раздробленное государство и династии Междуречья.

Под властью амореев и касситов

Касситы

Амореи свергли и сами основали новую династию — царство Мари. Основным противником Мари стал западный сосед — царство Ямхад, не подчинившееся амореям. С двумя сильнейшими центрами южной Месопотамии, державшими регион под своим контролем, — Вавилоном и Эшнунной, был заключён относительно прочный мир.

После этого Ашшур недолго оставался нейтральным. Во время завоевательных походов царя Шамши-Адада I ассирийцы были завоёваны его армиями. Об этом периоде мало достоверных данных. Неизвестно даже царем какого города изначально был Шамши-Адад I и откуда начал свои завоевания.

Сохранились ассирийские надписи, говорящие о завоевании Шамши-Ададом I города Ашшур. Из-за того, что царство завоевателя относилось к шумерской и вавилонской культурам, на всей его территории установилась вавилонская письменность и системы счисления.

Постепенно царство, основанное Шамши-Ададом I, пришло в упадок, и в XVIII веке до новой эры, пало в войнах с Ямхадом и Вавилоном.

В это время Ашшур подпадает под власть вавилонского царя Хаммурапи, чей свод законов является одним из самых древних, сохранившихся до наших дней. Заодно Хаммурапи завоевал Эшнунну и сделал Вавилон гегемоном южного Междуречья. И снова стабильность продлилась недолго.

В середине XVIII века до новой эры вторжения племен касситов в Месопотамию разделило Вавилонское царство на две части, и Вавилон практически тут же теряет контроль над северными владениями, включая Ашшур.

Однако захватить власть над ассирийцами касситы не смогли, в основном из-за того, что их главной целью был богатый и развитый Вавилон и вся южная Месопотамия.

Небольшой отрезок времени Ашшур управляется самостоятельно. Вскоре потомки Шамши-Адада I решили восстановить власть своей династии хоть где-нибудь. Им это удалось лишь отчасти потому, что реальная власть династии была слаба.

Все следующие правители этой династии сильно зависели от городского совета Ашшура. Это означало что, по сути, ассирийцы сохранили свое самоуправление. Слабость династии постепенно привела к ее полному отстранению от власти, и правителем города становится ассирийская династия Адасидов, берущих свое начало от царя Адаси.

Адаси успел передать власть своему сыну Белу-бани, который и станет считаться самым древним предком последующих ассирийских царей, династии которых просуществует вплоть до конца VIII века до н. э.

Ассирийские войны

Именно в этот период Ашшур приобретает черты не просто города-государства, а превращается в её неофициальную, но фактическую столицу ассирийцев. Это, в свою очередь, становится зачатком полноценной государственности будущей ассирийской державы, но проявиться это несколько позже. Таким образом, в начале XVII века до новой эры город Ашшур окончательно стал политическим и экономическим центром ассирийцев.

Наступил новый этап вавилонской истории, в историографии названного средневавилонским периодом. В это время возникает хурицкое царство — Митанни, силу которого вынужден признать Ашшур, но все обошлось без серьезных конфликтов.

В конце XV века до н. э. ассирийский правитель Ашшур-бел-нишешу восстановил разрушенную митаннийцами стену «Нового города», что означало избавление от политического влияния Митанни.

В это же самое время на юго-западе после изгнания гиксосов, буквально из руин восстаёт египетское царство. Фараоны, на волне государственных и военных преобразований, начинают экспансию в Азию.

Независимость ассирийского государства

Египетские цари не просто разоряли территории, но впоследствии тратили много сил на установление здесь власти, делая покоренные земли частью нового египетского царства. Это был рассвет Египта, ставшего гегемоном, в том числе в Месопотамии.

Ассирийское государство

Правители Ашшура в частных переписках впервые называли себя царями. В переговорах с Египтом они стремились наладить союзнические отношения.

Вскоре царь Ашшур-убаллит I, современник египетского царя Эхнатона, впервые официально присвоил себе титул царя. В 1307 году до н. э. происходит коренной перелом в распределении сил в Месопотамии. Связано это с приходом к власти в Ашшуре Адад-нирари I.

Кроме всех прочих титулов, он впервые называет себя «царем всех» и передает казначейские полномочия в руки царской власти. Это позволяет реорганизовать армию, совершая своего рода военную реформу, царь берет на себя роль главнокомандующего.

Армия стала полупрофессиональной, что на контрасте с прочими военными традициями Месопотамии, давало колоссальное стратегическое и тактическое преимущество.

Вскоре Адад-нирари I упоминает себя как царь Ассирии, а город Ашшур называет столицей Ассирийского царства. Ассирия приобретает свою независимость, силу и, как следствие, государственность, а царь Адад-нирари I фактически становится первым царем Ассирийского царства. Так началась история Ассирийской империи.