Дальнейшее сохранение присоединенных территорий, осуществление на них политического влияния центра обычно происходит с помощью определенных установлений власти. Одной из заметных сфер функционирования государства является сбор денежных средств с земель, входящих в его состав. Это, в свою очередь, связано с административным управлением. Применительно к ранним этапам истории Киевской Руси в летописях говорится о полюдье как заметном установлении центральной власти на территории государства.

Зачем было введено полюдье и как его собирали?

полюдье определение


Историческая наука располагает разными источниками об этом обычае. О нем говорится в летописях, подробное описание содержится в работе византийского императора Константина X Багрянородного «Об управлении империей». В источниках полюдье представлено как регулярные ежегодные походы киевского князя по землям, входившим в состав государства. Целью этих объездов был сбор установленной дани с племен, населявших территорию страны. Выплаты в основном состояли из натуральных продуктов, также из ремесленных изделий и денег.

Во время походов князь также производил разбирательство судебных дел. Из этого определения полюдья становится ясно, зачем оно было введено. Это была ранняя форма, в которой выражалась экономическая и административная связь отдельных регионов страны с ее столицей. Во время этих походов племена, входившие в государство, лицом к лицу встречались с великим киевским князем, чувствовали свою связь с центром. Они должны были заранее приготовить полагавшееся количество продуктов, которыми выплачивали полюдье.

Правитель, объезжая земли в определенное время года, забирал их, значительная часть шла в пользу дружины, из собранного многое становилось товаром для внешней торговли, за которой следили киевские князья. В науке она считается одной из существенных статей дохода центральной власти. В договорах Руси с Византией много статей относится к регулированию взаимной торговли, которая со стороны Киева в значительной степени велась продуктами, собранными в полюдье.

История становления и развития полюдья

Восточнославянские племена присоединялись к Древнерусскому государству постепенно. В летописях рассказывается, что князь Олег налагал на население разную дань. Иногда происходили восстания, и приходилось вновь возвращать отложившиеся территории. Система полюдья складывалась постепенно вместе с формированием государства. Она представляется достаточно стройной и сложившейся к середине X века. Примерно этим временем обычно датируется известное описание сбора полюдья в работе Константина Багрянородного.

В наших летописях говорится об этих объездах применительно к этому периоду как об известном установлении. Явление полюдья было ранней формой обозначения наличия центральной государственной власти. Оно отвечало своим задачам в первое время. Обращает внимание факт объезда земель самим великим князем со своей ближайшей дружиной. Представители центральной власти покидали столицу и перемещались по разным областям страны. Обычно в науке такие явления считаются характерными для ранних этапов формирования государства. Постепенно стала ощущаться потребность замены полюдья другим способом сбора дани и административного управления.

Первая налоговая реформа на Руси

явление полюдья

В науке считается, что одним из важных поводов к изменению этой системы стало восстание древлян в 945 году во время сбора полюдья князем Игорем. В летописях говорится, что он решил взять сверх уже полученной дани дополнительную. Можно предположить, что существовала неопределенность с точным размером собираемого полюдья. Пример восстания древлян показывал, что это могло приводить к внутренним мятежам. Поэтому необходимо было внести исправления.

После князя Игоря в Киеве стала править его жена княгиня Ольга. По сообщениям летописей, она объезжала территорию страны, устанавливая уроки и погосты. Уроками назывался определенный размер дани, погостами – конкретные места, куда свозились собранные продукты, изделия, деньги. В исторической науке эти меры княгини Ольги обычно характеризуют как первую налоговую реформу, которая внесла больше упорядоченности в данную сферу государственной жизни.