Предыстория появления движения

В науке обычно указывается, что их идеи основаны на знаменитой триаде министра просвещения при императоре Николае I Сергея Семеновича Уварова «Православие, самодержавие, народность».

Черносотенные организации

В литературе взгляды Уварова получили обозначение теории «официальной народности». В конце 30-х годов XIX века свои идеи начали развивать славянофилы. Они тоже в своих работах излагали свое понимание понятий теории «официальной народности». Считается, что славянофилы вкладывали в них иное содержание, чем сторонники этой теории.

Считается, что труды славянофилов имели историософское направление, труды представителей теории «официальной народности» имели охранительное направление. Черносотенные организации и партии восприняли эти идеи.

Кто такие черносотенцы?

На Руси черносотенцами называлось посадское население городов. Это были ремесленники, купцы, торговцы, проживавшие в посаде (торгово-ремесленный район города) и платившие налоги государству. Это население для удобства обложения, взимания и уплаты налогов объединялось в организации, называвшиеся сотнями. Иногда они несли и воинскую службу, однако основной их повинностью была уплата податей.

Сотни были административной единицей. Слово черная означала, что они платили налоги прямо в казну государству. Например, черными землями и черносошными крестьянами тоже назывались земли и крестьяне, находившиеся в административном ведении государства и платившие ему подати. Для обозначения земель, с которых повинности выполнялись в пользу их частных владельцев (бояр, помещиков, дворян) употреблялся термин белые. В городах на Руси были белые слободы, которые тоже платили подати не государству, а частным владельцам.

В начале XX века представители черносотенных организаций стали проводить аналогии между собой и черными сотнями, которые были рядовым составом ополчения 1611–1612 годов под предводительством земского старосты Козьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского, изгнавшего из Москвы поляков в годы смутного времени. Поэтому они приняли название черносотенцев. 

Черная сотня

Состав и численность

Социальная принадлежность входящих в партии и организации черносотенцев людей является очень разной. В них водили представители дворянства, духовенства, городского населения, крестьянства, интеллигенции.

Численность членов партий и организаций была различной в разные годы. Наибольшей активности и размаха их деятельность достигала в 1907–1908 годах. Считается, что в это время число черносотенцев достигало более четырехсот тысяч человек.

Встречаются сведения, что сами члены организаций говорили о трех миллионах своих представителей, а их политические оппоненты утверждали, что число активных черносотенцев составляло от десяти до двадцати тысяч человек.

В основном они находились на территории европейской России. В Сибири их было мало. По данным статистики, больше всего черносотенцев находилось в областях с неоднородным населением (например, на территории Украины, Белоруссии, в западных губерниях). Их было мало или вообще не было в регионах, где не проживало или проживало мало русского населения (например, в Финляндии).

Основатель и главный идеолог 

Первой организацией черносотенцев считается «Русское собрание», учрежденное в 1900 году. Наиболее многочисленным был «Союз русского народа». Он был учрежден в 1905 году. Его основателем и главным идеологом считается врач Александр Иванович Дубровин.

Известные черносотенцы

Другим заметным деятелем организации и ее лидером был Владимир Митрофанович Пуришкевич. Он со временем разошелся с Дубровиным, у них появились разногласия, и в 1908 году Пуришкевич вышел из Союза русского народа и основал новую организацию Союз Михаила Архангела.

Еще одним заметным деятелем черносотенцев был Николай Евгеньевич Марков. Он тоже входил в Союз русского народа. В 1912 году из-за разногласий с ним Дубровин основал новый дубровинский всероссийский Союз русского народа.

Идеология и программы

У черносотенцев было много разных организаций и партий. Они предпринимали попытки объединиться, которые не привели к достижению этой цели. Разные организации имели свои программы. Как уже понятно из изложенной истории Союза русского народа, между идеологами движения возникали разногласия, которые не удавалось разрешить в рамках организации, и из нее выходили многие члены.

Есть мнение, что программы черносотенцев не были в полной мере ясными и с четко обозначенными позициями по всем поставленным вопросам. Тем не менее, выделяются определенные общие всем черносотенцам принципы. Они выступали за сохранение самодержавного строя, за единение царя с народом через совещательные собрания как земские соборы, за сохранение территориального состава России, за сохранение помещичьего землевладения, за решение крестьянского вопроса через помощь от государства (например, выдачей кредитов), за свободу слова, печати, собраний.

Историческая наука относит черносотенцев к представителям консерватизма.

Деятельность «черной сотни»

Обычно считается, что активную политическую деятельность черносотенцы стали вести с 1905 года. Они публиковали свои работы в разных периодических изданиях, проводили собрания, митинги, лекции, на которых излагали свои убеждения. Черносотенные партии и организации принимали участие в работе государственных дум.

Прекращение деятельности

Постепенно активность черносотенцев стала снижаться. Считается, что многие были формально членами черносотенных организаций, при этом почти не участвовали в их работе. После революционных событий 1917 года многие черносотенцы эмигрировали, их партии и организации были закрыты.