Становление династии Чжоу

Племена, носившие, согласно источникам по китайской истории, название чжоу, в XII веке до нашей эры проживали на востоке и юго-востоке Китая около реки Хуанхэ. Они сначала занимались в большей степени кочевым скотоводством, но постепенно все больше переходили на оседлое земледелие. Это, как считается, вело к появлению разных социальных и имущественных слоев. Эти племена проживали рядом с древним китайским государством, которым правила династия Шан. Чжоу периодически вступали с ним в военное противостояние и занимали его территории.

Считается, что династию основал Вень-ван. При нем стало происходить объединение чжоуских племен. Его сын У-ван продолжил дело формирования нового государства. При нем столицей стал город Хао. Территория государства продолжала расширяться. В истории династии в науке выделяется два периода: западная Чжоу и восточная Чжоу. Каждый из них характеризуется определенными признаками.

династия чжоу в китае

Западная Чжоу

С 1045 года до нашей эры обычно начинают отсчет истории этого периода. Его завершение относят в науке к 770 году до нашей эры. В это время государство формировалось, укреплялось, складывалась в нем администрация, система государственного управления, усложнялись социальные отношения, связанные с формированием государства. Поскольку чжоуские племена завоевали территорию государства Шан, на управляемых ими землях было разное в этническом отношении население.

Обычно в провинциях правителями назначались родственники и сподвижники династии. Иногда они оставляли править представителей местной власти, признававших политическую власть династии. К концу периода столица была перенесена в новый город Лоян и представители династии перестали контролировать ряд регионов на западе страны. Это сопровождалось внутренней политической борьбой. Один из правителей Ю-ван прогнал свою жену. Ее отец пошел на него войной, вступив в союз с соседними кочевниками. Ю-ван был свергнут. После этого столица была перенесена в Лоян.

Восточная Чжоу

С 770 года до нашей эры в науке начинается отсчет этого исторического периода. Его завершение датируется 256 годом до нашей эры. В это время происходил процесс постепенного ослабления политического влияния династии. Территория, которую она контролировала, со временем уменьшалась. Возрастала тенденция к сепаратизму отдельных провинций. Выделявшиеся новые государственные формирования в этот период вели междоусобные столкновения.

китайская династия чжоу

Начало периода обычно связывается с переносом столицы, что было вызвано, как нередко считается в науке, борьбой с соседними кочевыми племенами. Династия, по оценкам исследователей, не организовала в достаточно высокой степени эффективного противостояния вторжениям кочевников. Это вело к падению политического авторитета династии и выходу из-под подчинения ей целых провинций.

Обычно в литературе принято выделять в эпохе восточной Чжоу два периода: чуньцю (весна и осень) и чжаньго (сражающиеся царства).

Весна и осень (Чуньцю)

Этот период в науке датируется с 770 до 480 года до нашей эры. В это время происходил процесс ослабления политического влияния и контроля династии над провинциями. В целом еще многие из них признавали центральную власть.

Однако уже выделились отдельные государственные формирования (например, Ци, Цинь, Цзинь, Чу). Они были уже достаточно сильными для оказания своего влияния на политику и решения представителей династии Чжоу. Их правители получили титул ванов, более высокий по сравнению с руководителями подчинявшихся Чжоу провинций. Все эти факты означали постепенную утрату контроля династии над большей частью Китая и, как одно из следствий, в дальнейшем возник вопрос о новом объединении страны.

период династии чжоу

Сражающиеся царства (Чжаньго)

Это период в науке датируется с 480 до 256, либо 221 года до нашей эры. В это время династия уже имела мало влияния на политическую ситуацию в Китае. Некогда признававшие ее власть провинции вышли из подчинения и сформировали свои государства.

На месте прежде единого государства Чжоу в Китае сформировалось несколько политических центров. Они боролись за расширение своей территории и распространения политической власти на другие регионы. В результате в этот период происходили военные столкновения между разными государствами на территории Китая, их границы периодически менялись. В итоге победу одержало государство Цинь, в Китае сформировалось новое единое государство.

Чжоуский феодализм

В государстве Чжоу была определенная система администрации и управления. Территория страны имела ряд провинций. Некоторые из них ранее были отдельными политическими формированиями. В эти провинции правитель Чжоу назначал своих наместников. Иногда это были представители дома Чжоу, иногда представители местной знати.

Провинции выплачивали столице денежные подати и другие повинности. Наместники иногда усиливали свое влияние в провинциях и начинали стремиться к выходу из единого государства. Это со временем вело к потере центральной властью контроля над регионами страны. Внутри самих провинций тоже были округа, наместники которых тоже иногда усиливали свое влияние. Такое политическое устройство в науке иногда обозначается термином феодализм.

Социально-политическое устройство

В государстве Чжоу большое значение имела система рангов и чинов. Правитель страны носил титул ван. Этот ранг передавался старшему сыну по наследству. Другие сыновья вана получали ранг ниже. Они, в свою очередь, передавали свой ранг старшему сыну, другие их сыновья получали опять ранг ниже. В результате социальный строй был иерархическим. Формально место в нем и ранг определялся происхождением.

Представители социальных слоев придерживались определенных внешних отличительных признаков: они носили определенную одежду, имели дома определенных размеров и формы, предметы быта. Разбогатевшие люди, по происхождению формально относившиеся к определенному социальному слою, благодаря деньгам не получали более высокого ранга. Эта система иногда характеризуется как патриархальная.

Культурное наследие

эпоха династии чжоу в китае

В эпоху Чжоу в стране были построены каналы, пути сообщения, употреблялись круглые денежные расчетные знаки. Это способствовало торговле. К этому времени относят находки зеркал из меди и серебра, предметов быта, покрытых лаком. Было организовано учреждение для передачи знаний. При династии Чжоу сформировались разные философские школы. Это государство опиралось на наследие прежнего государства Шан.