Первым ее правителем и политическим основателем был Чандрагупта, а своего наибольшего государственного развития она достигла при его внуке. Это был царь Ашока (титул царь закрепился за этими правителями в литературе, хотя они себя так не называли).

Ранние годы

Его отцом был Биндусара, который правил государством после Чандрагупты. Его матерью была женщина, которая имела невысокий социальный статус. Поэтому считалось, что у Ашоки было мало шансов стать правителем. Однако отмечается, что он обладал достаточно твердым, решительным характером. С детства он проявлял черты воина. Например, одним из его увлечений была охота. Сам Чандрагупта, который совершил много военных походов, в результате которых и сформировалась империя Маурьев, симпатизировал внуку Ашоке.

Когда он повзрослел, то был назначен управлять провинцией на севере страны. Занимаясь этим, он получал навыки государственного деятеля. Также отдельно отмечается, что уже в ранние годы Ашока проявлял интерес и к занятиям наукой, к предметам искусства. Впоследствии это отразилось на его политике.

Приход к власти

Более старшие сыновья Биндусары опасались Ашоку, поскольку он имел решительный характер и пользовался популярностью среди населения Индии. Ситуация еще осложнилась, когда он взял себе в жены женщину низкого социального статуса. Скоро она забеременела. Тогда братья Ашоки решили умертвить ее. Однако произошло так, что вместо нее они убили мать Ашоки. Тогда он приказал всех их убить, что и было исполнено. Так были устранены другие претенденты на власть. Когда Биндусара умер, Ашока возглавил государство. Это произошло около 273 года до нашей эры.

Его приход к власти в целом достаточно типичен для истории восточных деспотий, когда происходит ожесточенная борьба за правление между ближайшими наследниками, сопровождающаяся казнями.

Период правления

Время правление царя Ашоки считается периодом наибольшего развития государства Маурьев. При нем оно достигло самых больших из в его истории территориальных размеров. Сам он в начале правления продолжил завоевательную политику своего отца и деда. Его армия вторглась в соседнее государство Калингу и в результате оно было присоединено к империи Маурьев. После этого она охватила почти всю территорию Индии, кроме самого юга.

Во внутренней политике Ашока проводил меры, направленные на подъем хозяйства. При нем были возведены новые оросительные сооружения, расширилась ирригационная система. Это способствовало развитию земледелия, сельского хозяйства. Также в период его правления в стране велось масштабное строительство. Возводилось много зданий из камня, строились новые города.

царь ашока кратко

Много внимания уделялось установлению и расширению торговых связей с другими странами. При Ашоке Индия торговала с Китаем, Бирмой, Египтом, Сирией.

Приход к буддизму

Однако самым крупной и наиболее обсуждаемой в науке является религиозная реформа Ашоки. В целом индийское общество, его социальная организация начиная с ведического периода в значительной степени основана на индуизме. Например, кастовый строй вытекает из индуизма. Однако Ашока решил на государственном уровне проводить политику по распространению буддизма.

Эта религия возникла в самой Индии в VI столетии до нашей эры. Но наибольшее распространение она получила затем в других странах. Тем не менее Ашока решил стать буддистом и распространять учение буддизма. После этого он уже не проводил прежней завоевательной политики.

Характерным памятником этого мероприятия стали высеченные на камнях по всей стране его приказы по установлению предписаний буддизма. Например, запрещалось убивать животных, следовало проявлять веротерпимость, отказаться от чрезмерного употребления пищи, особенно изысканной, уважительно относиться ко всем людям.

правление царя ашоки

В науке есть мнение, что Ашока вводил буддизм с целью сплотить все общество на основе одной идеологии. Само его правление в индийской литературе часто характеризуется именно в связи с его принятием буддизма, когда он стал больше внимания уделять установлению правопорядка в государстве.

В стране, где преобладал индуизм, введение буддизма не удалось. Впоследствии другие правители не продолжали этого курса. Однако само по себе это намерение остается выделяющимся в истории Индии. Так можно кратко представить описание правления царя Ашока.