Основные периоды искусства Древней Руси

До принятия крещения восточные славяне были язычниками. Их представления этого периода обычно в науке характеризуются отдельно. Культура Древней Руси была христианской. В 988 году при великом киевском князе Владимире Святом Русь приняла крещение от константинопольской церкви. Достоверно известно, что задолго до этого важнейшего события в нашей стране были христиане. Влияние византийской культуры началось тоже уже в первые времена формирования государства с центром в Киеве. После крещения Руси это воздействие усилилось. Оно проявилось в разных сферах творчества.

Можно условно выделить два периода в искусстве восточных славян. Первый приходится на время с конца X до конца XI века, когда шел процесс активного восприятия византийской культурной традиции древнерусским народом. Второй период относится к XII–XIII векам. В науке он характеризуется как расцвет самобытного искусства с формированием общих черт культуры и специфических региональных особенностей.

прикладное искусство руси

После нашествия монголов, как правило, начинают говорить о новом этапе в истории. Культура Древней Руси обычно изучается по произведениям домонгольского времени. В первой половине XII века по принятой в науке периодизации произошел распад единого государства с центром в Киеве. Сформировались новые княжества. Наиболее крупными из них были Владимиро-Суздальское, Новгородское и Галицко-Волынское. Их культура имеет свои специфические особенности. Выросло значение новых городов: Владимира, Суздаля, Ростова, Новгорода и других. При этом основы духовной жизни народа оставались прежними. Поэтому при отсутствии политически единого государства и формировании разных княжеств на территории страны говорят о едином древнерусском искусстве.

Древнерусская архитектура

До крещения Руси здания строились из дерева. С конца X века византийские мастера приносят традиции каменной архитектуры. В первую очередь возводились церкви. Они строились из кирпича. В северных землях использовался известняк, из него получался белый плиточный материал.

В Киеве наиболее известными храмами эпохи Древней Руси X–XI веков считаются Десятинная церковь и Софийский собор с тринадцатью куполами. Они были возведены зодчими из Византии. К этому же времени относится построение Софийских соборов в Новгороде и Полоцке.

В XII – начале XIII века в северо-восточных землях были возведены известные храмы: пятиглавый Успенский собор и Дмитриевский собор во Владимире, однокупольная церковь Покрова на Нерли, Георгиевский собор в Юрьеве-Польском. Их характеризует стройность, пропорциональность, красота линий, одухотворенность.

Церкви в Новгороде отличаются строгостью линий. В XII веке были построены Георгиевский собор Юрьева монастыря, церковь Спаса на Нередице. Считается, что на архитектуру юго-западных земель оказал влияние европейский романский стиль. В Галиче и Владимире Волынском возведены Успенские соборы.

Из камня строились княжеские палаты и некоторые оборонительные сооружения.

Деревянная и каменная скульптура

Скульптура не получила на Руси широкого распространения. Она представлена в основном резьбой по дереву и камню, которая встречается на стенах Дмитриевского собора во Владимире, Георгиевского собора в Юрьеве-Польском. В Галицко-Волынской земле на рельефные изображения наносилась позолота.

Живопись и мозаика

Стены храмов внутри расписывались фресками. Они были либо из мозаики (выполнялась небольшими разноцветными камешками), либо наносились краской на сырую штукатурку. На досках писали иконы по определенному установленному канону.

Создание русских летописей

древнерусское искусство

Большого расцвета в Древней Руси достигла письменность. Одним из основных дошедших до наших дней ее памятников являются русские летописи. Обычно их вели монахи. Это была погодная запись событий. Летописцы пользовались составленными до них записями и добавляли свои сведения. Свое влияние оказывали византийские исторические труды. В результате включения известий из разных источников возникали летописные своды.

Они составлялись в разных местах. Во времена единого Киевского государства можно говорить о существовании общерусского летописания в столице. При этом оно велось и в других городах, особенно таких крупных, как, например, Новгород. Считается, что при формировании новых княжеств его содержание обычно сосредотачивалось больше на местных событиях.

Древнейшей сохранившейся летописью является Повесть временных лет, написанная в начале XII века монахом Киево-Печерского монастыря святым Нестором. Она впоследствии переписывалась в начало каждого нового местного свода и служила письменным выражением памяти об общности исторических судеб всей русской земли.

Летописи являются важным источником истории Древней Руси, они сохранили сведения о многих событиях и имеют художественную ценность. Их авторы горячо переживают за судьбу родной земли.

Изготовление ювелирных изделий

 искусство киевской руси

Высокого уровня достигло декоративно-прикладное искусство. Изготавливались разные украшения, например, ожерелья, серьги, кольца. Существовали достаточно сложные ювелирные техники: зернь (напайка большого количества металлических шариков на изделие) и скань (нанесение рисунка тонкими золотыми или серебряными нитями с заполнением промежутков эмалью).

Искусство Киевской Руси в целом характеризуется как яркое и самобытное. В нем проявилась духовность русского народа.