Однако при этом считается, что в массовом общественном сознании существует представление, согласно которому гармонь воспринимается именно как русский народный музыкальный инструмент. Возникновение такого мнения не случайно. Оно опирается на конкретную практику прошлых столетий, когда на гармони достаточно часто играли именно в деревнях и селах, то есть основное сельское население страны. Поэтому могут быть интересны вопросы, связанные с ее историей: кто изобрел гармонь, когда она начала использоваться в России, когда получила наибольшее распространение, как она менялась.

Кто создал гармонь и как она появилась в России?

Принцип работы этого музыкального инструмента основан на получении звука из язычка, сделанного из металла, находящегося в рамке, под воздействием напора струи воздуха. Считается, что этот принцип был придуман и использовался в самых разных странах, например, в Италии, Франции, Германии, Англии, Австрии, конечно, в России. Поэтому обычно в науке не называют изобретателя самого этого принципа работы инструмента.

Однако ученый музыковед и исследователь теории музыки Альфред Мартинович Мирек, основавший в нашей стране музей русской гармоники, утверждает, что именно сам по себе этот инструмент впервые был разработан и представлен обществу именно в России. Его изобретателем Мирек называет конструктора и инженера из Чехии Франтишека Киршнека.

Этот конструктор в течение своей жизни был в разных европейских странах, изучая конструкции музыкальных инструментов, работая над ними. В 1770-х годах он приехал в Санкт-Петербург и здесь продолжал свои работы. В 1783 году он сыграл перед обществом на сконструированной им гармони. Играя на ней, он одной рукой нажимал на клавиши, а другой определенным образом использовал находящийся в инструменте мех для подачи воздушной струи. Слушателям понравилась эта игра.

история гармони

Считается, что особенно было отмечено достаточно чистое по сравнению с некоторыми другими музыкальными инструментами звучание музыки из гармони, ее компактные удобные размеры, насыщенность звука. За инструментом Киршнека нужно было садиться, как, например, за фортепиано. Его гармонь получила быстро достаточно широкое распространение среди музыкантов.

Создание ручной гармоники 

Однако в привычном традиционном виде гармонь появилась позже. Как известно, она в массовом сознании предстает как музыкальный инструмент, на котором играют, держа его в руках, а не садясь за него, как за фортепиано.

Встречаются разные сведения, кто создал ручную гармонь. Например, есть сведения, что инструментом Киршнека заинтересовался немец, игравший на органе, Георг Йозеф Фоглер. Он способствовал распространению его в странах Европы, где в ближайшие годы были разработаны на основе модели Киршнека разные другие варианты инструмента. В частности, встречаются известия, что около 1822 года в Германии была сконструирована ручная гармонь, и уже из Европы пришла в Россию.

Есть другие сведения, согласно которым ручная гармоника была в России собрана самостоятельно, без влияния из других стран, либо под небольшим влиянием. Сообщается, что первую такую модель разработал тульский оружейник Тимофей Воронцов около 1820 года. Впоследствии ее продолжал совершенствовать другой оружейник из Тулы Иван Сизов около 1830 года. В последующие десятилетия инструмент быстро получал широкое распространение в разных районах России, например, в Нижнем Новгороде, Саратове.

Пик популярности гармони в СССР

В советское время гармонь была одним из самых любимых и распространенных в народе музыкальных инструментов. Считается, что особенно ярко это проявилось в годы Великой Отечественной войны. Известно, что на фронт отправлялись тысячи гармоник. Также популярность этого инструмента среди солдат запечатлел в своем произведении Александр Трифонович Твардовский. Речь идет о его поэме «Василий Теркин». В ней главный герой играет на гармони, эти стихи считаются одними из самых известных в поэме.

Гармоника использовалась в народе в деревнях во время народных гуляний, хороводов. Она была удобна для ношения с собой, ее ценили за достаточно чистый насыщенный звук.

Превращение в музейный экспонат

Постепенно с большим распространением городов и переселением людей из деревень в города использование гармошки уменьшалось. Она стала традиционным инструментом в музыкальных коллективах, занимающихся изучением и воспроизведением именно народной культуры в музыке и пении. Известный музыковед Альфред Мартинович Мирек коллекционировал долгие годы разные экземпляры гармоники. В 1999 году на основе его собрания был открыт музей истории гармони.