База понятия

В рамках христианского учения со 2 в. формировались 2 непохожих направления. Оба закрепили отличия в догматах, но в 4 в. сошлись в их связующей части (Кредо, Символе Веры).

В разных частях поздней Римской империи тогда сложились свои паствы. Христианские адепты, идущие за понравившимся теософом (философом, объясняющим сущность Христа, его Отца, роль Девы Марии и Святого Духа). Были заложены основы 2-х церквей! На Западе «еретиками» традиционно величали сторонников восточного учения, а на Востоке – наоборот… Сама этимология термина связана с простой греческой лексемой «эресис». «Выбор».

Однако позже на исторической арене появились мыслители, предлагающие вернуться к первым дням жизни упомянутого верования. Этим они отрицали потребность вообще в любой церкви. «Еретик» хотел своего осознания Бога, а не того, который навязан институтом священников.

Победа последователей любой религиозной альтернативы означала бы полную потерю клириками духовной власти – а, значит, материальных благ, политического влияния и так далее.

Что такое ересь и откуда она взялась?

Итак, часть населения, верующего в Иисуса Христа, пыталась показать церкви ее сущность. Мол, понтифик, кардиналы и епископы являлись ненужными посредниками, придумавшими себе «заработок из воздуха». Для общения с Господом не нужны ни церковники, ни их латинские молитвы. Уже из вышеприведенных терминов становится понятным, что наиболее преследуемыми были католические еретики.

Что такое ересь

Но изначально слово «католический» не было уместным в контексте описания 2 видов основной религии Европы. Говоря, например, о X столетии, грамотнее говорить не «католичество», «а западный христианский обряд» («римский обряд»). Папа и Вселенский Патриарх взаимно предали друг друга анафеме лишь в 1054 году (то есть уже в XI веке). Мало того, в 10 в. «кафолическим» называл себя и восточный обряд.

Были ереси, все-таки предполагающие «посредников». Но лишь в рамках более скромных полномочий. Говоря шире, ересь – вообще любое сознательное отклонение от закрепленной в какой-то местности трактовки символа веры. Любые смелые воззрения жестоко преследовались служителями официального христианского культа. Причины этого указаны в 4-м абзаце обзора.

Самое интересное, на Ближнем Востоке и на соседствующем с ним Армянском нагорье даже после Раскола продолжали существовать Апостольские (поместные) церкви, не принявшие ни одну из сторон и склоняющиеся к куда более старым взглядам христиан. Мало того, до сих пор существуют синкретические (основанные на смеси с другими религиями) виды христианства.

Как католическая церковь боролась с еретиками?

Вот распространенные на тот момент духовные сообщества, противостоящие католической догме:

  • альбигойцы (утверждали, что Иисус не был материален, но это не значило, что он имел божественную ипостась; таковая была лишь у Святого Духа; последователи гностицизма существовали с первых дней христианства, имеются они сегодня, причем повсюду в мире);

  • несториане (назло Кредо Несторий был убежден, что Дева Мария не была матерью Бога, она родила Христа-человека, который, тем не менее, мог иногда иметь и природу Бога);

  • монофизиты (главные оппоненты несторианцев; утверждали, что Бог имеет только одну сущность: собственно, «божественную», духовную; но для Кредо это тоже «отклонение»);

  • катары (это более упоминаемое в источниках сообщество обсуждаемого здесь времени).

Оппонентов католической ортодоксии пытали в надежде, что те признают свою неправоту. Упрямых казнили мучительными способами: медленно топили, расчленяли, вывешивали в клетке на мороз или в жару. А с позднего Средневековья – прилюдно сжигали на кострах.

Имущество казненных присваивала себе церковь. Некоторая его часть становилась наградой лицу, выдавшему еретика власти.

«Катаризм» как одна из самых известных еретических сект

«Катарос» с языка эллинов – «чистый». В Западной Европе 12-13 вв. жители Южной Франции уверяли, что ни разу не осквернили себя учениями, противоречащими «истинной» вере Иисуса. Сами себя они именовали «добрые люди». Увы, их идеология тоже не вписалась в парадигму восприятия римско-католических церковников. Она базировалась на более ранних представлениях о нематериальном существовании Христа и о свободном выборе каждым человеком «добрых мыслей». То есть противоречила всему материальному в христианстве, а, значит, и каким-либо овеществленным ритуалам (на которых и базировалась любая церковь!). Против катаров (в области, называвшиеся общим именем Прованс) выдвинулись крестоносцы.

Борьба с ересью в православии

Борьба с еретиками велась и на Востоке христианского мира. В русской традиции церкви, подчиняющиеся только Вселенскому Константинопольскому Патриарху, получили общее название «православных». Но и внутри контролируемых ими приходов были свои вольнодумцы, пытающиеся трактовать учение Христа демократичнее. А, самое «страшное» – в языческом или иноверном контексте. Известнейшие секты внутри православия, приведены списком.

  1. Богомилы (болгарская секта рожденных в Армении павликиан, утверждавших, что лишь Небеса закреплены за Богом, а на земле царствует исключительно Сатана).

  2. Иконоборцы (люди, склонные к монофизитству – те, кто отказывал Христу в материальном облике, а, значит, запрещал его антропоморфные изображения).

Православные епископы с благословения Вселенского Патриарха объявили войну своим «несогласным». В Византии жестоко преследовали павликиан (их казнили, конфисковывали имущество). В Русском государстве с середины 17 в. официальная церковь начала притеснять так называемых «старообрядцев». Православных жителей, отвергнувших унификацию с обрядами «основного» православия (Константинопольского патриархата).