Сущность и предпосылки

В Римской империи при святом равноапостольном царе Константине Великом со стороны государства прекратились гонения на христиан. Им было разрешено, согласно Миланскому эдикту 313 года, свободно исповедовать свою веру. Христианство распространилось с первых веков его проповеди по всей империи. Когда в 395 году она разделилась на западную и восточную, многие из населения, правители, государственные власти исповедовали христианство. В Византии для жизни людей основное значение имела их вера, в стране распространялось монашество, строились церкви.

Однако периодически в те века появлялись разные ереси. Это приводило к волнениям среди населения, поскольку еретики увлекали за собой других людей. На защиту правой веры выступали Отцы Церкви, святые люди, многие монахи. В истории Византии большое значение имеет история христианской Церкви. Императоры принимали во время распространения ересей решение, кого поддержать, и это влияло на конкретные события, на политику государственной власти.

Одной из ересей, которая появилась широко в VIII столетии, было иконоборчество в Византии. Ее суть сводилась к отрицанию поклонения святым иконам и мощам, их почитания. Обычно ученые характеризуют возникшее противостояние как один из богословских споров, которые возникали, когда появлялась какая-либо ересь. Однако в Византийской империи эти вопросы очень занимали население и представителей государственной власти, поэтому споры вокруг них часто приводили к общественным волнениям, внутренней борьбе, определенному курсу со стороны правителей.

иконоборчество в византии

Первый этап

Обычно начало периода иконоборчества связывается с деятельностью императора Льва III Исавра. Он начал свое правление в 717 году. Именно он официально стал проводить политику по утверждению иконоборчества. Произошло это не сразу. Лев III начал издавать указы против иконопочитателей с 730 года. Это сильно изменило ситуацию. Теперь государственная власть стала насаждать административным путем еретическое учение, вмешиваясь в дела Церкви. Лев III отдал приказ убирать иконы из храмов, с видных мест в населенных пунктах. Это привело к волнениям среди населения. Многие жители Византии, столицы государства Константинополя выступили на защиту икон. Произошли столкновения между ними и государственными чиновниками, выполнявшими приказ императора.

В те годы Византия имела территориальные владения в Италии. Папа Римский Григорий II созвал в 731 году собор для обсуждения решения Льва III о борьбе с иконами. Состоялся Латеранский собор, на котором духовенство осудило решение императора. Ученые считают, что результатом политики Льва III стало ослабление влияния Византии в Италии. Сначала император в ответ на решение Латеранского собора вывел из-под ведомства папы римского управление ряда территорий в Италии, на восточном берегу Адриатического моря. Однако впоследствии папы стали больше ориентироваться на новое франкское королевство. Многие земли в Италии были захвачены сначала лангобардами, а потом франками. У Византии остались владения только на юге страны.

период иконоборчества

Усиление иконоборчества произошло при следующем византийском правителе Константине V Копрониме. Он решил созвать собор для принятия решения о борьбе с иконами и мощами. На него собралось много еретиков, которые соглашались с императором, знали его намерения и были готовы их выполнить. В результате в 754 году состоялся лжесобор, на котором было отвергнуто иконопочитание.

После этого гонения на защитников икон усилились. Особенно преследовались монахи, которые утверждали поклонение иконам. Ученые отмечают, что во время иконоборчества больше всего гонениям подвергались не миряне, а духовенство. Православных епископов смещали с их кафедр и заключали в тюрьмы. Во время гонений многие святые приняли мученическую кончину за почитание святых икон и мощей.

После Константина Копронима следующим императором стал Лев IV Хазар. Он тоже проводил иконоборчество, но уже не так сильно, как его отец. Его супругой была святая царица Ирина. Она исповедовала иконопочитание. В 780 году ее муж умер и она стала правительницей Византии при своем малолетнем сыне. Она выступила за проведение Вселенского собора для решения вопроса о поклонении иконам и мощам. Этот Вселенский собор стал седьмым, он состоялся в городе Никее в 787 году при святом константинопольском патриархе Тарасии. На нем были осуждены решения лжесобора 754 года и утвержден догмат иконопочитания.

причины иконоборчества

Второй этап

В 813 году в результате интриг и внутренней борьбы новым императором стал Лев V Армянин. Он опять начал насаждать иконоборчество. По его приказу православный святой константинопольский патриарх Никифор был отправлен в изгнание.

Льва V свергли и убили в результате заговора и новым правителем Византии стал Михаил II. При нем в целом не проводились гонения на почитателей икон, но иконоборчество не отменялось. С 829 года наступило правление нового императора Феофила. Он опять усилил гонения на православных. В 842 году он умер и правительницей Византии стала его супруга святая царица Феодосия. При ней иконоборчество была запрещено. Новым константинопольским патриархом стал святой Мефодий. В 843 году на соборе было провозглашено иконопочитание. Так завершился период иконоборчества. События 843 года празднуются православной Церковью как Торжество Православия.