Легенда осуассонской чаше

К концу V столетия франкское племя уже прочно обосновалось на территориях современной Бельгии, юга Нидерландов, северо-востока Германии. Однако оно продолжало активный натиск далее в Галлию на земли Западной Римской империи. В это время франки внутренне не были одним политическим формированием. Они проживали в разных районах и имели несколько союзов, возглавлявшихся своими вождями.

Наиболее крупными союзами были салические и рипуарские франкские племена. Именно между ними развернулась борьба за политическую власть над всеми франками. Правителем салического союза в 481 году стал Хлодвиг. Он тогда был очень молод, ему было пятнадцать лет. Однако он сразу начал проводить активные внешние завоевательные действия. Считается, что его политическая власть была намного прочнее, чем у прежних вождей. Сохранился один рассказ, который в литературе традиционно приводится для иллюстрации этого факта.

После одной из крупных побед при городе Суассоне франкские воины традиционно делили поровну между собой добычу, как это было принято при политическом племенном строе, который в науке получил название военной демократии. Особенностью этого строя было отношение к вождю как к в целом такому же воину, как и его товарищи. Поэтому вождь забирал себе определенную долю добычи, не распоряжаясь ей полностью.

В этом рассказе сообщается, что Хлодвиг хотел забрать одну чашу по просьбе христианского епископа города Реймс и передать ее ему. Однако это было уже нарушением сложившихся обычаев. Большинство воинов не возражало против желания Хлодвига, но один из них воспротивился ему и разрубил чашу, сказав, что вождь не должен нарушать установленных обычаев. Тогда Хлодвиг промолчал, но спустя год на военном смотре он опять встретил этого воина и придрался к нему, что его вооружение находится в не надлежащем виде. Тогда он разрубил его, сказав, что поступает с ним так же, как тот с чашей.

Этот рассказ чаще всего интерпретируется в том смысле, что король Хлодвиг уже достаточно усилил свою власть, поэтому позволил себе спустя время припомнить войну его сопротивление его желанию забрать себе чашу сверх положенного обычаем. Однако существует и другая интерпретация, согласно которой этот рассказ, наоборот, показывает, что власть правителя, еще находилась в сильной связи с его окружением, поскольку Хлодвигу пришлось ждать год, он не добился своего, чтобы получить чашу, и разрубил воина, только найдя внешний предлог в несоблюдении им своего вооружения в надлежащем виде.

Военные победы

При Хлодвиге земли, занимаемые франками, значительно увеличились в результате его успешных войн с соседями. Среди них были как римляне, которые еще контролировали значительные территории Галлии, так и другие германские племена, самыми крупными из которых были бургунды, алеманны, вестготы. Со всеми ними франки вели военные противостояния.

В 486 году они одержали крупную победу над римскими войсками в сражении при городе Суассоне. В результате они подчинили себе римское государство в Галлии, которое возглавлял Сиагрий. Это были северо-западные и центральные районы современной Франции. Затем франки сражались с проживавшими южнее алеманнами. Войны с ними продолжалась несколько лет и в итоге франки нанесли им поражение, присоединив новые земли.

В конце V и в начале VI столетия Хлодвиг вел две войны с государством вестготов, которое располагалось на юге и юго-западе современной Франции. Они длились по несколько лет и в результате франки отвоевали у вестготов новые территории в этом регионе. С государством бургундов Хлодвиг в целом поддерживал мирные отношения. Он женился на Клотильде, которая принадлежала к бургундскому правящему дому.

Характер правителя

король хлодвиг

В науке отмечается, что методы борьбы Хлодвига за установление своей политической власти над всеми франками отличались расчетливостью и беспощадностью к противникам. Например, чтобы присоединить рипуарских франков, он подкупил в окружении его правителя некоторых воинов, которые и предали его в момент сражения. Также он способствовал обострению внутренней борьбы между родственниками в правящей среде этого союза.

Внутренняя политика

Во внутренней истории франков этого времени самое важное значение имеет принятие ими христианства. Сам Хлодвиг долго оставался язычником. Его жена Клотильда была христианкой и склоняла мужа тоже стать христианином. В то время многие германские племена принадлежали к арианской ереси. Но Клодильда исповедовала ортодоксальное христианское вероучение. Хлодвиг тоже принял крещение в ортодоксальной Церкви. После этого Хлодвига короля франков стало поддерживать христианское духовенство и христианское население Галлии. Крещение приняли и многие из его окружения.