Понятие секуляризации

Патриарх Филарет способствовал восшествию на престол первого представителя династии Романовых, Михаила Фёдоровича. С XVII в. могущество церкви стремительно укреплялось: духовенство участвовало в государственных делах, присваивало себе земельные наделы под приходы и монастыри. Церковные владения не облагались налогом, а крестьяне, обрабатывающие эти земли подневольным трудом, освобождались от уплаты подушной подати. Духовенство располагало обособленной от царского двора частью государственной казны.

Секуляризация — это процесс изъятия церковной собственности — земельных участков и закрепленных за ними крестьян — в пользу государства, или обмирщение монастырей. Цель — лишение церкви независимых источников финансирования, дающих ей возможность влиять на решения правительства. Процесс конфискации материальных ресурсов у Священства и епископата обладал и экономическим, и политическим значением. Перестав быть землевладельцем, церковь приобретала зависимость от государственного жалования и занимала место в вертикальной иерархии власти, уже не могла равняться с  императорским двором по могуществу.

Подготовка к принятию Манифеста о секуляризации

секуляризация церковных земель при екатерине

Начало процессу секуляризации положил Пётр I, монарх, стремившийся поставить религиозные организации на службу государству и умалить права церкви. Рассматривая церковь в качестве государственного института, первый русский император проводил частичную конфискацию монастырский земель ради получения средств на Азовские походы и Северную войну.

Специальный указ о секуляризации церковного имущества подготовил Петр III, но за всего 6 месяцев правления не успел в полной мере воплотить начатое. Наибольшим масштабом отличилась секуляризация при Екатерине I. Взойдя на российский престол в 1762 г., она отменила указ свергнутого императора-мужа. На тот момент императрице, пришедшей к власти посредством Дворцового переворота, требовалась поддержка духовенства. Но по прошествии двух лет, в 1764 г, положения указа Петра III государыня повторила в собственном высочайшем Манифесте о секуляризации.

Суть и итоги секуляризации церковных земель

Из собственности Русской православной церкви изымалось свыше восьми миллионов (около 9 млн га) десятин земли, а также 910 тыс церковных и монастырских взрослых крестьян мужского пола. Земельными участками и крестьянскими душами заведовала Коллегия экономии Синодального правления.

Последствия секуляризации:

  1. Манифест 1764 г. кардинально перестроил отношения между правительством и церковью: последняя полностью утратила политическое влияние, впала в экономическую зависимость.
  2. Количество монастырей сократилось на ⅔.
  3. Духовенство включилось в вертикаль государственной власти и стало ее вынужденным союзником.
  4. Казна пополнилась за счет конфискованных земельных владений и податей, взимаемых с около 1 млн экономических крестьян.

Аналогичные процессы в Европе

Правители государств Западной Европы проводили конфискацию церковной собственности в эпоху Реформации XVI-начала XVII в. Происходило изменение внутреннего устройства Католической церкви. Европейские страны становились светскими, и монархи желали подчинить своему контролю духовенство, а также пополнить казну.

Второй толчок интенсивной секуляризации в странах Франции, Италии и Германии дала Великая Французская Революция, когда церковь утратила прежнее величие в народном сознании, а власть перешла к материалистически настроенному буржуазному сословию с его приверженностью идеологии Просвещения, известной резкой критикой христианской религии.

Судьба Манифеста после Екатерины II

В екатерининскую эпоху основная часть церковных и монастырских земель перешла в собственность государства.

Манифест обладал юридической силой до конца 1917 года, вплоть до исчезновения Российской Империи и появления Советского союза. После Великой Октябрьской революции и кардинального изменения политической структуры российского госаппарата произошло упразднение церкви как социального института. С 1917 г. началось проведение секуляризации церковных земель в масштабе всей страны. Действия большевистского правительства законодательно подкреплялась полным лишением ре­лигиозных ор­га­ни­за­ций права на владение собственностью и ут­ра­той ими ста­ту­са юри­дических лиц. Советская власть последовательно присвоила себе все имущество религиозных организаций.